• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Аукционы и потребительский рынок: изучая механику

1 февраля в ВШЭ была открыта новая лаборатория по исследованию стратегического поведения и институционального дизайна. О задачах нового подразделения рассказывают его научный руководитель — известный специалист в области микроэкономики профессор Маартен Янссен (Maarten Janssen) и заведующий лабораторией Алексей Парахоняк.

Сотрудничество профессора Янссена с Высшей школой экономики началось в 1992 году — практически с момента основания университета. В 1994 году он стал первым зарубежным специалистом, проводящим занятия в ВШЭ. В те годы он был ассистентом профессора университета Эразмус и обучал молодых преподавателей Вышки, приезжающих в университет на стажировку в рамках проекта ТАСИС, основам преподавания микроэкономики, теории игр и теории организаций. Позднее Маартен Янссен ежегодно приезжал в Вышку с лекционными курсами и проводил научно-исследовательские семинары для студентов магистратуры, был членом экзаменационной комиссии, а затем и академическим координатором программы двойных дипломов университета Эразмус и НИУ ВШЭ. Сейчас он — профессор университета Эразмус и директор Тинбергенского института — продолжает работу со студентами Вышки и активно занимается подготовкой молодых исследователей, приглашая на программы Ph.D. выпускников магистратуры ВШЭ.

— Прежде всего объясните, пожалуйста, что такое институциональный дизайн?

Профессор Янссен: Этот термин легче всего объяснить на примере аукциона. Если меняются правила работы аукциона, то его участники, соответственно, меняют свое поведение. С точки зрения экономиста, аукцион является институтом, а свод правил работы аукциона — его институциональным дизайном. Мы хотели бы понять, какие правила должны быть установлены, чтобы люди вели себя определенным образом. Необходимо выяснить — какие правила приводят к наиболее эффективной деятельности рынка, а какие — мешают его развитию.

Если рассматривать экономику с точки зрения теории игр, то участники любой игры стремятся к достижению своей цели, взаимодействуя друг с другом, и огромное значение приобретают правила игры. В экономике правила устанавливает правительство того или иного государства, и от этих правил зависит исход «игры». Институциональный дизайн отвечает на вопросы об оптимальных правилах игры, обеспечивающих успех в той или иной области. Лаборатория будет исследовать принципы институционального дизайна рынка и их влияние на стратегию поведения потребителя.

— Какими будут основные методы и формы работы лаборатории?

Профессор Янссен: Методологической основой исследования будет теория игр — наука, изучающая модели взаимодействия, реакций и стратегий людей.

Алексей Парахоняк
Алексей Парахоняк
Алексей Парахоняк: Теория игр — это аппарат для анализа ситуаций. Суть теории игр применительно к стандартным рыночным механизмам проявляется в том, что действия игроков меняют общую ситуацию: когда один игрок меняет свою тактику, то другие игроки реагируют на это и меняют свое поведение. Соответственно — первый игрок должен это изначально учитывать, а потом, в свою очередь, реагировать на перемены. Одним словом — проявлять стратегическое мышление, как при игре в шахматы. В ситуации, когда количество агентов-игроков не очень большое, такой инструментарий анализа очень эффективен.

— Какие научные задачи будет решать лаборатория?

Профессор Янссен: Мы сосредоточимся на исследовании двух основных тем — аукционы и потребительский рынок. В общих чертах наша задача заключается в изучении способов функционирования рынка, а если говорить конкретнее, то мы хотели бы проанализировать, как поиск потребителями определенных товаров и цен влияет на само развитие рынка. С одной стороны, покупатель вынужден нести значительные затраты в поисках необходимого товара, с другой стороны, компании тратят значительные средства на рекламу своей продукции и влияют на затраты потребителя. В целом процесс выглядит, как две стороны одной медали. Можно ли каким-то образом повлиять на затраты обеих сторон? К примеру, сделать информацию более доступной, разместив и расположив ее в интернете удобным для поиска способом? Какое влияние потребительский спрос и реклама конкурентов оказывают на стратегии компаний (слияния фирм, их ценовая политика, в том числе гарантия минимальной стоимости какого-либо продукта)? Мы должны проанализировать эти взаимоотношения, которые пока совсем недостаточно исследованы в России, хотя на Западе уже давно ведется их изучение в самых разных контекстах. Нужно интегрировать эти европейские знания в среду российских исследователей.

Алексей Парахоняк: Идеи для конкретных исследований зачастую можно почерпнуть из повседневной жизни. Приведу простой пример. Я недавно занимался поиском квартиры для аренды и выяснил, что в этом процессе не всегда можно сделать «шаг назад» и вернуться к уже просмотренной квартире. Агентства просят внести депозит за определенную квартиру и только в этом случае они гарантируют, что жилье останется за вами. Эта ситуация вполне подходит для анализа. Депозит — это хорошо или плохо? Каким должен быть его минимальный или максимальный размер? Необходимость внесения депозита ухудшает или улучшает шансы квартиры на аренду, меняет общую ситуацию на рынке недвижимости? В итоге чаще ли человек снимает ту квартиру, которая ему понравилась, или он вынужден принимать решение под давлением того факта, что квартира может «уйти»?

— Как часто при вашей загруженности в родном университете вы сможете бывать в России?

Маартен Янссен
Маартен Янссен
Профессор Янссен: Я планирую приезжать в Москву примерно 9 раз в год сроком на неделю для координации и научного руководства деятельностью лаборатории. Кроме того, буду заниматься организацией семинаров и конференций, работой с молодыми учеными и аспирантами Вышки, помогать им с публикациями в международных журналах. Первая международная конференция, на которую мы пригласим ведущих исследователей из Европы и США, пройдет в Высшей школе экономики в июне.

Во время моих визитов в Москву сотрудники лаборатории будут выступать со своими презентациями о ходе исследований — о результатах, проблемах, новых вопросах, планах дальнейшей работы. Мы планируем проводить встречи с зарубежными коллегами, которые занимаются аналогичными исследованиями. В периоды моего отсутствия сотрудники лаборатории будут встречаться раз в неделю и обсуждать текущие дела. В бюджет проекта заложены средства на деловые поездки сотрудников за рубеж. Кроме того, мы будем проводить видео-конференции, обмениваться мнениями по электронной почте. Расстояние уже не является ни препятствием, ни проблемой для эффективной работы. Дистанционное сотрудничество вполне продуктивно в мировом академическом сообществе.

— Кто будет работать в штате лаборатории?

Профессор Янссен: Сейчас мы занимаемся поиском сотрудников, проводим встречи и собеседования. Я не хотел бы на этом этапе называть конкретные имена, но уже понятно, что в состав лаборатории войдут как опытные ученые-исследователи, так и аспиранты, и студенты магистратуры.

Алексей Парахоняк: Мы приглашаем студентов и аспирантов ВШЭ и других вузов к сотрудничеству. Если вы хотите пройти собеседование на работу в лаборатории, присылайте резюме на мой электронный адрес. Желательно также прислать одну из своих работ — курсовую, дипломную или просто эссе. Тех, кому интересны темы, над которыми мы будем работать, или кто просто хочет побольше узнать о нас, мы ждем на наших семинарах и презентациях. Чтобы получить информацию о них, обращайтесь по электронной почте на адрес parakhonyak at hse ru.

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

20

заявок от ученых из Бельгии, Великобритании, Дании, Германии, Испании, Италии, Канады, Норвегии, США, Эстонии и Японии принято на конкурс проектов по созданию международных лабораторий Вышки.

В Вышке открылась Международная лаборатория региональной истории России

Новая Международная лаборатория региональной истории России НИУ ВШЭ займется изучением социально-политической истории российских регионов с ХVIII века до современности.

«Зеркальная симметрия была открыта физиками, но очень быстро привлекла внимание математиков»

Среди недавно открытых в Вышке международных лабораторий — Международная лаборатория зеркальной симметрии и автоморфных форм. Научный руководитель лаборатории Людмил Кацарков и кураторы двух научных направлений лаборатории Валерий Гриценко и Виктор Пржиялковский рассказали о том, почему она имеет все шансы стать уникальной междисциплинарной структурой по изучению зеркальной симметрии, автоморфных форм и теории чисел.

«Алгоритм машинного обучения умеет находить закономерности в данных, которые не видит человек»

В декабре 2016 года в Вышке были открыты пять новых международных лабораторий, в том числе Международная лаборатория глубинного обучения и байесовских методов. Предмет  ее исследований — комбинированные нейробайесовские модели, объединяющие достоинства двух наиболее успешных в настоящее время парадигм машинного обучения — нейросетевой и байесовской.

В ВШЭ начинают работу новые международные лаборатории

Ученый совет ВШЭ 23 декабря одобрил создание четырех лабораторий: русско-европейского интеллектуального диалога, исследований населения и здоровья, глубинного обучения и байесовских методов, суперкомпьютерного атомистического моделирования и многомасштабного анализа.

Новые международные лаборатории в Санкт-Петербурге займутся исследованиями экономики здоровья и теории игр

26 июня Ученый совет Вышки одобрил открытие двух новых международных лабораторий. В структуре Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента ВШЭ появятся лаборатория экономики, управления и политики в области здоровья, а также лаборатория теории игр и принятия решений. Их научными руководителями станут известные зарубежные ученые.

«Создана большая сеть международного сотрудничества»

В 2014 году 23 международные лаборатории Вышки задействовали в своих изысканиях 520 сотрудников, подготовили 427 статей и 450 докладов для внешних научных конференций. В свежем, 102-м, выпуске информационного бюллетеня ВШЭ «Окна роста» представлены итоги работы этих подразделений в целом, а ведущие ученые самых первых и успешных лабораторий Федор Богомолов и Рональд Инглхарт рассказывают о работе своих коллективов.

Новая лаборатория будет исследовать проблемы развития Москвы без оглядки на мнение городских властей

14 мая в Высшей школе урбанистики ВШЭ прошла презентация Лаборатории полевых исследований города ВШЭ, которая будет проводить исследования в сфере социологии и социальной географии, формируя новую коммуникативную площадку ученых, общественных деятелей, городских активистов и студентов.

Российский сетевой анализ начинается в Вышке

В Высшей школе экономики создана Международная лаборатория прикладного сетевого анализа. О развитии нового научного направления и основных задачах лаборатории рассказывают ее руководители — профессор Университета Индианы Стэнли Вассерман и заместитель декана факультета менеджмента ВШЭ Валентина Кускова.

ВШЭ создает международные лаборатории совместно с РЭШ и «Сколково»

Вместе с коллегами из Российской экономической школы (РЭШ) Вышка займется исследованиями экономической истории России. Проект со «Сколково» предполагает изучение проблем права и социального развития в глобальном мире. В работе обеих лабораторий примут участие зарубежные ученые.