• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Рождение и возрождение университетов

19 октября в Культурном центре ВШЭ проходили пленарные заседания III Международной конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования «Рождение и возрождение университетов».

Впервые на подобное мероприятие в России собрались руководители почти двух десятков ведущих «молодых» университетов мира, а также несколько крупнейших специалистов по развитию образования. Их истории успеха и стали лейтмотивом пленарных заседаний конференции, проведение которой было приурочено также к 20-летию двух российских вузов — Высшей школы экономики и Российской экономической школы (РЭШ). О том, как эти школы создавались, рассказали, открывая конференцию, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и проректор РЭШ Константин Сонин*.
 

ВШЭ: впереди кадровая революция

«ВШЭ была сформирована как ответ экономического сообщества на вызовы нового этапа развития России», — пояснил зарубежным коллегам Ярослав Кузьминов. Он обратил внимание на то, что специалистов по экономике, которые владели бы адекватным мировым стандартам набором компетенций, в то время в России было крайне мало, а спрос на кадры в реформирующейся экономике был высок. Преподаватели экономики в начале девяностых годов одновременно сами ей обучались, проходя стажировки в ведущих европейских университетах на гранты Евросоюза. В таких условиях экономическим вузам было не до исследований (тем более что и государственного финансирования на них не выделялось), и сильный крен в сторону преподавательской деятельности во многом сохраняется до сих пор.

«Но даже с такими ограничениями ВШЭ утвердилась на образовательном рынке как вуз, чьи программы соответствовали глобальным стандартам, — отметил Ярослав Кузьминов. — Быстро был завоеван авторитет у абитуриентов и работодателей». Особенностью программ Вышки было и остается широкое преподавание английского языка. В 1997 году Вышка первой перешла к письменным анонимным вступительным экзаменам, которые стали прообразом ЕГЭ и позволили справиться с коррупцией при поступлении в вуз.

Одновременно ВШЭ расширялась, прирастая новыми факультетами и направлениями подготовки, в том числе гуманитарными, и превратилась в настоящий университет с самым большим в России бюджетным приемом. Активизировалась исследовательская деятельность вуза, Вышка стала ведущим экспертно-аналитическим центром, в котором обсуждаются вопросы экономической и социальной политики. «Такое развитие было крайне нетрадиционным, потому что обычно экспертиза формируется на базе фундаментальных исследований, а у нас экспертно-аналитическая деятельность развивалась быстрее», — заметил ректор ВШЭ.

Несмотря на эти достижения, перед университетом стоит еще много нерешенных задач. Места Вышки в международных рейтингах не соответствуют ее амбициям, необходимо новое качество исследований, преподавания и международной интеграции. «Вышка планирует кадровую революцию», — отметил Ярослав Кузьминов, пояснив, что широкое распространение получит международный рекрутинг профессоров и доцентов и в целом повысятся требования к кандидатам при отборе профессорско-преподавательского состава. Эти изменения могут напрямую коснуться «до половины нынешнего состава Вышки». «Это крайне болезненный для нас вопрос, — признал ректор, — но Ученый совет осенью принял решение идти по такому пути».
 

РЭШ, сравнимая лишь с Лондонской школой экономики

Похожими были мотивы создания Российской экономической школы, рассказал Константин Сонин*. Созданная как магистерский вуз, РЭШ с первых же дней привлекала для обучения лучших выпускников российских математических и экономических факультетов, а для преподавания — сильных зарубежных профессоров. Большое количество выпускников РЭШ, в свою очередь, отправлялось на PhD-программы лучших мировых университетов, включая Гарвард и MIT. По доле таких выпускников с РЭШ в Европе может сравниться только Лондонская школа экономики.

РЭШ первой применила на практике новые для российского образования механизмы управления и найма сотрудников, введя систему tenure. Управление РЭШ, которая является частным вузом, осуществляет независимый совет директоров. Новым для РЭШ опытом стало открытие совместного с ВШЭ экономического бакалавриата, программа которого включает не только экономические и математические, но и гуманитарные дисциплины и позволяет студентам формировать гибкие учебные планы. «Кто-то может спросить, а что же тут революционного? — заметил Константин Сонин*. — Но чтобы оценить это, нужно понимать, в какой ситуации мы находимся. Все знают, как сильно российские школьники подготовлены по математике. Но мало кто задумывается о том, что математика — это едва ли не единственное, чему их в школе хорошо учат».

Впрочем, РЭШ знаменита не только своими образовательными программами, но и очень сильными исследователями. В исследовательских рейтингах и рейтингах цитируемости РЭШ традиционно показывает лучшие результаты среди российских социально-экономических вузов. Более того, Российская экономическая школа была признана лучшим исследовательским институтом экономического профиля на пространстве Восточной Европы.
 

Путь к академическому совершенству

Первое из пленарных заседаний, объединенных темой «Путь к академическому совершенству», открыла презентация Калифорнийского университета в Санта-Крузе (UCSC), которую представил его ректор Джордж Блюменталь. Санта-Круз является самым молодым из десяти кампусов Калифорнийского университета, он был основан в 1965 году на побережье бухты Монтерей и считается одним из красивейших университетских кампусов в США. «С самого начала наши основатели имели уникальное видение того, каким должен быть университет», — отметил господин Блюменталь. Дело не только в том, что UCSC изначально проектировался как исследовательский университет, в котором большая доля студентов ведет серьезную исследовательскую работу, а многие выпускники продолжают академическую карьеру. Ключевым в стратегии университета можно назвать слово “distinction”. «Отличительными», позволяющими сразу позиционировать новый вуз в глобальном академическом пространстве должны быть как его образовательные программы, так и исследования. Не стоит упускать из виду и местоположение университета, его преимущества и особенности также нужно использовать для развития.

Так, расположение кампуса UCSC на побережье позволило университету запустить исследования окружающей среды и физиологии морских животных, при участии университета в Калифорнии был реализован большой природоохранный проект. UCSC, управляющий двумя телескопами на Гавайях и руководящий строительством 30-метрового телескопа нового поколения, является также одним из мировых лидеров в исследованиях околоземного пространства и космоса. Примечательно, что технологии, разработанные для астрономических наблюдений, удалось использовать и в другой сфере — они нашли применение в микробиологических исследованиях.

Предметом особой гордости UCSC является Genome Browser, интерактивный вебсайт, обеспечивающий доступ к информации о геномах различных видов живых существ. К разработке этого проекта университет активно привлекал инженеров Кремниевой долины — еще один пример использования местоположения кампуса в исследовательских целях. Кроме того, ученые UCSC, участвовавшие в расшифровке генома человека, сейчас вплотную занимаются изучением онкологических заболеваний, рассчитывая найти инновационные пути лечения рака.
 

«Быть молодым, значит — иметь преимущество»

С «провокационного утверждения» начал свою презентацию заместитель директора Университета Орхуса (Дания) Кристиан Торн. Он заметил, что «быть молодым университетом, значит — иметь преимущество, поскольку молодые вузы могут позволить себе быть гибкими и развиваться вне стереотипных схем». Университету Орхуса больше 50 лет (этим возрастом принято ограничивать «молодость» вузов), но его с полным правом можно назвать молодым, поскольку всего несколько лет назад датская система высшего образования пережила масштабное реформирование. Реформ было три. В результате административной реформы университеты получили более широкую автономию от государства, теперь они управляются советами директоров, утверждающими ректоров. Финансовая реформа позволила университетам получить большее государственное финансирование, но его продолжительность поставлена в прямую зависимость от академических результатов вузов. Наконец, в 2006-2007 году датские университеты значительно укрупнились за счет многочисленных слияний.

Университет Орхуса, приросший пятью внешними институтами и школами, значительно изменил свою внутреннюю структуру. Несмотря на расширение самого университета, количество департаментов в нем сократилось вдвое, а основной административной задачей стала ликвидация «внутренних границ». По словам Кристиана Торна, прежде деканы факультетов ощущали себя на своей территории «королями», не слишком беспокоясь о том, что происходит в соседних «королевствах». Теперь ситуация изменилась, и деканы вынуждены взаимодействовать друг с другом, развивая междисциплинарное сотрудничество. Именно там, на периферии и границах различных дисциплин, и рождаются передовые исследования, уверены в Университете Орхуса.

«Мы стремимся быть лучшим местом для молодых исследователей со всей Европы», — пояснил господин Торн. Придерживаясь Болонской системы, университет использует и новые инструменты привлечения студентов, а также новые методы рекрутинга исследователей и преподавателей. Например, создан специальный фонд для краткосрочной поддержки начинающих исследователей. При этом в Орхусе уверены, что на исследовательском пространстве лучше быть лидером в небольшом количестве дисциплин, чем пытаться объять необъятное и слыть посредственностью во всем.
 

«Чтобы проводить исследования и делать карьеру»

Лучший, согласно рейтингу газеты «The Times», вуз Греции — Университет Крита — представлял на конференции его ректор Эврипид Стефану. Основанный в 1973 году, университет стал во многом новаторским и, пожалуй, самым открытым греческим вузом. Впервые в нем смогли свободно учиться турки, что было очень важно, учитывая напряженные отношения между двумя странами. Университет Крита также стал первым в Греции, запустившим аспирантские программы и программы, соответствующие привычной европейской магистратуре. «Наш университет стал местом, в которое едут, чтобы проводить исследования и делать карьеру», — отметил Эврипид Стефану.

Университет имеет несколько научных станций, в том числе обсерваторию, но ректор Стефану признается, что фондов для устойчивого развития вуза не хватает. Ситуация усугубляется нехваткой (а фактически — отсутствием) национальных грантов, поэтому университет вынужден «охотиться» за международными грантами и грантами Евросоюза.

Что касается международных академических рейтингов, то руководство Университета Крита склонно согласиться с Альбертом Эйнштейном, утверждавшим, что «не все, что важно, может быть измерено, и не все измеряемое важно». Однако для дальнейшего развития университета, по словам ректора Стефану, необходимо развивать междисциплинарность, всячески стимулировать сотрудничество разных департаментов, а также связи с зарубежными коллегами.
 

Независимое мышление и технологическое продвижение

Еще более сложные и масштабные задачи стоят перед китайскими университетами, которые рассматриваются как «драйверы развития» китайской экономики и общества. Такой вывод можно было сделать из доклада вице-президента Фуданьского университета Линь Шанли. Основанный в 1905 году как публичная школа Фуданьский университет прошел через несколько серьезных трансформаций. Современная его история, позволяющая отнести этот вуз к «молодым» началась после провозглашения КНР — университет стал одним из первых в Китае, где начала реализовываться советская модель высшего образования, а через тридцать лет в нем же начался постепенный отказ от этой модели, не соответствовавшей вызовам времени.

Развитие китайских университетов сейчас базируется на трех главных принципах, отметил Линь Шанли. Во-первых, университет — это территория личного развития, независимого мышления, свободы творчества и исследований. Во-вторых, развивается инфраструктура вузов, не прекращается процесс улучшения и обновления образовательных и научных программ. Наконец, акцент делается на научное и технологическое продвижение, которое должно придать новый импульс и новое качество китайской экономике. В Китае понимают, что продолжать расти только на дешевых ресурсах и низких производственных затратах в долгосрочной перспективе страна не сможет, подчеркнул Линь Шанли.
 

«Ворота в Китай»

Второе пленарное заседание конференции открывал президент Китайского университета Гонконга Джозеф Шанг. Этот университет, созданный в 1963 году и позиционирующийся, по словам его ректора, как «ворота в Китай», во всех трех главных академических рейтингах (Шанхайском, The Times и QS) входит в Топ-200, а в рейтингах молодых вузов мира — в Топ-10.

Статус и положение университета как связующего звена между западной и традиционной китайской культурой позволяет ему заключать выгодные академические партнерства. Образовательные и научные программы этого вуза в свое время создавались при поддержке специалистов Йельского университета (сотрудничество между ними продолжается по сей день). В то же время Китайский университет Гонконга обладает уникальной базой данных и архивных материалов по истории китайского культурного наследия.

Главной задачей университета, пояснил Джозеф Шанг, было найти «свои» направления исследований, которые бы обеспечили вузу конкурентные преимущества. В 2006 году было выделено пять таких направлений — медицина, история и культура Китая, информационные технологии, экономика и финансы, науки о Земле. «В этих сферах мы хотим найти стратегических партнеров», — отметил господин Шанг. Одно из соглашений было заключено, например, с MIT и позволило создать совместный центр по компьютерным технологиям. Среди важных для университета проектов — центр по реагированию на чрезвычайные ситуации, с партнерами из материкового Китая ведутся онкологические исследования.

Вместе с тем какими бы технологичными ни были проекты Китайского университета Гонконга, студенты осваивают и множество гуманитарных курсов, помогающих «сформировать их собственное мировоззрение», а также «возбудить воображение и способность к критическому мышлению».
 

Спасая себя и мир

Университет Уорвика (Великобритания) представлял на конференции его проректор Найджел Трифт, рассказавший о том, как его вузу, созданному в 1965 году, удалось завоевать репутацию одного из ведущих исследовательских центров Европы.

Современный исследовательский университет, по Найджелу Трифту, должен отвечать нескольким требованиям. Большая часть профессорско-преподавательского состава в Уорвике находится на контрактах, обязывающих не менее 40% времени отводить на исследования. Результаты исследовательской работы должны непременно вводиться в учебный процесс, что помогает «втягиванию» в исследования студентов. Кроме того, необходим «комплексный подход к исследованиям», а не узкая их специализация. Не следует забывать и о глобальных проблемах (например, изменении климата и исчерпании энергоресурсов). При наличии эффективной стратегии развития университет способен не только внести свой вклад в рост национальной экономики, но и участвовать в «решении институциональных и технологических проблем, с которым сталкивается современный мир», уверен господин Трифт.

Университет Уорвика стабильно входит в десятку лучших университетов согласно национальному британскому рейтингу, хотя в восьмидесятых годах его будущее представлялось туманным. В условиях жесткой бюджетной политики правительство Маргарет Тэтчер урезало финансирование университета, что, как выяснилось в дальнейшем, пошло ему только на пользу. Университет вынужден был и научился зарабатывать самостоятельно. Успех принесли предпринимательские проекты и собственное конструкторское бюро, клиентами которого стали крупнейшие автомобильные компании, производители авиационных и ракетных двигателей. Опыт изучения реальных производственных процессов позволил университету создать также бизнес-школу, ставшую одной из лучших в Европе. В результате государственное финансирование составляет сейчас лишь 20% бюджета Университета Уорвика.
 

Самый интернациональный в Голландии

Следующим на пленарном заседании выступал Мартин Пол, ректор самого молодого в Голландии Маастрихтского университета. Этот вуз начинал свою работу в Южном Лимбурге (полвека назад — один из наиболее депрессивных регионов Нидерландов) как медицинский исследовательский центр, но за прошедшие годы вырос в многоцелевой университет с программами по менеджменту, информационным технологиям, инновациям, с гуманитарным колледжем. При этом Маастрихтский университет долгое время занимался исключительно научно-исследовательской деятельностью, а бакалавриат был открыт там всего несколько лет назад.

Обучение носит проблемно-ориентированный характер и проходит в небольших группах, особое внимание уделяется междисциплинарности и «международности» курсов. Университет, по словам Мартина Пола, «интегрирован в международную корпоративную среду», в нем реализуются специальные программы, финансируемые крупными корпорациями. Еще в 1988 году университет перешел на обучение на английском языке (исключение составили курсы по голландской литература и юриспруденции). Сейчас Маастрихтский университет самый интернациональный в Голландии — более 45% студентов и 30% профессорско-преподавательского состава составляют иностранцы. Кстати, и сам Мартин Пол является выпускником Гейдельбергского университета в Германии, а затем долгое время работал в Гарварде и Свободном университете в Берлине.
 

Университет со специальным налоговым режимом

Завершал пленарный день Ютака Цудзинака, вице-президент Университета Цукубы — вероятно, единственного японского вуза, который может похвастаться как нобелевскими лауреатами, так и олимпийскими чемпионами. «И мы в равной степени гордимся их достижениями», — заметил господин Цудзинака. Университет был создан в 1973 году на территории научного парка Цукубы, в который правительство переводило различные научно-исследовательские центры. Сейчас по соседству с университетом располагаются более 170 исследовательских учреждений и 140 частных предприятий, на которых занято более 20 тысяч человек.

Университет Цукубы создавался на основе «нового концептуального подхода» и должен был задать стандарты реформирования системы высшего образования в Японии. Эту концепцию кратко можно описать так: предельная открытость во всех аспектах деятельности университета. Главным документом, регулирующим работу университета, является 6-летний план развития, который дополняют регулярно проводимые самообследования.

В 2004 году вуз получил статус национальной университетской корпорации. От вертикальной модели организации исследовательской работы решено было перейти к горизонтальной, что значительно повысило эффективность исследований и одновременно ответственность каждого подразделения за использование ресурсов. Горизонтальные связи были установлены и на уровне образовательных программ — если прежде профессора были замкнуты в рамках своих департаментов, то теперь взаимодействуют на междисциплинарном поле. Новая система, по словам господина Цудзинака, обеспечила университету «возможность гибкого реагирования на возникающие вызовы и задачи».

В 2011 году Цукуба решением японского правительства превратилась в особую экономическую зону для международного сотрудничества, в ней был введен специальный налоговый режим. Университет Цукубы в этих условиях запустил несколько инновационных проектов в области медицины (онкологические исследования) и «зеленых» технологий (использование морских водорослей для производства энергии). Кроме того, вуз расширил свою предпринимательскую деятельность, сейчас в районе Цукубы действует около 90 венчурных компаний, основанных при участии университета.

Репортаж о следующем дне конференции будет опубликован в ближайшее время.

 

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

* Константин Сонин включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.

Вам также может быть интересно:

Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей

В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.

НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов

В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.

В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования

Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

Новый онлайн-курс ВШЭ обучает педагогов компетентностному подходу в преподавании

Современную школу часто обвиняют в том, что она отстает от жизни, и  требуют развивать в ней экологическую, цифровую и функциональную грамотность, коммуникативную компетентность, навыки кооперации. Но возможен ли в школьном и университетском образовании баланс между знаниями и компетентностями? И главное, как должен действовать педагог, учитель, преподаватель, выстраивая обучение? На все эти вопросы отвечает новый онлайн-курс «Универсальные компетентности и новая грамотность», разработанный экспертами Института образования ВШЭ и представленный онлайн-кампусом НИУ ВШЭ на Национальной платформе «Открытое образование».

Экосистема воспитания: уважение личности и самореализация через действие

Воспитание детей и молодежи — сложная задача, особенно в Москве, динамичном современном мегаполисе. Для ее успешного решения необходимы нешаблонные подходы, уважение педагогов и родителей к личности школьников и студентов. Важна также и готовность взрослых воспитывать личным примером. Эту тему обсудили на Московском урбанистическом форуме, в дискуссии принял участие ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.

Конференция исследователей высшего образования открылась в Вышке

Десятая международная конференция, организованная Высшей школой экономики, продлится до 25 октября. Ее участники обсудят вклад высшего образования в развитие общества и экономики: глобальные, национальные и региональные вызовы.

«Возможность стать ведущим должна быть у каждого вуза»

31 мая в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты». Ректоры вузов обсудили перспективы развития Проекта 5-100, возможности законодательного закрепления понятия «ведущий вуз» и предложили создать прозрачную национальную систему экспертизы результатов научных исследований.