• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мы много кого впечатлили»

Петр Федин, выпускник магистерской программы «Бизнес-информатика», — фрилансер. По свободному графику поднимает сельское хозяйство, занимается консультированием в области инжиниринга и системной инженерии, пишет кандидатскую по рискам венчурных проектов.

— Петр, на ваш взгляд, какие возможности дает магистерская программа «Бизнес-информатика»?

— С одной стороны, магистратура — это возможность приобрести глубокие знания по определенной специализации, с другой — возможность выбирать интересные именно для тебя предметы. Мы, например, часто бегали на занятия к Федору Вирину, который читает несколько курсов в рамках магистерской программы «Электронный бизнес», а ребята оттуда ходили к нам на лекции профессора кафедры инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий Иосифа Евгеньевича Дискина.

— Что показалось наиболее интересным в учебе за эти два года?

— У нас было много интересных курсов, лично для меня важным предметом стал курс преподавателя кафедры управления разработкой программного обеспечения Дмитрия Безуглого по лидерству и управлению командой. Курс закладывает психологическую основу профессионализма инновационного менеджера — человека, который умеет совмещать интересы инвесторов, бизнеса и ученых с целью разработки инноваций, позволяющих улучшать экономические показатели в той или иной отрасли или даже принципиально их изменять, создавать принципиально новые рынки.

— Почему для инновационного менеджера так важна компетенция в области командообразования и лидерства?

— Менеджер в сфере инноваций вынужден взаимодействовать в рамках одного проекта с разными людьми и при этом понимать, как гармонизировать их отношения. К примеру, «фундаментальные» ученые — это интересные и талантливые люди, но чаще всего далекие от бизнеса и показателей экономической эффективности. Мой опыт показывает, что ученым сложно напрямую контактировать с бизнесменами. Упрощая, можно сказать, что инновационный менеджер — это человек, обладающий достаточным набором компетенций для того чтобы, во-первых, понимать, что, к примеру, полупроводниковый лазер с уникальными параметрами длины волны, стоящий в виде экспериментальной установки в лаборатории — это на самом деле возможность для создания коммерческого продукта с сильными конкурентными характеристиками. Во-вторых, чтобы собрать команду инженеров для превращения этой идеи, прототипа, в конечный потребительский продукт. И в-третьих, умеющий заранее просчитать бизнес-план проекта, посчитать возможные риски и убытки и, главное, найти и убедить инвесторов вложить в него деньги.

На протяжении всех стадий жизненного цикла продукта идет взаимодействие большой команды, разных людей с различными интересами, их совместную работу надо грамотно выстраивать, организовать обмен знаниями. Для этого надо не только быть харизматичным человеком, но и хорошо понимать, какие именно люди нужны, какими компетенциями они должны обладать, как они друг друга дополняют, каких людей в данный момент в проекте не хватает — как по специфике работы, так и в большой степени — по личному характеру.

— На практике вам уже приходилось применять полученные в магистратуре знания и навыки?

— Сейчас мы с товарищами по магистратуре развиваем небольшой проект в сфере социального предпринимательства. Знания, полученные на курсах по финансовому менеджменту, управлению инвестиционными проектами пригодились на стадии разработки бизнес-плана и работы с инвесторами. Важно уже на стадии стартапа посчитать, не прогоришь ли ты раньше, чем начнешь получать деньги.

— Расскажите, чему посвящен ваш проект, как родилась его идея.

— Наш проект «Экофуд» (временное название прижилось) ориентирован на помощь российскому крестьянству и фермерству. На сегодняшний день на российском рынке сельскохозяйственной продукции основные агенты — оптовики-перекупщики, розничные продавцы, сети-ритейлеры, а крестьянские и фермерские хозяйства, колхозы, совхозы — только поставщики. Проблема в том, что производители не имеют прямого выхода на городские площадки торговли, они вынуждены прибегать к услугам посредников, которые очень сильно занижают закупочные цены, из-за чего прибыль производителей очень низка, а зачастую и вовсе оказывается отрицательной. Цель нашего проекта — устранить промежуточное звено, перекупщиков, и помогать крестьянам торговать напрямую. Поскольку мы все интернетчики с опытом, то знаем, как организовать площадку, на которой фермеры смогут выставлять свою продукцию, а горожане — заказывать. Также имеются логистические посредники, которые осуществляют доставку за фиксированную оплату. Таким образом, горожанин платит фермеру ту цену, которую назначит сам фермер, фермер 10% от общего оборота отчисляет платформе за обслуживание, а покупатель платит фиксированную сумму за доставку, в итоге не происходит спекуляции и наценки.

— С чем связан интерес к сельскому хозяйству?

— В магистратуре на курсах, связанных с предпринимательской деятельностью, нам рассказывали, что есть несколько областей, в которых у России есть конкурентные преимущества на мировом уровне. Например, у нас много сельскохозяйственных земель, и многие их них не задействованы, сельское хозяйство содержит в себе огромный потенциал развития. На первом курсе магистратуры я подробно занимался изучением информатизации в сельском хозяйстве, несколько месяцев изучал то, как в разных странах мира информационные технологии используются в сельском хозяйстве. Конечно, лидер в этом плане Израиль, где информатизирована каждая грядка и каждая ягодка. У них очень мало пресной воды, и им необходимо контролировать ее расход до миллилитра, отсюда автоматизированное управление подачей воды, компьютерный учет плодов. У нас такого нет, был национальный проект развития аграрно-промышленного комплекса, в рамках этого проекта внедрялись информационные технологии на уровне банков и министерств, но до крестьян дошло очень мало. А у нас проект идет, приносит небольшую прибыль. Мы выступили с этим проектом на вышкинском конкурсе бизнес-планов HSE{10k}, первое место не заняли, но получили специальный приз и много кого впечатлили.

Наша глобальная задача — находить фермеров и предоставить им услуги по обучению и развитию электронных площадок для торговли. Первая ферма, с которой мы начали сотрудничество, находится в Истринском районе и принадлежит семье Корневых. Они рассказали, что за десять лет от трехсот хозяйств района осталось четыре, люди уезжают в города и на селе остаются только дачники — крестьяне же не видят перспективы. Сами Корневы — люди идейные, они пятнадцать лет на этой земле, с высшим сельскохозяйственным образованием, муж и жена окончили академию имени Тимирязева, у них трое взрослых сыновей, есть наемные работники. Они понимают, что такое управление и эффективность, рачительно ведут хозяйство и стараются производить максимально качественный продукт. Мы помогли им настроить интернет через GPRS и предоставили старенький ноутбук — этого хватает, чтобы принять заказ и уведомить об этом клиента, созвониться, что-то уточнить, договориться о доставке.

— Вы сказали: «Мы все интернетчики». Кто «мы»?

— Наша команда сложилась еще в бакалавриате. На втором курсе я познакомился с Булатом Ламбаевым и Алексеем Таниковым, они тогда на первом курсе учились. У некоторых первокурсников были проблемы с учебой, в частности с программированием, и мы решили, что надо сделать  дополнительные консультации для первокурсников. Я выступал в роли преподавателя с парой своих друзей, и к нам два раза в неделю ходило больше двадцати человек. Многие из них подтянулись, стали что-то понимать в этой области. Сейчас СКБИ — это активно функционирующая на факультете бизнес-информатики студенческая организация, где старшекурсники помогают десяткам первокурсников лучше осваивать азы нашей специальности.

Потом Леша и Булат вместе с Алексеем Зайцевым, который сейчас учится в аспирантуре факультета менеджмента, основали клуб «Бизнес в стиле RU», где мы несколько лет продуктивно организовывали на базе Вышки публичные лекции известных интернет-бизнесменов. Со временем эти лекции способствовали возникновению магистерской программы «Электронный бизнес». Последнее время мы вместе занимаемся разными проектами, обладающими социальной значимостью. Не все получается, но никого это не останавливает. Как говорил Уинстон Черчилль: «Успех — это умение двигаться от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма».

— Кроме сельскохозяйственного проекта, какими еще проектами вы занимаетесь?

— Я много чем занимаюсь. Сейчас также работаю в компании, которая занимается консультированием в области инжиниринга и системной инженерии. Это дисциплина об организации больших и сверхбольших инженерных проектов, которые требуют вовлечения большого количества сторон. Примеры таких проектов — строительство атомных станций, космодромов, космических спутников или марсоходов, это, скажем, большие строительные проекты, такие как небоскребы, альпийские тоннели, морские мосты. Моя сфера в компании — изучение зарубежных стандартов и методик, которые регламентируют взаимодействие разных сторон и процесс распространения знаний среди участников проекта. Я читаю стандарты, перевожу с английского, делаю выжимки, рассказываю людям об этом.

— Для такой работы вы должны владеть английским языком на достаточно высоком уровне…

— На более чем достаточном. На выходе у выпускника Вышки, с моей точки зрения, есть способность читать, писать, и что самое важное, способность к самообразованию на языке. У нас замечательные кафедры английского языка, так что с экономической или айтишной лексикой не возникает никаких проблем. Но лично для меня этого было недостаточно, поэтому я дополнительно занимался с носителями языка на курсах в Дипломатической академии при МИДе РФ, всегда хотел сделать свою речь богатой, как у носителей языка.

— Насколько я знаю, вы учитесь в аспирантуре Вышки. Чему посвящено ваше исследование?

— Да, я занимаюсь под руководством Иосифа Евгеньевича Дискина. Диссертация посвящена использованию методов моделирования в риск-менеджменте венчурных проектов. Моя задача — найти и адаптировать такие методы моделирования рисков, которые позволят эффективно управлять инновационными проектами, делать это информатизировано, используя инструментальные средства и математическую базу. Если удается обнаружить какие-то риски, которые блокируют возможности успешного выхода на рынок, лучше на ранней стадии зарубить проект, чем огромное количество денег потратить впустую.

— Удается совмещать научные амбиции с работой. Можно ли сказать, что вы свободный художник?

— Скорее, да, я не работаю в большой корпорации или на предприятии, а могу себе позволить заниматься тем, что мне действительно интересно и получать за это достойную оплату. Правда, я все делаю в последний момент, и даже несколько раз за время обучения был на грани отчисления именно из-за этого.

— «Талантливый разгильдяй»?

— Наверно, кто-то может и так сказать. Из личного опыта знаю, что это очень рискованный путь, но я люблю рисковать. И главное, чему научила меня Вышка, какие бы трудности перед тобой ни вставали — нельзя сдаваться и отступать.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Ксении Аникеевой

Вам также может быть интересно:

«Выпускники направления “Бизнес-информатика” обладают визионерским видением»

Сегодня более 130 российских вузов в 60 городах страны готовят выпускников по направлению «Бизнес-информатика». Перспективы этого направления подготовки обсудили в Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ в рамках конференции «20 лет развития направления “Бизнес-информатика” в России».

«ВШЭ дала возможность заняться теми исследованиями, которыми я хотел»

Закари Япл стал первым иностранным аспирантом департамента психологии, получившим степень PhD в Высшей школе экономики. В сентябре состоялась защита его диссертации, подготовленной в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Вышки и посвященной нейрофизиологическим аспектам принятия рискованных решений.

Как получить дополнительное образование по бизнес-информатике в Вышке

Высшая школа бизнес-информатики НИУ ВШЭ отмечает свое 15-летие. О том, что нового школа предлагает потенциальным слушателям, о возможностях дистанционного обучения и о том, как правильно выбрать программу ДПО, рассказывает директор ВШБИ Александр Олейник.

Выпускной–2018: как это было

Темой общевышкинского выпускного, прошедшего в «Известия Hall», в этом году стала «бондиана». Участников вечера ждали шпионские игры и конкурсы, британский юмор и, конечно, много музыки.

111

выпускников бакалавриата и магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ получили 30 июня дипломы (треть из них — красные). Это был первый выпуск Школы дизайна.

«Самое главное в Вышке — это ощущение бесконечной свободы»

В Вышке прошел общеуниверситетский выпускной, темой которого стала вселенная Гарри Поттера. В этом году организацию выпускного, начиная от выбора места и заканчивая развлечением гостей, взяли на себя студенты ВШЭ, а прийти на него могли не только выпускники, но и их друзья и родные.

Учебный год в Лицее НИУ ВШЭ закончился. Что в нем было особенного?

«Сегодня все мы пассажиры и отправляемся в полет — в полет на острова HSE», — такой была главная идея «Последнего звонка» в Лицее Высшей школы экономики, который прошел26-го мая. Мы тоже решили совершить своеобразное путешествие, но не на острова, а в лицейский 2016/2017 учебный год. Вспомним самые важные и интересные события из жизни лицея за этот период.

«Мечтайте и двигайтесь в своем направлении, а Вышка всегда будет рядом»

28 июня в Высшей школе экономики прошел очередной общеуниверситетский выпускной вечер. В этом году темой праздника выбрали будущее и непрерывный прогресс. Двигателями прогресса и станут выпускники университета.

Вышка наградила своих лучших выпускников

16 октября в «Ролл Холл» прошла ежегодная встреча выпускников Высшей школы экономики и церемония вручения премии HSE Alumni Awards 2015.

«Вышка, и ее герои, и ее сила всегда будут с нами»

20-го июня выпускники НИУ ВШЭ этого года, а также те, кто уже давно закончил Вышку, и те, кому еще только предстоит это сделать, вместе с преподавателями отметили выпускной-2015. По традиции общеуниверситетские выпускные в Вышке делают тематическими. На этот раз пространство клуба Space Moscow превратилось в «Тысячелетний сокол» — вымышленный космический корабль из знаменитой космической одиссеи Джорджа Лукаса «Звездные войны».