• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Год победы советского образования

18 июня прошел заключительный в этом учебном году семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования ВШЭ. Темой встречи, посвященной памяти Анатолия Пинского, по уже сложившейся традиции стали «Итоги года в образовании».

Как обычно, накануне семинара был проведен опрос экспертов, какие события они считают ключевыми для образовательного «ландшафта» нашей страны. Было выделено четыре сюжета: диссертационный скандал, оценка эффективности вузов, решения о развитии дошкольного образования и создание движения «За советскую школу».

Первые три сюжета имеют скорее позитивный оттенок: выявлены некие проблемы, и государство вместе с профессиональным сообществом пытается их решить.

Диссертационный скандал, начавшийся с выявления фальсификаций, привел к дискуссиям о том, как наводить порядок, — сделать защиты как можно более прозрачными, публиковать «черные списки», сформировать новые требования к членам диссертационных и экспертных советов, восстанавливать почти утраченное в нашей стране понятие репутационного риска. В январе будущего года диссоветы ждет массовый «апгрейд».

Поскольку при оценке деятельности вузов, по словам директора Департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александра Соболева, эксперты не имели нормативно определенного понятия «эффективность», они ставили задачу «отсечь» очевидно неэффективные вузы. По результатам мониторинга 22 вуза, подведомственных Минобрнауки, подлежат реорганизации, будут ликвидированы 111 филиалов. А в следующем учебном году мониторинг будет проведен по-новому — для каждой из шести групп вузов (военные, медицинские, сельскохозяйственные, спортивные, творческие и транспортные) предложены свои критерии, добавится показатель трудоустройства выпускников (количество выпускников, не зарегистрированных на бирже труда в первый год после окончания).

По мнению директора Института развития образования Ирины Абанкиной, общество пришло к пониманию, что дошкольное образование — это социальная норма. Удалось организовать диалог в профессиональном образовании и разработать проект стандарта дошкольного образования. Проблемы есть с созданием комфортных условий — банально не хватает площадей, а использование жилого фонда для нужд детских садов запрещено законодательством.

В прошлое или в будущее: куда движется российская школа?

Весной этого года в Ульяновске педагоги-ветераны создали движение «За советскую школу», их поддержал губернатор региона. Они требуют остановить «провальную» реформу и вернуться к традициям советского образования. В том же русле — предложения президента страны о едином учебнике истории и школьной форме. «Этот год можно охарактеризовать как год победы советского образования», — отметил научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин.

Нужно решить проблемы, связанные с воспитанием или изучением истории, но это нам не удается. Стоит ли искать новые и трудные решения? Или лучше использовать проверенные временем приемы советской школы? Сможет ли российская педагогическая мысль решать сложные проблемы, не впадая в единообразие? Это вызов нашей системе образования.

Мы оглядываемся назад в попытках что-нибудь вернуть, — например, прежнее содержание образования, понимаемое как объем запоминаемой информации. Мы противимся излишней формализации образовательных стандартов, но и оставлять их размытыми тоже не хочется…

В свое время Анатолий Пинский говорил, что все сценарии трансформации российского образования зависят от того, придет ли рынок в школьный сектор. С тех пор минуло 10 лет. По словам заместителя министра образования и науки РФ Игоря Реморенко, с тех пор изменились механизмы финансирования школ, произошли перемены в аттестации учителей, кардинально улучшилась ситуация с материальным обеспечением школ. Не осталось ни одной школы, где нет проекторов, по всей стране было закуплено около 30 тысяч школьных автобусов, пополнены фонды школьных библиотек, появляются возможности дистанционного обучения.

Но можно ли рассматривать эти изменения в координатах «рынок — не рынок»? Скорее всего, нет. В школьном образовании возникли не рыночные, а конкурсные отношения: например, на основе конкурса регионы в 2007-2009 годах получали средства на проведение модернизации.

Мы оглядываемся назад в попытках что-нибудь вернуть, — например, прежнее содержание образования, понимаемое как объем запоминаемой информации. Мы противимся излишней формализации образовательных стандартов, но и оставлять их размытыми тоже не хочется…

Цикличность образования: что нас ждет дальше?

Директор Центра социально-экономического развития школы ВШЭ Сергей Косарецкий предположил, что образование имеет циклическую природу. И сейчас мы находимся на стадии, когда инновации в образовании пошли на спад: с 1997 по 2007 год сократилась с 22 до 8 процентов доля родителей, которые при выборе детсада считают важным наличие в нем инновационных и экспериментальных программ. По данным другого исследования, более 60 процентов опрошенных родителей выступают против введения в школах индивидуального выбора комбинаций экзаменов. И все же к цикличности образования стоит относиться спокойнее — возможно, впереди нас ждет новый интересный цикл.

Ведущий научный сотрудник Департамента исследований и разработок Института образования ВШЭ Татьяна Ковалева считает, что все разговоры о многообразии в нашем образовании — иллюзия. Говорить о многообразии как тренде можно только в том случае, если он реализован на трех уровнях: бытовом, в среде профессионалов и на уровне управления. Родители пытаются что-то выбирать, педагоги в школах стремятся создавать кружки и факультативы. Но на уровне управления установки на многообразие нет — от советской школы мы ушли недалеко.

По мнению секретаря ЦК Профсоюза работников народного образования и науки Владимира Лившица, для развития российского образования нужно сначала изменить нашу ментальность. Но сделать это непросто, потому что мы — мастера имитации. Будь то экономика, образование или другая сфера — в нашей стране есть разве что островки, где реально что-то делается. Возможно, мы хотим слишком быстрых перемен, потому что ментальность и вправду не быстро меняется…


Алина Иванова, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей

В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.

НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов

В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.

В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования

Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

Новый онлайн-курс ВШЭ обучает педагогов компетентностному подходу в преподавании

Современную школу часто обвиняют в том, что она отстает от жизни, и  требуют развивать в ней экологическую, цифровую и функциональную грамотность, коммуникативную компетентность, навыки кооперации. Но возможен ли в школьном и университетском образовании баланс между знаниями и компетентностями? И главное, как должен действовать педагог, учитель, преподаватель, выстраивая обучение? На все эти вопросы отвечает новый онлайн-курс «Универсальные компетентности и новая грамотность», разработанный экспертами Института образования ВШЭ и представленный онлайн-кампусом НИУ ВШЭ на Национальной платформе «Открытое образование».

Экосистема воспитания: уважение личности и самореализация через действие

Воспитание детей и молодежи — сложная задача, особенно в Москве, динамичном современном мегаполисе. Для ее успешного решения необходимы нешаблонные подходы, уважение педагогов и родителей к личности школьников и студентов. Важна также и готовность взрослых воспитывать личным примером. Эту тему обсудили на Московском урбанистическом форуме, в дискуссии принял участие ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.

Новые курсы магистерских программ Института образования ВШЭ выиграли в конкурсе грантов Фонда Потанина

В 2022/23 учебном году в рамках магистерских программ Инобра Вышки появятся новые курсы. Они помогут получить компетенции тем, кто работает или будет работать в образовании. Финансовая поддержка у этих планов уже есть: Благотворительный фонд Владимира Потанина провел конкурс грантов, на котором две заявки Института образования ВШЭ получили гранты и одна попала в резервный список.

Акселерацию в летней школе Конкурса инноваций в образовании прошли 24 проекта

Всего на Конкурс инноваций в образовании (КИвО),организованный Институтом образования ВШЭ и Рыбаков Фондом при поддержке Агентства стратегических инициатив, в 2021 году поступило 518 заявок. 16 июля состоялся demo-day для выпускников летней школы-акселератора в рамках конкурса. Финалисты КИвО будут объявлены в сентябре, мероприятия финала состоятся офлайн в октябре в Москве. Главный приз — образовательный грант.