• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Защита — вовсе не страшное, а, наоборот, интересное мероприятие…" 7 вопросов об аспирантуре в Вышке трем новым кандидатам наук

Весной 2008 г. в ГУ-ВШЭ было защищено несколько кандидатских диссертаций. О том, трудно ли было учиться и, главное, защититься, мы поговорили с бывшими аспирантами, ныне — кандидатами наук Ириной Калуцкой, Ольгой Патоша и Василисой Платоновой.

Ирина Калуцкая защитилась по специальности по специальности 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии. Тема ее диссертации — "Макиавеллизм личности и "троянское" обучение в российской и американской культуре". Научный руководитель — Александр Николаевич Поддьяков.

Ольга Патоша защитилась по специальности по специальности 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии. Тема диссертации — "Мотивация поведения потребителей на рынке товаров бытового потребления". Научный руководитель — Владимир Дмитриевич Шадриков.

Василиса Платонова защитилась по специальности 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством. Тема диссертации "Управление развитием нефтегазового комплекса удаленного района на примере Республика Саха (Якутия)". Научный руководитель — Михаил Михайлович Соловьев.

Вопрос 1. Как выбрать аспирантуру?

Наши аспиранты выбрали ГУ-ВШЭ под влиянием целого комплекса субъективных и объективных факторов.

Ирина Калуцкая: Делала выбор между МГУ, Институтом психологии РАН и Вышкой. Выбрала Вышку после того, как посетила все три аспирантуры. Посмотрела техническое оснащение, график обучения и т.д. Хотела поехать на стажировку за границу, спрашивала о такой возможности во всех трех университетах, и только в Вышке сказали, что поддержат меня.

Василиса Платонова: Вышка — это лучший экономический вуз. При этом в аспирантуру набор был достаточно большой, что повышало вероятность поступления.

Ольга Патоша: Выбрала Вышку — в ней как раз был первый набор психологов в аспирантуру по общей психологии, психологии личности и истории психологии.

Вопрос 2. Какой проблеме посвящена ваша диссертация?

И.К.: В центре работы — изучение психологического манипулирования, а именно связи макиавеллизма личности с "троянским" обучением в российской и американской культуре. В частности, я исследовала представления обычных людей о макиавеллистах и выявила взаимосвязь между профессиональными психологическими и обыденными, "наивными" теориями макиавеллизма.

В.П.: В диссертации я попыталась разработать механизм управления развитием нефтегазового комплекса удалённого региона на примере нефтегазового комплекса (НГК) Республики Саха (Якутия). Разработанный мной механизм управления включает схему межпрограммной координации, средства моделирования развития НГК и определения точек воздействий со стороны региона.

О.П.: Моя тема — на стыке экономики и психологии. Диссертация основывается на разработанной мной методике, которая предполагает оценку мотивации потребительского поведения. На основе данной методики было выявлено, например, что с увеличением возраста происходит усиление материальной потребности и снижение значимости социальной потребности при покупках. Я надеюсь, что эта методика может использоваться для проведения маркетинговых исследований различных товаров, продукций фирм, товаров-новинок и т.п.

Вопрос 3. Какова, по-вашему, роль научного руководителя?

Степень удовлетворенности от обучения в аспирантуре зависит, в том числе, и от того, насколько эффективно и гармонично выстраиваются отношения между аспирантом и научным руководителем. Иногда выбирают научного руководителя, а уж вслед за ним — аспирантуру того института, где он работает.

О.П.: Я шла скорее не в аспирантуру, а к научному руководителю. Моим научным руководителем был Владимир Дмитриевич Шадриков. Я с ним переговорила, а потом решила поступать в аспирантуру. Сначала был этап "притирки": мне надо было понять, чего Владимир Дмитриевич требует, чего ожидает, а ему — чего я хочу и могу. Было очень интересно работать вместе. Поддержка с его стороны была и моральная, и профессиональная. В.Д. Шадриков подсказал мне, как попытаться применить разработанную им психологическую модель к моей проблематике.

В.П.: Я писала у Михаила Михайловича Соловьева — он "золотой" человек, взаимодействие с ним было очень эффективным, он многому научил меня. Мне очень повезло.

И.К.: Просто потрясающее общение было с моим научным руководителем Александром Николаевичем Поддьяковым. Часть времени мы провели на разных континентах — я была на стажировке в США, но он всегда был готов в субботу-воскресенье общаться со мной в 9—10 утра. Так как разница во времени была 11 часов, он выходил на связь по телефону, по электронной почте, с дачи, из университета, как угодно. Помогал мне скорректировать текст, спланировать научное исследование. Сейчас мы сотрудничаем уже как коллеги.

Вопрос 4. Какое общее впечатление у вас осталось от учебы в аспирантуре Вышки?

В целом, обучение в аспирантуре ГУ-ВШЭ не вызывало особых проблем у тех, кто был сознательно сориентирован на постдипломное образование и последующую защиту кандидатской диссертации. Научно-исследовательские, преподавательские и библиотечные ресурсы Школы предоставляют много возможностей аспирантам эффективно работать над диссертациями.

О.П.: Первые год-два были посвящены сбору информации по теме диссертации. Мне очень помогли базы данных, закупленные Вышкой, особенно по экономической психологии. Очень полезной была работа и в Ленинской библиотеке. При сдаче экзаменов сложностей особенных не было. Занятия вели те профессора, которые потом принимали экзамены. Также мы проходили педагогическую практику и преподавали студентам.

И.К.: Очень хорошо проходили конференции, круглые столы и обсуждения, организованные Высшей школой экономики. Конечно, я принимала участие и в других конференциях, например, в Институте психологии РАН.

Вопрос 5. Были ли сложности при обучении?

Главная сложности, с которыми сталкиваются практически все аспиранты, — это необходимость зарабатывать деньги, которая трудно совмещается с научной работой. Кроме того, возможны сложности с организацией эмпирического этапа исследований.

И.К.: Было очень сложно совмещать работу и учебу. Мне вариант работать с 9 часов утра до 6 часов вечера, а ночью писать диссертацию, не подходил. Приходилось работать на полставки, и поэтому денег не хватало. Стипендия это никак не компенсировала. Еще было сложно совместить аспирантуру со стажировкой в США. Я выиграла грант по программе Фулбрайт, и год должна была провести в американском университете. И официально оформить свое отсутствие в Высшей школе экономики было очень непросто. Но в результате мне все-таки удалось пройти все аттестации, не находясь в Москве.

О.П.: В организации эмпирической части исследования аспирантура сыграла наименьшую роль. Мне скорее помогла работа в фирме, которая тоже занималась исследованиями поведения потребителей. Правда, косвенная помощь от ГУ-ВШЭ здесь оказалась в том, что некоторые студенты (ведь я как аспирант вела занятия) согласились стать моими испытуемыми.

И.К.: Мне самой пришлось искать испытуемых — 300 человек, самостоятельно организовывать эмпирическую часть исследования, самостоятельно обрабатывать данные. Было очень сложно. В результате я провела исследование среди студентов вуза, в котором тогда преподавала. Хорошо бы, если бы в ГУ-ВШЭ у аспирантов была возможность проводить среди студентов опросы, необходимые для эмпирической части исследования. В Америке это поставлено на поток. Я там стажировалась на факультете психологии, преподаватели которого мне содействовали в работе. Они объявили, что те студенты, которые примут участие в моем научном исследовании, получат кредит по их предмету. Было много желающих.

Вопрос 6. Было ли желание уйти из аспирантуры?

Самый трудный период — между предзащитой и защитой кандидатской диссертации. Именно на данном этапе, как говорят наши собеседники, чаще всего возникает желание уйти из аспирантуры.

И.К.: Желание уйти появилось, когда я прошла предзащиту и представила себе объем документов, которые нужно собрать до защиты и после. Опустились руки. Но мой профессор это почувствовал и сказал, что нужно сделать последний рывок.

О.П.: Мысль, что все надоело, возникла, как ни странно, после предзащиты. У меня прошел, наверное, год между предзащитой и защитой. Была мысль, что все брошу, уйду работать в офис, и не будет времени защищаться. Но взяла верх злость: я буду защищаться, я специально приехала для этого!

Вопрос 7. Что можно пожелать нынешним аспирантам Вышки?

О.П.: Единственное, что будущему поколению можно сказать: защита — это абсолютно не страшное, а, наоборот, интересное мероприятие. Просто надо немного выдержать процесс сбора документов к защите. Хотя это и нервное "мероприятие", но ничего страшного, как оказалось, в нем нет. Самое страшное — предзащита, а защита — уже формальность.

Вам также может быть интересно:

Альфред Жалинский: Мы стремимся приблизить учебный и исследовательский процесс к нуждам экономики

О темах исследований, которые проводят аспиранты на кафедре уголовного права ГУ-ВШЭ, и об изменениях, которые претерпевает роль научного руководителя, рассуждает в интервью порталу зав. кафедрой уголовного права, ординарный профессор ГУ-ВШЭ, заслуженный деятель науки России Альфред Жалинский.