• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экономика в школе: чем помогут университеты?

Как улучшить преподавание экономики в школе? Надо ли вводить ЕГЭ по экономике? На эти и другие вопросы пытались найти ответы участники заседания комиссии АВВЭМ по работе в общеобразовательной школе, участию в методическом обеспечении ЕГЭ и организации олимпиад и конкурсов.

В заседании этой комиссии Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ) принял участие ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МГУ) Виктор Садовничий. Один из выводов, с которым согласились все участники заседания (оно прошло 15 апреля), — что олимпиады по экономике не должны быть исключительно пропуском в вуз. Их цель не рекрутировать абитуриентов, а заинтересовать школьников наукой, расширить их кругозор. Любое сотрудничество вуза со школами должно основываться на этом принципе.

Есть немало успешных примеров проведения олимпиад и конкурсов, результаты которых не дают никаких льгот при поступлении, но способствуют развитию школьников, росту их интереса к экономической науке

Как выяснилось, есть немало успешных примеров проведения олимпиад и конкурсов, результаты которых не дают никаких льгот при поступлении, но способствуют развитию школьников, росту их интереса к экономической науке. Например, МГУ проводит открытый чемпионат школ по экономике — командное состязание. Как рассказал Виктор Садовничий, его победители не получают никаких льгот при поступлении, но оно очень важно для детей, поскольку они приобретают, помимо прочего, опыт работы в команде. Аналогичный пример привела Анна Завгородняя, декан факультета довузовской подготовки и профориентации Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (СПбГЭУФ): в этом вузе проводится олимпиада «Головастик», также не включенная в официальный перечень. А заместитель научного руководителя ВШЭ Лев Любимов отметил, что на Всероссийской олимпиаде школьников — там, где победа в финале дает пропуск в вуз, — бывали случаи, когда преподаватели забирали задания на дом и решали их сами.

Еще один вывод членов комиссии — о том, что экономические вузы и факультеты должны активнее работать со школами, в частности с учительским корпусом. Ведь экономика в школе не является обязательным предметом, и азы этой науки пытаются изучать в курсе обществознания. Именно пытаются, поскольку учителя обществознания не могут быть одновременно специалистами по всем наукам, входящим в этот курс (экономике, праву, философии, социологии, политологии). В результате ученики школ знают экономику плохо, в большинстве случаев имеют лишь самое общее представление об этой области знаний.

Ученики школ знают экономику плохо, в большинстве случаев имеют лишь самое общее представление об этой области знаний

Участники заседания предложили варианты решения этой проблемы. Так, директор Центра довузовской подготовки и приема Высшей школы экономики и менеджмента Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Максим Шнырев посоветовал минимизировать влияние учителя на преподавание экономики — для этого АВВЭМ следует провести конкурс на создание учебно-методического комплекса по экономике, включающего видео-уроки, компьютерные тренажеры и другие современные средства. Другие эксперты были не столь радикальны, предлагая развивать курсы повышения квалификации педагогов. Можно использовать наработки ВШЭ, еще в 1990-е годы обучавшей учителей экономики по всей стране, опыт Экономико-математической школы МГУ, практику СПбГУЭФ, где в работе со школьниками используется европейская технология учебных фирм.

По вопросу о том, должна ли АВВЭМ настаивать на введении ЕГЭ по экономике, мнения разделились. Лев Любимов и глава приемной комиссии Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова Аюрик Батуев считают это необходимым, так как качество контрольно-измерительных материалов по обществознанию очень низкое, и у детей должна быть мотивация для изучения экономики. А декан экономического факультета МГУ Александр Аузан предложил начать с введения ЕГЭ по экономической географии.

 

Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Представители ведущих вузов России наметили план совместных действий в условиях санкций

В НИУ ВШЭ состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты», на котором были рассмотрены вопросы сетевого взаимодействия российских вузов, создания новой модели оценки научной деятельности, а также подведены итоги привлечения иностранных абитуриентов в рамках олимпиады Open Doors. Участниками дискуссии стали ректоры и проректоры ведущих университетов, представители Минобрнауки России.

Боль, ребра и немного науки

24 октября прошла защита докторской диссертации ординарного профессора ВШЭ Олега Воскобойникова «Scientia naturalis и стили мышления в Западной Европе XII–XIII веков: тексты, образы, идеи». Мы попросили его порефлексировать о том, для чего сегодня вообще защищать докторскую, нужна ли она академическому сообществу и какова роль научного любопытства в осмыслении «большой темы». 

Объединенные и преобразованные

Изменения брендов вузов, статуса дипломов и материальных условий обучения оказались для студентов ключевыми нововведениями при объединении университетов, выяснили исследователи НИУ ВШЭ.

Введение ЕГЭ повысило мобильность выпускников

После введения обязательного единого госэкзамена (ЕГЭ) российские выпускники стали активнее переезжать в Москву и Санкт-Петербург, они стали чаще поступать в столичные вузы. Анна Юрко, Фабиан Слонимчик и Марко Франческони в ходе исследования «Последствия ЕГЭ: мобильность выпускников школ и расходы домохозяйств на образование» попытались понять, облегчил ли ЕГЭ поступление в вузы для иногородних абитуриентов.

Итоги первого этапа зачисления

Опубликованы приказы Высшей школы экономики о зачислении абитуриентов бакалавриата на 80% мест, выставленных на общий конкурс.

Позвонили, объяснили, вдохновили

На время приемной кампании в НИУ ВШЭ организован call-центр, сотрудники которого каждый день связываются с сотнями абитуриентов, стремящихся поступить в Вышку. Это делается для того, чтобы определить проходной балл на каждую программу и сформировать список приглашенных к зачислению абитуриентов.  Кто и о чем разговаривает с потенциальными студентами — в репортаже новостной службы ВШЭ.

9866

абитуриентов уже подали заявления на бакалаврские программы Высшей школы экономики в Москве. Общее количество заявлений составляет более 23 тыс. Сегодня, 24 июля, — последний день приема документов в бакалавриат.

Мужской взгляд на Вышку

Авторы студенческого проекта «Поступаем в Вышку» пообщались с юношами-абитуриентами разных образовательных программ Вышки и узнали об их ожиданиях.

Математики советуют не паниковать и решать задачи

Период подачи документов подходит к концу, накал страстей среди поступающих растет по мере приближения к дедлайну. В такой ситуации очень важно сохранить способность принимать рациональные решения и не поддаваться панике в общей суматохе. На помощь абитуриентам спешит математик Дмитрий Дагаев, который знает, что для поддержания мозга в тонусе нет ничего лучше математической задачки. Пару таких задач он подготовил для поступающих.

Не соглашайтесь на меньшее, или Почему политология именно в НИУ ВШЭ?

В ВШЭ продолжается прием документов на бакалаврские программы, в том числе и на «Политологию». Об особенностях обучения на этой программе, будущем выпускников-политологов и о новых возможностях, которые появились у абитуриентов в этом году, рассказывает академический руководитель программы Михаил Миронюк.