• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Рождение и возрождение университетов»: день второй

20 октября в Культурном центре ВШЭ прошло заключительное пленарное заседание и круглый стол III Международной конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования «Рождение и возрождение университетов».

Новостная служба портала уже рассказывала о пленарных заседаниях конференции, состоявшихся 19 октября.

Без единого кампуса, но с миссией

На год раньше, в другой части Европы, в Барселоне, был основан Университет Помпеу Фабра. Его ректор Хосеп Хуан Моресо рассказал, как за двадцать лет этот вуз стал лучшим в Испании (кстати, как и Вышка, Университет Помпеу Фабра не имеет единого кампуса, его здания «разбросаны» по Барселоне и стали центрами культурной жизни в своих районах). Создавался новый университет с целью «развития принципов справедливости, демократии, свободы, равенства, независимости и плюрализма». Подготовку бакалавров он ведет по трем основным направлениям — гуманитарным наукам, наукам о жизни и здоровье и информационным технологиям. Но исследования ведутся по более широкому спектру направлений, кроме того при университете действует бизнес-школа, а также биомедицинская лаборатория.

Большие усилия университет прилагает к интернационализации своих программ. Сейчас треть магистрантов и половина докторантов университета являются зарубежными студентами. Более 900 испанских студентов, в свою очередь, ежегодно обучаются по программам обмена в университетах за пределами Испании. Университет реализует также программу привлечения международных преподавателей. Специальный каталонский фонд позволяет устанавливать гибкую заработную плату ученым, способным возглавить в университете исследовательские группы или открыть новые направления исследований. Международный рекрутинг проходит на конкурсной основе, таким образом к работе в Университете Помпеу Фабра уже были привлечены 280 преподавателей и исследователей.

«Мы не можем похвастать той репутацией, которой обладают старые европейские университеты, — сказал ректор Моресо. — Но, с другой стороны, мы можем проявлять большую гибкость и склонность к инновациям. Если мы сможем поддерживать и осуществлять ту миссию, которая была заложена нашими основателями, то сможем и дальше двигаться вперед».

Предвидеть то, чего никогда не было

О том, как создать инженерный колледж мирового класса с абсолютно чистого листа, рассказал на конференции президент и один из основателей Olin College (США) Ричард Миллер. Этот небольшой (одновременно в нем проходят обучение меньше 350 студентов) колледж был основан в 2000 году, провел первый набор в 2002-м, однако уже имеет репутацию одного из лучших инженерных учебных заведений в США. Колледж провозгласил своей целью «готовить образцовых инженерных инноваторов», чтобы внести свой «вклад в продвижение инженерного образования в США и во всем мире». Но в нем нет ни системы tenure, ни академических департаментов. Вся учеба носит проектный характер, а учебные планы имеют четко определенный «срок годности», по истечении которого подлежат пересмотру.

В первые годы, по словам Ричарда Миллера, преподаватели колледжа «учились у студентов больше, чем они учились у нас». И это притом, что от самих студентов ожидают упорнейшей работы. Так, каждый из учащихся должен в течение семестра запустить и вести свой бизнес-проект, на развитие которого выделяется 50 тысяч долларов. В конце каждого семестра организуется выставка, на которой студенты защищают проекты перед представителями корпораций (их на защиту собирается обычно около ста человек). Такую практику Ричард Миллер сравнил с тем, как учащиеся музыкальной школы шлифуют свои навыки, выступая с экзаменационными концертами. Результаты не заставляют себя ждать. Начальная зарплата выпускников Olin College составляет в среднем 82 тысячи долларов в год.

Впечатленный успехами Olin College гарвардский профессор Тони Вагнер написал о нем книгу «Creating Innovators». Но основатели колледжа секрет своего успеха видят в особом подходе к инженерной подготовке. Инженером по определению, принятому в колледже, называют того, кто «предвидит то, чего никогда не было, и делает так, чтобы это появилось».

Университет и 40 его доноров

Не менее впечатляет история турецкого Университета Билькент, основанного в 1984 году выдающимся турецким врачом и предпринимателем Ихсаном Дограмачи. Он создал не просто университет как образовательное учреждение нового для Турции типа, но и обеспечил его финансирование за счет средств специального фонда (endowment). В фонд поступают проценты от доходов 40 связанных с ним компаний самого разного профиля — строительных, электроэнергетических, страховых, мебельных и прочих. Эта рыночная модель позволяет университету устанавливать высокие зарплаты своим профессорам, выплачивать стипендии 40% своих студентов, а также финансировать инфраструктурные и культурные проекты.

Например, кампус университета занимает площадь в 500 гектаров, рядом построено общежитие на 4000 человек, два концертных холла, при университете действует один из лучших в Турции симфонических оркестров. Но у этой модели финансирования есть и свои недостатки, признал нынешний ректор Университета Билькент Абдулла Аталар. Резервы фонда сильно зависят от экономической ситуации в Турции и за ее пределами, поэтому в «тучные» годы университет стремится создать себе финансовую «подушку безопасности».

Важную роль в управлении университетом играют студенты, они не только выставляют оценки своим преподавателям (система, известная и в Вышке), но и имеют право голоса в университетском сенате. Но если среди академических работников доля иностранцев доходит до трети (они руководят и кафедрами, и целыми факультетами), то иностранных студентов в Билькенте всего да процента. Абдулла Аталар надеется изменить эту ситуацию благодаря самому широкому введению англоязычных программ, компьютеризации половины всех курсов и вовлечению бакалавров в исследования. Особо ректор отметил перспективы недавно созданной университетом совместно с европейскими электротехниками компании по разработке полупроводников.

Восемь «R»

С заключительной на пленарных заседаниях презентацией выступал декан по международному развитию Университета Эссекса (Великобритания) Мартин Хенсон. Тот факт, что университет делегировал на конференцию своего «международного» руководителя, не случаен. Дело в том, что Университет Эссекса является одним из самых интернационализированных вузов Британии — 40% студентов и треть преподавателей приезжают туда из-за границы, и треть выпускников отправляется жить и работать за пределы Туманного Альбиона. «Мы последовательны в реализации своей глобальной повестки, — рассказал Мартин Хенсон. — Нашим приоритетом является международный размах вкупе с сохранением лучших черт британской системы образования».

Проекты международного сотрудничества университета реализуются, по словам декана, на сетевой основе, Университет Эссекса входит в альянс с немецкими и индийскими вузами. При этом упор делается на качество сотрудничества. «Мы многому учимся у наших партнеров», — добавил господин Хенсон.

Он напомнил, что британское школьное образование традиционно базируется на принципе “Three R’s” — reading, writing, arithmetic. «А вот у нас восемь “R’s”, задающих стратегию нашего университета», — подчеркнул Мартин Хенсон. К числу этих восьми “R’s” относятся research-focus (фокусирование на исследованиях), resonance (отдача от кооперации усилий), reciprocity (международная активность, взаимовыгодная для всех участников), relationships (горизонтальные связи на интеллектуальном поле и вертикальные в управлении), reputation (создание уникального профиля своего вуза), responsiveness (реагирование на вызовы и рефлексия собственной деятельности), responsibility (ответственность), reach (охват, при котором отношения не эксклюзивны, а открыты для новых партнеров).

При наличии руководителей, идей и энтузиастов

Итог услышанному за два дня пленарных заседаний III Международной конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования «Рождение и возрождение университетов» подводился на круглом столе. «Благодаря докладам нам открылась панорама молодых университетов, каждый из которых продемонстрировал свой путь к академическому совершенству», — отметил модератор круглого стола, научный руководитель Института развития образования ВШЭ и соорганизатор нынешней конференции Исак Фрумин.

По словам Саймона Донахью, консультанта компании SUMS, участвовавшего в реструктурировании Университета Лидса (Великобритания), выступления руководителей вузов показали, что даже традиционные университеты можно успешно реформировать при наличии «руководителей, идей и энтузиастов». Главное, чтобы три этих элемента «работали согласованно».

Директор Консорциума по проектированию университетов Кэтрин Мормэн, в свою очередь, обратила внимание на тот факт, что большинство представленных на конференции университетов были исследовательскими. «Но иметь исследовательский университет очень дорогое удовольствие, — отметила она. — Во многих странах просто нет средств для создания суперуниверситетов, которые бы попадали в первую сотню мирового рейтинга. Это нужно принимать во внимание». Кроме того, она высказалась за диверсификацию рейтингов с тем, чтобы они при оценке учитывали разные факторы, а не только количественные, которые ставят в заведомо проигрышное положение небогатые вузы.

Директор по стратегическому развитию Института Пратта в Нью-Йорке Владимир Бриллер извлек из обсуждения, по его словам, «три важных мысли». Во-первых, профессора вузов не всегда готовы воспринимать рейтинги вузов как индикаторы качества своей работы, в то время как многие студенты, наоборот, на них ориентируются. Во-вторых, существенной проблемой остается борьба профессоров и администрации за руководство университетом. При этом «институциональная культура берет верх над образовательными программами». В-третьих, молодые вузы должны освоить «культуру принятия решений», основанную на анализе надежных данных. А вот с их сбором в развивающихся странах нередко возникают проблемы, препятствующие качественному росту университетов.

Автор «Шанхайского рейтинга» Нянь Цай Лю, выступавший накануне конференции на специальном семинаре и представленный как «человек, создающий вузам проблемы», также обратил внимание на важность становления университетской культуры. Перемены в ней (во всяком случае это верно для Китая и других развивающихся стран) необходимы для достижения конкурентного преимущества. А ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге Олег Хархордин, констатировав, что большинству молодых вузов просто не хватает средств, чтобы занять достойное место на академическом рынке, сделал неожиданно оптимистический прогноз относительно российской науки и образования. По его словам, в XXI веке Россия «будет экспортировать социально-экономические науки». Впрочем, пессимисты, вероятно, интерпретируют этот прогноз в термине «утечка умов».

Резюмируя выступления, бывший координатор проектов Всемирного банка в сфере высшего образования Джамил Салми призвал коллег не становиться «одержимыми» рейтингами и помнить о том, что отличие вуза от условных стандартов может оказаться его преимуществом. Он также подчеркнул важность создания продуктивной «экосистемы» университета и грамотного использования его местоположения. Кроме того, стремление вузов к интернационализации не должно быть данью «моде». Сотрудничество с зарубежными коллегами имеет смысл только тогда, когда они способны обогатить друг друга, создать вместе что-то новое, а не поставить «галочку» в очередном отчете.

 

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

 

Вам также может быть интересно:

Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей

В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.

НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов

В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.

В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования

Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

Новый онлайн-курс ВШЭ обучает педагогов компетентностному подходу в преподавании

Современную школу часто обвиняют в том, что она отстает от жизни, и  требуют развивать в ней экологическую, цифровую и функциональную грамотность, коммуникативную компетентность, навыки кооперации. Но возможен ли в школьном и университетском образовании баланс между знаниями и компетентностями? И главное, как должен действовать педагог, учитель, преподаватель, выстраивая обучение? На все эти вопросы отвечает новый онлайн-курс «Универсальные компетентности и новая грамотность», разработанный экспертами Института образования ВШЭ и представленный онлайн-кампусом НИУ ВШЭ на Национальной платформе «Открытое образование».

Экосистема воспитания: уважение личности и самореализация через действие

Воспитание детей и молодежи — сложная задача, особенно в Москве, динамичном современном мегаполисе. Для ее успешного решения необходимы нешаблонные подходы, уважение педагогов и родителей к личности школьников и студентов. Важна также и готовность взрослых воспитывать личным примером. Эту тему обсудили на Московском урбанистическом форуме, в дискуссии принял участие ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.

Конференция исследователей высшего образования открылась в Вышке

Десятая международная конференция, организованная Высшей школой экономики, продлится до 25 октября. Ее участники обсудят вклад высшего образования в развитие общества и экономики: глобальные, национальные и региональные вызовы.

«Возможность стать ведущим должна быть у каждого вуза»

31 мая в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты». Ректоры вузов обсудили перспективы развития Проекта 5-100, возможности законодательного закрепления понятия «ведущий вуз» и предложили создать прозрачную национальную систему экспертизы результатов научных исследований.