• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Россия и Польша: преодоление подозрительности

8-9 октября в ВШЭ в рамках проекта «Россия и Польша: как преодолеть инерцию враждебности?» пройдет серия лекций профессоров Люблинского католического университета Иоанна Павла II и Лодзинского университета. О проекте рассказывают его куратор с польской стороны профессор Мирослав Филипович и с российской — профессор ВШЭ Леонид Горизонтов.

— В чем цель проекта, как он возник? Какое место занимает в нем Высшая школа экономики?

Леонид Горизонтов
Леонид Горизонтов
Л. Горизонтов: Образовательный проект «Россия и Польша: как преодолеть инерцию враждебности?» начался с подписания в июле этого года соглашения между Институтом всеобщей истории Российской академии наук (РАН) и Институтом Центрально-Восточной Европы (Люблин, Польша). Так получилось, что в отношениях между Россией и Польшей огромное значение приобрели исторические проблемы. Не берусь назвать другую страну, взаимодействие с которой у России было бы столь же осложнено совместной историей. Такова уж особенность российско-польских отношений на современном этапе. Чтобы в полной мере раскрыть, несомненно, большой потенциал этих отношений, надо разобраться с исторически сложившимся взаимным непониманием и недоверием.

Наш проект предполагает подготовку рекомендаций для школьных учителей и авторов учебников по истории. В его рамках планируется цикл лекций, адресованных учителям средней школы и студентам. Для осуществления проекта в Москве были созданы рабочая группа и группа организационно-технической поддержки, в которые вошли несколько сотрудников кафедры всеобщей и отечественной истории НИУ ВШЭ. Ввиду того, что в университете есть крупные магистерские программы, на которых обучаются школьные учителя, в частности «Политические вызовы современности», ВШЭ является поистине уникальной площадкой для данного проекта. Я надеюсь, что студенты с различных факультетов ВШЭ проявят интерес к встречам с польскими коллегами. Восьмого и девятого октября должны состояться пять лекций на вышкинских площадках.

Расписание и точные темы докладов можно узнать на портале Вышки. По этому проекту лекции для студентов будут читаться и в других ведущих московских университетах.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о сути проекта.

Л. Горизонтов: Содержание школьных учебников, выпускаемых в России и Польше, с точки зрения материала об обеих странах и их взаимоотношениях, приводит к достаточно пессимистическим заключениям: в учебниках крайне мало информации на сей счет и она зачастую неточная. Налицо разрыв между достижениями историков и учебной литературой, не способной служить противовесом стереотипам исторического сознания. Возникает вопрос, кто формирует представления о российско-польских отношениях? Каналов можно назвать несколько, в частности велика роль СМИ, но в основном это источники не вполне компетентные и добросовестные.

Мирослав Филипович
Мирослав Филипович
М.Филиппович: Действительно, Россия очень важна для поляков, контакты между Россией и Польшей трудно ограничить одной сферой, скажем, историей или политикой. В Польше политика российского государства с давних пор имеет плохую репутацию. Но в то же время существует огромный интерес к российской культуре. Лично я считаю «Анну Каренину» Льва Толстого важнейшей книгой в своей жизни и могу назвать несколько очень близких мне русских композиторов.

Работая над нашим проектом, мы придерживаемся мысли о том, что нет универсальной исторической правды. В каждой из наших стран существуют различные исторические нарративы. Если определить их источники, то мы сможем больше узнать и о нас самих сегодняшних. В интерпретации событий различия могут оставаться, но при этом необходимо понимать друг друга. Вот почему один из важнейших принципов проекта — принцип эмпатии, то есть сопереживания. Необходимо понять, вследствие каких причин сложился и получил влияние тот или иной взгляд. Для нас принципиально важно иметь возможность свободно высказывать свою точку зрения и быть услышанными.

— Каков алгоритм реализации проекта? Каким темам будут посвящены лекции в ВШЭ?

Л. Горизонтов: Поскольку это долгосрочный проект, первые месяцы его реализации мы решили посвятить разработке общих подходов к пониманию российско-польской истории. Эти подходы будут предложены школьным учителям и авторам учебников в обеих странах, а в дальнейшем послужат руководством при рассмотрении отдельных исторических эпох и подготовке соответствующих учебных пособий.

Первым таким периодом станет конец XVIII — начало XX века, когда значительная часть польской территории находилась в составе Российской империи, что создало множество коллизий, имевших долгосрочные последствия. На мой взгляд, сейчас этот период несколько обделен вниманием исследователей. Война 1920 года между Польшей и советской Россией, Катынь, Варшавское восстание — это очень болезненные сюжеты, присутствующие в исторической памяти народов, но к ним наша совместная история не сводится, ни в двадцатом веке, ни тем более на всем своем длительном протяжении. Мы хотим обратиться к эпохам, оставшимся в тени драматических событий двадцатого столетия, а по сути — к корням и контекстам последних.

Что касается лекций, то уже в текущем году их тематика будет разнообразной и, безусловно, представляющей интерес не только для одних историков. Двадцатый век присутствует в лекциях о Второй мировой войне и послевоенном взаимодействии польских и российских ученых. Большое внимание будет уделено историографии, что позволит сравнить различные подходы к интерпретации прошлого. Польские коллеги поделятся своими размышлениями о том, как оно конструируется в учебной литературе и в современной музейной практике. Исторические судьбы двух стран будут рассмотрены в компаративном ключе.

Также в рамках проекта 10 октября в Институте всеобщей истории РАН состоится круглый стол, в котором помимо российских и польских ученых примут участие школьные учителя из обеих стран. Одна из важнейших задач, стоящих перед историками, это помощь средней школе, для чего необходима обратная связь: представители академического сообщества должны понимать потребности учителей средней школы. Потому что именно они являются посредниками между профессиональной исторической наукой и огромной детско-юношеской аудиторией, от которой во многом зависит наше общее будущее.

 

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Шапка-невидимка

Наряду с шапкой Мономаха, у русских правителей были другие драгоценные венцы. В их числе — высокая, похожая на папскую тиару золотая корона с самоцветами, сделанная в Англии по заказу Ивана Грозного. В Смутное время она исчезла из Москвы, оказалась в Польше на голове короля Сигизмунда III, затем побывала в Берлине залогом за долги, а потом и вовсе пропала. Доцент Школы филологии НИУ ВШЭ Александр Лаврентьев восстановил историю этой регалии.

Завершен международный проект «Академия глазами общества: Польша-Россия»

В Варшаве прошли итоговые мероприятия трехлетнего совместного проекта Высшей школы экономики и Варшавского университета «Академия глазами общества: Польша-Россия». Исследователи ставили перед собой задачу выработать общий академический язык для беспристрастного взгляда на российско-польские отношения.

Историк Леонид Горизонтов получил государственную награду Польши

Указом президента Польши профессор общеуниверситетской кафедры всеобщей и отечественной истории НИУ ВШЭ Леонид Горизонтов награжден Серебряным крестом Заслуги — за вклад в развитие российско-польского сотрудничества.

Технологическое прогнозирование: как сделать его эффективным

11 июня Институт статистических исследований и экономики знаний ВШЭ и Министерство образования и науки РФ провели научно-практический семинар «Система технологического прогнозирования: цели, задачи, подходы к организации».

Какая федерация нам нужна?

7 июня в Высшей школе экономики прошла конференция на тему «Какая федерация нам нужна?», организованная ВШЭ и Фондом «Либеральная миссия».

Присоединение к ОЭСР: за и против

Не успела утихнуть дискуссия относительно вступления России в ВТО, как возникла аналогичная — по присоединению к Организации экономического сотрудничества и развития. 23 мая в Минэкономразвития РФ прошел семинар «Присоединение России к ОЭСР: оценка возможных последствий», в котором приняли участие эксперты ВШЭ.

Развитие технологий: грамотный прогноз

21 мая в Высшей школе экономики состоялось рабочее совещание, посвященное прогнозу научно-технологического развития России до 2030 года.

Семинар по проекту «ERA.NET-RUS»

16-17 мая в ВШЭ прошел Международный семинар по определению приоритетов в сфере науки и технологий, организованный ИСИЭЗ в рамках проекта «ERA.NET-RUS». Его участники намечали посредством дорожных карт тематические ориентиры научного сотрудничества между Россией и ЕС.

Историческая политика в России и Польше

11-13 мая Институт гуманитарн­ых историко-теоретичес­ких исследован­ий им. А.В. Полетаева ВШЭ совместно с факультето­м «Artes Liberales» Варшавског­о университе­та и Международ­ным обществом «Мемориал» провели международ­ные дебаты на тему «Историчес­кая политика: российский­ и польский варианты».

Россияне не хотят быть самостоятельными

У среднего россиянина, в сравнении со средними представителями других стран, сильнее выражены ценности безопасности и самоутверждения. На последних местах — забота об окружающих, открытость и самостоятельность. Типично российской чертой предложено также считать ненависть к великодушию.