• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мы не витаем в облаках»

Полина Селюгина, выпускница магистерской программы «Исследование, консультирование и психотерапия личности» факультета психологии ГУ-ВШЭ, работает психологом-консультантом Центра игровой поддержки ребенка в одном из московских детских садов. Как ее нынешняя профессиональная деятельность связана с полученным образованием?

— Полина, расскажите, о своей работе в Центре.

— Я руковожу одним из направлений деятельности Центра, провожу индивидуальные и групповые занятия с детьми и консультирую родителей по различным вопросам, связанным с развитием детей и семейной терапией. Я — и организатор, и координатор, и ведущий, и исполнитель. Как говорится, «и швец и жнец, и на дуде игрец». Я совершенно свободна в выборе стратегии и методов работы, и мне это нравится.

— Семейная и детская терапия — это отдельное направление в психотерапии. Хватает ли вам знаний, полученных во время обучения?

— Во время обучения в магистратуре мы изучали семейную терапию, но основные практические навыки все же формируются в процессе работы с клиентом. В этом, на мой взгляд, специфика психотерапевтической деятельности. Консультация или сеанс психотерапии — это закрытый процесс взаимодействия терапевта и клиента, на котором ни стажер, ни наблюдатель не имеют права присутствовать. Поэтому я думаю, что стоило бы больше внимания уделять самостоятельной психотерапевтической подготовке уже на уровне магистратуры.

— А что, на ваш взгляд, нужно добавить в учебный план магистерской программы?

— Насколько мне известно, магистерская программа, которую я закончила, сильно изменилась за последние годы, и в ней предусмотрено значительно больше занятий с реальными клиентами. Работа студентов друг с другом — это всегда учебная ситуация, а первые «живые» консультации — это серьезное испытание, которое легче пройти, если знать, с чего начать. Поэтому я бы добавила курс или несколько семинаров под условным названием «с чего начать». Меня многому научила и оказала неоценимую поддержку в практической работе Юлия Овчинникова, доцент кафедры общей и экспериментальной психологии ГУ-ВШЭ и мой научный руководитель. У нее — свой психологический центр и более чем десятилетний терапевтический опыт. А в целом программа магистратуры, которую я закончила, дает отличное, конкурентоспособное образование. Я не раз участвовала в конференциях психологов в МГУ, и могу сказать, что студенты и выпускники Вышки отличаются от студентов других вузов особой практичностью и критичностью мышления.

— В чем это выражается?

— У большинства психологов есть склонность к глобальным проектам — «поможем всем бездомным!», «спасем мир!» В ответ на такие призывы возникают закономерные вопросы о бюджете, бизнес-плане, пошаговой реализации проекта, которые и задают студенты Вышки. Наша специализация — психология личности — кажется далекой от экономической сферы, но на самом деле мы изучали и макро-, и микроэкономику, и институциональную экономику. Поэтому мы не витаем в облаках, а реалистично оцениваем проекты.

— Вы не хотели бы попробовать себя в какой-нибудь другой сфере психологии?

— Я работала в отделе управления человеческими ресурсами одной компании, и ушла оттуда через год, хотя  для такой работы мне хватало и знаний, и сноровки, и понимания людей. Просто мне хотелось совершенно другого. На мое решение уйти с работы также повлияла и сильная загруженность — я училась в магистратуре и параллельно писала диплом. Но главной причиной стало понимание, что я «не на своем месте». Это не значит, что я не хочу добиться успеха. Просто работа консультанта — и, тем более, психотерапевта — рассчитана на долгосрочный результат. Она хорошо оплачивается тогда, когда накапливается достаточный опыт работы. В этом вопросе я ориентируюсь на преподавателей нашей кафедры, многие из которых являются успешными практикующими психотерапевтами.

— Какие курсы и преподаватели магистратуры вам запомнились больше всего?

— Я считаю, что у Елены Старовойтенко, заведующей кафедрой психологии личности ВШЭ, особый талант — заставлять мозг студента активизироваться. Даже во время экзамена по ее курсу студент извлекает огромную пользу для своего ума, потому что она задает такие вопросы, для ответов на которые он вынужден поднять и переворошить весь багаж полученных знаний.

Научный семинар по транзактному анализу у нас вел Вадим Петровский, заместитель заведующего кафедрой психологии личности. На одном из его тренингов меня основательно «встряхнуло». Мы делали так называемое упражнение «на стульях» — то есть разговаривали с воображаемым человеком, с которым ты чувствуешь какой-то внутренний конфликт. Я разговаривала с близким мне человеком, пересаживаясь со стула на стул и пытаясь понять его позицию. Потом недели две ходила под сильным впечатлением от занятия, потому что никогда не могла подумать, что открою в себе такую мотивацию и такие ценности.

На мой взгляд, опыт практикующих психологов бесценен в программе магистратуры. Мне очень запомнился курс по основам психотерапии, который преподавал руководитель магистерской программы «Исследование, консультирование и психотерапия личности» и ведущий психотерапевт Центра психологического консультирования ТРИАЛОГ Александр Орлов. Он и к студентам с терапевтической позиции всегда подходит — спокойно и с пониманием.

— Насколько высока конкуренция в сфере психологического консультирования? Есть ли у вас желание и шанс открыть свое дело?

— Открыть свое дело не сложно, сложно завоевать клиентуру. Психологических центров много, и клиентам сложно разобраться в предложениях на рынке психологических услуг. Чаще всего клиентская база формируется по знакомству, и мне кажется, что так будет еще долго. Сейчас я работаю в сфере семейного консультирования и вижу, что моя работа востребована. Мне кажется, это — пока еще свободная ниша, которую можно занять, набравшись некоторого опыта.

— Вам интересно работать с детьми, их родителями?

— Да, работа с детьми — совершенно особый опыт. С ними легче и интереснее, чем со взрослыми, потому что они искренне говорят то, что думают, а если еще не умеют говорить, то по их лицам и так все видно. И отдача от работы потрясающая. Взрослый может закрыться маской, а у ребенка все написано на лице. Если ему нравится с тобой работать, у него горят глаза. Мне бы хотелось открыть центр, ориентированный на работу с маленькими детьми, и, конечно, основная проблема связана с финансированием такого центра. Я надеюсь на помощь своих друзей. Мне повезло: я жила в общежитии большую часть своей студенческой жизни, и у меня друзья со всех факультетов. Я знаю удачные примеры стартапов, которые начинались с дружеских студенческих инициатив. Надеюсь, и у меня все получится.

— Каким вы видите свое будущее через пять-семь лет?

— У меня будет свой небольшой консультационный центр, в котором основу профессионального коллектива составят мои однокурсники по магистерской программе. Я знаю, кто и в какой сфере специалист, и в каком именно направлении он или она могли бы работать. Кроме того, мне бы хотелось продолжить научную деятельность. Сейчас я учусь в аспирантуре на кафедре общей психологии, изучаю роль прародительской семьи в формировании личностной идентичности. Если говорить более понятным языком, это исследование семейной роли наших бабушек и дедушек, про которых в нашей стране почему-то почти никто не пишет. Надеюсь, что результаты моей работы будут интересны и полезны не только мне.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Новая магистерская программа ВШЭ посвящена немецкоязычным странам

В 2020\21 учебном году на факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ откроется магистерская программа «Germanica: история и современность». Она направлена на подготовку специалистов широкого профиля по странам немецкоязычного ареала - Германии, Австрии и Швейцарии. Обучение будет проходить на русском и немецком языках, уровень владения немецким нужно подтвердить при поступлении. Об особенностях программы рассказывает ее академический руководитель Петр Резвых.

«ВШЭ дала возможность заняться теми исследованиями, которыми я хотел»

Закари Япл стал первым иностранным аспирантом департамента психологии, получившим степень PhD в Высшей школе экономики. В сентябре состоялась защита его диссертации, подготовленной в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Вышки и посвященной нейрофизиологическим аспектам принятия рискованных решений.

Выпускной–2018: как это было

Темой общевышкинского выпускного, прошедшего в «Известия Hall», в этом году стала «бондиана». Участников вечера ждали шпионские игры и конкурсы, британский юмор и, конечно, много музыки.

111

выпускников бакалавриата и магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ получили 30 июня дипломы (треть из них — красные). Это был первый выпуск Школы дизайна.

«Самое главное в Вышке — это ощущение бесконечной свободы»

В Вышке прошел общеуниверситетский выпускной, темой которого стала вселенная Гарри Поттера. В этом году организацию выпускного, начиная от выбора места и заканчивая развлечением гостей, взяли на себя студенты ВШЭ, а прийти на него могли не только выпускники, но и их друзья и родные.

Учебный год в Лицее НИУ ВШЭ закончился. Что в нем было особенного?

«Сегодня все мы пассажиры и отправляемся в полет — в полет на острова HSE», — такой была главная идея «Последнего звонка» в Лицее Высшей школы экономики, который прошел26-го мая. Мы тоже решили совершить своеобразное путешествие, но не на острова, а в лицейский 2016/2017 учебный год. Вспомним самые важные и интересные события из жизни лицея за этот период.

ВШЭ и Сбербанк подготовят новое поколение специалистов по анализу финансовых данных

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и Сбербанк открывают новую магистерскую программу «Финансовые технологии и анализ данных». 30 лучших абитуриентов, поступивших на программу, смогут обучаться на ней за счет Сбербанка.

«Если ты не владеешь "скрытой" частью программного стека, ты не владеешь ничем»

В 2017 году в Вышке пройдет набор на новую магистерскую программу «Системное программирование». Там будут готовить специалистов, которые занимаются самым сложным и самым важным уровнем программирования. Кого и как будут учить на этой программе,  рассказывает ее руководитель Александр Петренко.

Студенты Вышки стали победителями кейс-чемпионата Oliver Wyman Impact 2017

Команда из четырех студентов магистерской программы «Стратегическое управление финансами фирмы» была признана победителем из более чем сотни команд.

«Наши студенты должны осуществить научный прорыв на стыке математики и компьютерных наук»

В 2017 году факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и Сколтех будут вести совместный прием на магистерскую программу «Статистическая теория обучения», которая станет правопреемницей программы «Математические методы оптимизации и стохастики». О научной составляющей новой программы и о возможностях, которые она предоставляет студентам не только магистратуры, но и бакалавриата, рассказывает академический руководитель программы, профессор математических наук университета Гумбольдта в Берлине, Владимир Спокойный.