• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

RLMS: история и перспективы

RLMS — единственное в России лонгитюдное (панельное) обследование, которое отслеживает свои «единицы наблюдения» — домохозяйства и их членов — во времени. О проекте рассказывают его руководители: директор Центра лонгитюдных обследований ВШЭ Полина Козырева и директор исследовательского центра «Демоскоп», профессор кафедры методов сбора и анализа социологической информации ВШЭ Михаил Косолапов.

— Как возникла идея проведения в России подобного исследования?

Михаил Косолапов
Михаил Косолапов
Михаил Косолапов: Проект начинался еще в 1992 году, в условиях, когда в стране происходили активные трансформации во всех сферах жизни. Стало очевидно, что необходима информация, которая дала бы возможность отследить, что происходит с населением страны под влиянием социально-экономических реформ. Активную роль в организации и проведении обследования долгие годы играл профессор университета Северной Каролины в Чапел Хилле Барри Попкин. Неоценимый вклад в становление проекта внес американский профессор Майкл Сваффорд, которого, к сожалению, уже нет с нами. На первой фазе проекта сбор информации реализовывался Госкомстатом, а методическое сопровождение осуществляла группа сотрудников, которая впоследствии сформировала исследовательский центр «Демоскоп». В 1994 году все обследование перешло в руки «Демоскопа». За это время было проведено 16 волн, результаты которых являются источником информации для проведения анализа как микроэкономических процессов, так и процессов, которые отражают изменения в сознании и социальном самочувствии населения России.

Современная история крупномасштабных лонгитюдных обследований домохозяйств ведет отсчет с американского «Панельного исследования динамики доходов (PSID)» в 1968 году. В 1980-90-ые подобные исследования начались в Великобритании (BHPS), Швейцарии (SHP), Германии (SOEP), Канаде (SLID), чуть позже в Австралии (HILDA), Индии (IHDC), Новой Зеландии, затем в Южной Корее и Южной Африке. Мы стартовали приблизительно в одно время с Великобританией.

На Западе для такого типа исследований есть специальное название — «исследования под научным управлением». Обычно в стране их проводится немного — пять-шесть обследований по различным темам: здоровье, образование, финансовое поведение, уровень благосостояния. У нас такое лонгитюдное обследование одно, поэтому оно более широкое и изучает различные сферы жизни населения страны. В базовый модуль входят такие области, как доходы, расходы, структура семьи, занятость, образование, здоровье и другие, но почти в каждую волну мы включаем дополнительные модули.

— Если сформулировать «официально» — что собой представляет проект RLMS?

Полина Козырева: Это серия ежегодных общенациональных репрезентативных опросов домохозяйств на базе выборочной совокупности жилищ, сформированной в 1994 году на основе модели вероятностной стратифицированной многоступенчатой территориальной выборки, которая была разработана при участии ведущих мировых экспертов в этой области. RLMS —  международный исследовательский проект, осуществляемый Высшей школой экономики и ЗАО «Демоскоп» при участии Центра народонаселения университета Северной Каролины в Чапел Хилле (США) и Института социологии Российской академии наук.

— Как часто исследователи обращаются к данным мониторинга, для кого они могут быть полезными?

Михаил Косолапов: Результаты мониторинга служат уникальной информационной базой для исследований, прежде всего, экономистов и социологов, они помогают глубже осмыслить процессы в нынешнем российском обществе, его современное состояние, доминирующие тенденции и перспективы развития. Одним из его главных достоинств, кроме широты охвата, является наличие ряда социально-экономических показателей, которые отсутствуют в государственной статистике, но крайне необходимы исследователям, например, информация по доходам населения. Проект является практически единственным в России панельным исследованием, позволяющим проследить состояние конкретных домохозяйств и индивидов за длительный период, что существенно повышает его аналитическую ценность и дает возможность использовать сложные модели для анализа.

Полина Козырева
Полина Козырева

Полина Козырева: Появление такого рода базы данных можно рассматривать как революцию в микроэкономических исследованиях в нашей стране, так как, во-первых, любому исследователю стали доступны исходные, не агрегированные данные, и во-вторых, стала прозрачной процедура получения и проверки результатов. Поскольку обследование RLMS общепризнано в мире, то подготовленные на его основе публикации принимались и принимаются в западных журналах, и многие наши коллеги сделали успешные научные карьеры, используя эти данные. Исследовательская и преподавательская востребованность данных мониторинга очень высока, за эти восемнадцать лет вышло более 700 публикаций, в том числе и в рецензируемых зарубежных журналах. Среди наиболее активных пользователей базы данных RLMS всегда были наиболее продвинутые экономисты и социологи ВШЭ. Многие семинары Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ и Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ построены именно на данных этого обследования.

— В 2010 году в названии проекта появилась аффилиация НИУ ВШЭ, и теперь его официальное название — Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ. Это каким-то образом сказалось на проекте?

Полина Козырева: В большинстве стран подобные длительные проекты выполняют не только статистические учреждения, но и университеты, создающие для этого специальные структуры (в Вышке для этого создан Центр лонгитюдных обследований), и тот факт, что исследование проводится теперь под эгидой Высшей школы экономики вписывается в общий мировой тренд. Этот переход очень важен, так как он привел к полной открытости и общедоступности данных, полученных в ходе исследования — на портале ВШЭ открыт сайт мониторинга. Проект не изменился, но он обрел «дом», и как следствие, бόльшую стабильность и независимость от «частных» заказчиков, заинтересованных в исследовании тех или иных аспектов жизни россиян. Руководство ВШЭ приняло решение о том, что условием появления новых модулей в мониторинге будет то, что через какое-то время они становятся общедоступными. В 2010 году мы собрали информацию о репродуктивном здоровье и планировании семьи. Данные появятся на сайте в ближайший месяц.

— Каковы перспективные направления развития проекта?

Михаил Косолапов: Одно из наиболее перспективных направлений развития проекта — это участие в компаративных социально-экономических исследованиях. Несколько лет назад по инициативе американского университета Корнуэлла начала создаваться межнациональная база обследований такого типа. Сейчас в нее входят обследования из восьми стран. Создан открытый информационный исследовательский ресурс — Межнациональный эквивалентный файл данных (Cross-National Equivalent File — CNEF). По предложению CNEF мы также предоставили наши данные, предварительно проведя определенную работу по их унификации. Применение этой, открытой для пользователей, базы данных существенно расширяет возможности ученых в проведении межстрановых сравнений.

Полина Козырева: Сейчас мы обсуждаем с руководством ВШЭ возможность организации первой конференции пользователей RLMS-HSE с участием зарубежных исследователей и коллег из аналогичных проектов за рубежом. Все крупные проекты — британский, немецкий, американский — уже в течение многих лет проводят ежегодные конференции пользователей. Западные коллеги активно используют данные российского мониторинга, и многие из них выразили готовность приехать на конференцию, обсудить полученные результаты, сравнить их. Проекты такого уровня должны порождать вокруг себя свою инфраструктуру исследователей, публикаций, управления содержанием исследований. Очень важно, чтобы пользователи становились экспертами развития проекта, чтобы они говорили о том, в каком направлении должно развиваться обследование, какие модули должны появляться, каким образом делать данные доступными для все большего количества пользователей.

 

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Уход за собой и питание вне дома: какие личные траты позволяют себе россияне

Наиболее распространенными тратами россиян лично на себя являются расходы на покупку парфюмерии и косметики (есть у 75% респондентов) и услуги по уходу за собой (71%). Об этом свидетельствуют данные «Барометра экономического поведения домохозяйств в России» НИУ ВШЭ (выпуск 2 от декабря 2023 года, посвященный подведению итогов года).

Хра­ни­тель­ни­цы рубля

Постсоветская жизнь и экономические потрясения последних лет изменили отношение россиян к экономии. Теперь ею занимается не бедный, а умный. Точнее, умная: домашнюю бухгалтерию обычно ведут женщины. Исследовательницы ВШЭ рассказали как россиянки оптимизировали семейные бюджеты в кризис 2014–2017 годов и почему это пересекается с гендерным вопросом.

58%

учащихся 11-х классов для сдачи ЕГЭ ходят на подготовительные занятия.

1444

публикации, авторы которых используют данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE), вышло с 1995 года.

Слушатели летней школы изучили возможности лонгитюдных исследований

В Подмосковье завершила работу Международная летняя школа «Анализ панельных данных в образовании», организованная Международной лабораторией анализа образовательной политики Института образования ВШЭ. Под руководством профессоров из Университета Техаса (Остин) слушатели школы осваивали методы работы с лонгитюдными данными.

Высокое неравенство снижает кредитную нагрузку

Домохозяйства с низкими доходами чаще имеют большие долги, отмечают зарубежные исследователи. Евгений Лугачев в докладе «Влияние уровня доходов на перекредитованность домохозяйств в городах России», представленном на XV Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества» в НИУ ВШЭ, попытался установить связь между неравенством доходов российских домохозяйств и их кредитной нагрузкой.

Российские домохозяйства дробятся и стареют

Больше половины домохозяйств в России состоят из одного или двух человек. Растет доля одиноко живущих пенсионеров, снижается доля домохозяйств с детьми. Исследование Анны Мироновой.

RLMS-HSE: увидеть жизнь в динамике

17-18 мая в Высшей школе экономики состоялась первая международная конференция пользователей Russia longitudinal monitoring survey (RLMS-HSE).

Структура российских домохозяйств в 1994-2010 годы

20 ноября прошел семинар Лаборатории исследований рынка труда ВШЭ, на котором с докладом на тему «Российские домохозяйства: эволюция структуры и потребления» выступила Ксения Абанокова, младший научный сотрудник Центра трудовых исследований ВШЭ.

Изучение жизненных траекторий

12 октября в Институте образования ВШЭ состоялся международный научный семинар «Изучение жизненных траекторий: идеи, методы, исследовательские ресурсы».