• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Честная игра» как норма университетской жизни

Весной этого года Ученый совет ВШЭ утвердил новую редакцию правил внутреннего распорядка, которые предусматривают ужесточение дисциплинарной ответственности за нарушение правил «честной игры» во время обучения. О причинах и последствиях принятого решения рассказывает проректор ВШЭ Сергей Рощин.

— Сергей Юрьевич, чем вызвано появление новой редакции внутреннего распорядка жизни университета?

— В условиях «массовизации» высшего образования, наблюдаемой сегодня в российском обществе, ценностью является не просто диплом, а его качество. К сожалению, не все и не всегда это понимают, в том числе сами студенты. Но работодатель все более внимателен к тому, что стоит за дипломом — реальные ли компетенции и знания. А это предъявляет дополнительные требования к качеству образования. Поэтому нам очень важно, чтобы студенты выполнили наши стандарты качества образования, а мы могли быть уверены, что выпускаем на рынок труда хороших специалистов. Обучение — это не только обучение профессиональным знаниям и компетенциям, это еще и обучение определенным стандартам поведения в профессиональной среде — как в академической, так и в других сферах профессиональной деятельности. Именно поэтому университет последовательно вводит нормы, которые позволят нам реализовать принципы «честной игры» в обучении.

— О каких конкретно мерах идет речь?

— Изменения, в первую очередь, коснулись двух аспектов. Первый из них связан с проблемой плагиата в студенческих работах (имеется в виду собственно плагиат, а также списывание, подлоги и фабрикации данных), а второй — с предоставлением недействительных или фальшивых медицинских документов. Университет давно и последовательно реализует антиплагиатную политику, все письменные работы студентов, выполняемые ими в процессе промежуточного и итогового контроля знаний, а также в ходе государственных итоговых испытаний, в обязательном порядке проверяются в системе «Антиплагиат».

— Каковы критерии определения того, что считается плагиатом?

— В академической среде плагиат — это умышленное присвоение и использование чужого текста и идей без ссылок и указания авторства. В правилах внутреннего распорядка ВШЭ перечислены и другие случаи нарушения норм академической жизни и стандартов, такие как списывание письменных работ, двойная сдача письменных работ, подлоги, фабрикация данных результатов. Важно отметить, что в регламент ВШЭ было внесено положение о возможности отчисления студента в случае обнаружения подобных нарушений. Причем речь идет не только о нарушениях на экзаменах, при выполнении курсовых и выпускных работ, но и о нарушениях при выполнении работ текущего контроля по дисциплине: рефератах, эссе, контрольных работах. В этот учебный год мы объявили в целом по университету 80 выговоров за плагиат, и в 15 случаях выявления нарушений, связанных с плагиатом, студенты были отчислены.

— А с чем связано ужесточение контроля за предоставлением студентами медицинских справок?

— То, что существует рынок фальшивых медицинских справок не секрет. В этом году мы, как и в прошлые годы, провели выборочную проверку (около 10 процентов) предоставляемых студентами медицинских документов. И, к сожалению, были выявлены факты нарушений, связанных с предоставлением фальшивых документов. По итогам проверки за этот год были объявлены 16 выговоров, 20 студентов были отчислены. С этого года университет объявляет войну подложным медицинским справкам, в случае выявления факта предоставления фальшивого медицинского документа выговором дело не обойдется, мы будем отчислять студентов за подобные нарушения.

— Какова картина распространения нарушений, связанных с плагиатом и подложными медицинскими документами, на разных факультетах и территориях Вышки?

— Конечно, на разных образовательных направлениях нарушения распространены по-разному. Скажем, сейчас активная работа по выявлению нарушений ведется на факультете мировой экономики и мировой политики ВШЭ. Есть факультеты, где мы в меньшей степени сталкиваемся с нарушениями, и соответственно на них в меньшей степени есть необходимость бороться за соблюдение высоких академических стандартов. Тем не менее внимание этому вопросу уделяется на всех факультетах. Если говорить о других кампусах Вышки, то наиболее сложна ситуация была в Питерском кампусе, последний год коллеги там последовательно пресекают плагиат и практики предоставления недействительных медицинских документов, и надеюсь, их усилия дадут результат.

— В чем вы видите причины сохранения нарушений?

— К сожалению, у нас нередки случаи, как выражаются экономисты, «слабых институциональных ограничений», когда запрет вроде бы и существует, но «немножко обойти» его можно. Все студенты понимают, что плагиат — это не хорошо, но все же некоторые из них, например, позволяют себе оставить в своей работе три страницы чужого текста «без кавычек», и удивляются тому, что их наказывают за это. Так вот, университет будет строить образовательную политику таким образом, чтобы «немножко не по правилам» было нельзя. Нельзя быть честным на сколько-то процентов. Либо ты честен, либо — нет.

 

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Для нас главное — предотвратить нарушение»

О действии в 2009 году вышкинской системы «Антиплагиат», которая выявляет «заимствования» в тестовых и экзаменационных работах, а также о том, как меняется отношение к этой системе со стороны студентов и преподавателей, рассказывает первый проректор ГУ-ВШЭ Вадим Радаев.

Станет ли Высшая школа экономики российским Гарвардом?

В чем смысл перевода Высшей школы экономики в ведение Правительства РФ? Каким образом это отразится на студентах и преподавателях? На эти и другие вопросы ответили руководители Высшей школы экономики: ректор Ярослав Кузьминов, первый проректор Вадим Радаев и проректор Григорий Канторович в ходе он-лайн конференции, состоявшейся 5 сентября в РИА "Новости".

Плагиат? Мы советуем не рисковать

Умение использовать чужие работы в своих рефератах, эссе и курсовых передается в студенческой среде от поколения к поколению. И некоторые ловкачи, надо отдать им должное, достигают в списывании подлинных вершин. Однако с не меньшим энтузиазмом и виртуозностью их не устают выводить на чистую воду университетские преподаватели. В этом извечном противостоянии последние недавно вышли на революционно новый уровень. Итак, первый проректор ГУ-ВШЭ Вадим Радаев об использовании в Высшей школе экономики системы "Антиплагиат".

Антиплагиат: панацея или горькая пилюля

8 февраля в Высшей школе экономики состоялась презентация проекта "Антиплагиат", посвященная задачам и принципам работы данной системы, — прежде всего, речь шла об особенностях пакета "Антиплагиат. Вуз", созданного специально для российских университетов и доработанного под потребности ГУ-ВШЭ в 2007 г.