• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вузовский менеджмент: учиться учить

В 2011-12 учебном году в Вышке стартует новая магистерская программа «Управление в высшем образовании». О том, на кого она рассчитана и чему там можно научиться, рассказывает директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина.

— Ирина Всеволодовна, какова идея новой магистерской программы? Это курсы повышения квалификации ректоров и проректоров?

— Нет, это ни в коем случае не «курсы повышения квалификации ректоров». Цель программы заключается в том, чтобы помочь университетам создать стратегические команды, которые смогут заниматься развитием вузов и продвижением на рынке образовательных услуг, как российском, так и международном. Мы предполагаем, что такие команды смогут с помощью современных исследовательских технологий выявить основные проблемы вуза, найти способы их решения, построить разумную программу развития.

На мой взгляд, Вышка обладает достаточно большим опытом в этой сфере, чтобы мы могли поделиться им с коллегами. В 2006-2007 годах наш университет стал одним из победителей конкурса приоритетного нацпроекта «Образование» на реализацию инновационных образовательных программ (ИОП). После этого была разработана программа развития ГУ-ВШЭ, получен статус национального исследовательского университета. Кроме того, сейчас под руководством научного руководителя Института развития образования ГУ-ВШЭ Исака Фрумина (кстати, он будет преподавать на новой программе) разрабатываются программы развития Дальневосточного федерального университета, вузов республики Татарстан, Ульяновской области.

— Существуют ли у новой программы зарубежные аналоги?

— Сходные программы существуют в университете Висконсин-Мэдисон (University of Wisconsin-Madison), с которым мы планируем тесно сотрудничать при реализации нашей программы. Однако там подход более аналитический, больше внимания уделяется исследованию проблем высшего образования, а у нас — акцент сделан на управление. Также мы будем активно использовать международный опыт, сотрудничать как с университетом Висконсин-Мэдисон, так и со Стенфордским университетом (Stanford University). Уже достигнуты договоренности, что ведущие сотрудники этих университетов прочтут слушателям программы ряд курсов. Так, из университета Мэдисон-Висконсин к нам приедет Марк Джонсон, известный специалист по исследованиям образования.

В целом, на мой взгляд, использование международного опыта, в первую очередь — исследовательского, сейчас очень важно. Думаю, со мной многие согласятся. К примеру, Андрей Волков, ректор Московской школы управления «Сколково», в своем отзыве на нашу магистерскую программу особо отметил, что сейчас необходимо ориентироваться на современные международные технологии исследований и продвижения высшего образования.

— Какие подразделения Вышки реализуют программу?

— Это наш Институт развития образования. Однако мы будем тесно сотрудничать с большим количеством других подразделений. Например, у нас будет преподавать Сергей Филонович, и опыт возглавляемой им Высшей школы менеджмента, несомненно, будет очень важен для слушателей. Большую роль в реализации нашей программы будет играть Лаборатория институционального анализа экономических реформ, возглавляемая Марией Юдкевич, которая также будет преподавать на нашей программе. Правовой подготовкой магистрантов будет заниматься Анна Вавилова, один из наших ведущих специалистов по международному праву и законодательству в области защиты авторских прав. Кроме того, у нас будет преподавать Надежда Титова, известный специалист по стратегическому менеджменту. Вообще управленческая составляющая очень важна для нашей программы, и я уверена, что участие ординарных профессоров Вышки Надежды Титовой и Сергея Филоновича поможет ее качественной реализации.

— Потенциальные слушатели – это любые сотрудники вузов?

— Да. Команды, которые будут заниматься развитием вузов, должны состоять из разных сотрудников. Это не только руководители вузов – ректоры, проректоры, деканы, – но и молодые преподаватели, специалисты по исследованиям, маркетингу. Однако мы полагаем, что к нам придут люди взрослые, с опытом работы, кандидаты и доктора наук.

Поскольку одному человеку заниматься продвижением университета невозможно, мы будем отдавать предпочтение командам специалистов из одного вуза, тем более что среди курсов программы особая роль отведена обучению принципам командной работы. Уже сейчас к нам собираются приехать специалисты из Татарстана, мы очень надеемся, что будут и другие слушатели.

— Вероятно, подобным специалистам будет непросто оставить свои рабочие места на два года?

— Да, поэтому программа будет реализована в очно-заочной форме. Мы полагаем, что большинство учащихся будет регулярно приезжать в Москву для двухнедельной очной работы, а большую часть времени работать с преподавателями в режиме on-line или выполнять их задания самостоятельно. Принципиальная особенность программы в том, что она рассчитана на учебу без «отрыва от производства».

— В текущем учебном году Институт развития образования начал обучение по трем магистерским программам: «Измерения в психологии и образовании», «Политические вызовы современности» и «Управление образованием». Как вы оцениваете опыт их реализации?

— Я считаю этот опыт очень успешным. При наборе магистрантов на программу по управлению мы опасались, что большинство учащихся потеряется на фоне большой команды из Татарстана. Однако этого не произошло. Сейчас там идет очень хорошая работа, учащиеся прекрасно сотрудничают в малых исследовательских группах, преподаватели очень высоко оценивают их подготовку и прогресс.

Мне очень нравится, как реализуется наша программа по измерениям. Уже сейчас магистранты готовят ряд интересных исследований как сугубо аналитического, так и управленческого характера.

Наконец, я очень довольна тем, что мы открыли программу по политическим вызовам современности. Мне кажется, что сейчас изучение истории в школах не менее важно, чем изучение математики, а внимания этому уделяют недостаточно.

Мы думаем о расширении этих программ, планируем открыть их и в филиалах Вышки. Я очень высоко оцениваю перспективы наших филиалов, уверена, что, например, программа по управлению будет иметь большой успех в Санкт-Петербурге.

Екатерина Рылько, специально для Новостной службы ГУ-ВШЭ