• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Аспирантура — просто одна из ступенек на пути в науку»

Денис Стукал, аспирант кафедры теории политики и политического анализа факультета прикладной политологии ВШЭ, защитил кандидатскую диссертацию досрочно, потратив на подготовку работы полтора года вместо положенных трех лет.

Денис Стукал
Денис Стукал
— Денис, чему была посвящена твоя диссертация? Как она связана с твоей профессиональной деятельностью?

— По образованию я политолог — окончил бакалавриат и магистратуру факультета прикладной политологии ВШЭ. Защищался я тоже по политическим наукам, хотя в последние годы работаю на общеуниверситетской кафедре высшей математики и преподаю теорию вероятностей, статистику и анализ данных студентам-политологам. Диссертация была посвящена изучению того, как имущественное неравенство связано с уровнем демократии в посткоммунистических государствах. Имущественное неравенство меня интересовало как фактор демократии, хотя в литературе часто обсуждается и обратная причинно-следственная связь. Диссертация в существенной мере опиралась на анализ данных — на те самые методы, которые я преподаю студентам-политологам. А тема диссертации выросла из работы в рамках Программы фундаментальных исследований ВШЭ — уже три года я участвую под руководством декана факультета прикладной политологии Андрея Юрьевича Мельвиля в исследовании режимных трансформаций и государственной состоятельности в посткоммунистических государствах.

— А кто был твоим научным руководителем в аспирантуре?

— Работу я писал под научным руководством Глеба Ивановича Мусихина, заведующего кафедрой теории политики и политического анализа. И тема сначала была иной, более теоретической — про подходы к измерению демократии с точки зрения современной теории измерений. Но поскольку в рамках Программы фундаментальных исследований был наработан большой материал, который хорошо стыковался с тем, что я сделал еще в магистерской диссертации, мы изменили тему. Здесь очень помог Андрей Юрьевич Мельвиль.

— Насколько сложно было совмещать преподавание и обучение в аспирантуре?

— Мне повезло, потому что преподаваемые мной курсы тесно связаны с тем, что я изучал. Я мог брать свои данные и преподавать методы на них, постоянно сохраняя своеобразную погруженность в проблему. В этом смысле преподавание не мешало. Хотя тут, конечно, важно не переусердствовать. Для меня, к примеру, первый год аспирантуры прошел не очень плодотворно из-за большой аудиторной работы. Пока еще мало опыта преподавания, мало наработанного материала, много времени приходится тратить на подготовку к занятиям. На диссертацию оставалось мало времени. В этом учебном году, на втором курсе аспирантуры, я перешел с преподавательской ставки на научную — в Лабораторию политических исследований, сохранив на кафедре высшей математики только полставки. Это очень помогло. Как и доброжелательное отношение моего начальника — Валерии Александровны Касамара, давшей мне возможность сконцентрироваться на диссертации. Очень ей за это благодарен. Попади я к другому начальнику, диссертация могла бы быть отложена на долгий срок.

Если резюмировать, все зависит от конкретных условий. В моем случае работа и аспирантура хорошо совместились. Но чаще это будет, наверное, проблемой: если работа никак не связана с темой диссертации, то сложности будут обязательно.

— Что, по-твоему, в итоге может дать человеку аспирантура ВШЭ?

— Говоря о том, зачем нужна аспирантура, следует четко разделять две категории людей: есть те, кто собирается заниматься академической деятельностью, и те, кто не собирается заниматься исследованиями в той или иной научной области. Для первых аспирантура является очевидно необходимым этапом в их профессиональной деятельности, это просто одна из тех ступенек, которые нужно перешагнуть, на пути к докторской и полноценному вхождению в профессиональное сообщество. Что касается тех, кто не планирует быть исследователем, мне кажется, что для них кандидатская степень — это некоторый ярлык, который человек помещает на своей визитной карточке, который дает некоторый статус. Это свидетельство о том, что ты в состоянии производить некоторый продукт, соответствующий определенным заданным стандартам. И это, наверное, тоже хорошо, даже если ты работаешь в бизнесе.

Высшая школа экономики предъявляет особые требования к кандидатским диссертациям. В Вышке более жесткие внутренние правила, зачастую не прописанные. Например, выбор официального оппонента — если в соответствии с нормативными документами один из официальных оппонентов может быть членом того диссертационного совета, в котором аспирант проходит обучение, то в Высшей школе экономики это не принято. Таким образом, возникает полностью внешняя экспертиза.

Лично мне аспирантура дала необходимый дополнительный стимул. Для меня было важно знать, что впереди будет промежуточная аттестация, а затем — итоговая аттестация за год, на которых нужно отчитываться. Это подстегивает.

— В Высшей школе экономики действует Программа академической аспирантуры. Как ты ее оцениваешь?

— С этой программой обучение в аспирантуре перестает быть некоторой формальностью, в которой аспирант фактически не обучается, а лишь несколько раз в год на аттестации предъявляет свидетельства того, что он проходит некоторые обязательные рубежи — сдача кандидатского минимума, сдача статей в реферируемые «ВАКовские» журналы, выступления на конференциях. Чтобы аспиранты наконец-то начали обучаться, повышая тот реальный квалификационный уровень, которому должен соответствовать кандидат наук. Поскольку обучение является очным, у аспирантов меньше возможностей для трудоустройства и работы, не связанной с обучением в аспирантуре. Но преимущество Высшей школы экономики состоит в том, что здесь огромное количество лабораторий, исследовательских центров и институтов проводят различные исследования, в которые аспирант может встраиваться. Он может участвовать в исследовании по теме своей диссертации и получать за это зарплату.

Участие в проектах, связанных с темой диссертации, естественно, позволяет существенно ускориться в написании работы. Мне благодаря этому удалось защититься через полтора года после поступления в аспирантуру вместо положенных трех лет.

— Если уж речь зашла о личном опыте — что дает обучение в ВШЭ для личностного становления? Тебе Вышка какие-то новые качества придала?

— Обучение в Вышке (а я здесь провел шесть лет, не считая аспирантуры) стимулирует развитие способности к быстрой работе над большими и сложными задачами. Дело в том, что в Вышке принята модульная система обучения. Когда я учился в бакалавриате, у нас в году было пять модулей учебы, после которых мы сдавали экзамены. Возникало порой ощущение, что мы непрерывно сдаем экзамены, тем более что за месяц до очередной сессии наступали дедлайны по сдаче эссе. Мы жили так: заканчивалась очередная сессия, мы пару недель приходили в себя и снова сдавали эссе, и снова выходили на сессию… Это вырабатывало способность к быстрой мобилизации ресурсов и быстрой и эффективной работе.

Позже, в аспирантуре, поскольку одновременно с обучением в ней я уже был штатным сотрудником ВШЭ и преподавал, на меня распространялось общее требование по публикационной активности. Преподаватели Вышки обязаны не только передавать студентам готовое, признанное знание, зафиксированное в учебниках, но и участвовать в создании нового знания, то есть проводить научные исследования. Результаты этих исследований необходимо предъявлять коллегам в виде книг, в виде статей. Соответственно, потребность в публикациях (чтобы меня не уволили из университета) тоже, конечно, стала мощным стимулом участвовать в научной работе и завершать диссертацию.

— А какие проблемы, на твой взгляд, есть у ВШЭ?

— Сейчас, на стадии быстрого роста вуза вширь, самое главное — не терять корпоративный дух, успевать «переваривать» те новые группы и коллективы, которые входят в состав ВШЭ, и сохранять фирменные качества университета. Это открытость, способность к диалогу, демократичность, постоянное стимулирование и сотрудников, и студентов к активности в разного рода деятельности.

— Теперь, после защиты диссертации, какие у тебя планы?

— В долгосрочном плане я связываю свою карьеру с Вышкой. Здесь много нерешенных проблем, многое нужно сделать для развития политологии, отвечающей международным стандартам. Причем здесь это действительно можно сделать, так как есть соответствующая среда. Но это в долгосрочном плане. А в краткосрочном — хотел бы еще продолжить образование. Как именно — посмотрим.

 

Ануш Мовсисян, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

В бакалавриате по политологии питерской Вышки открывается новый региональный трек

Со следующего учебного года на программе «Политология и мировая политика» открывается четвертый региональный трек, посвященный странам Латинской Америки. Студенты, которые выберут это направление, смогут погрузиться в политические процессы региона и изучить один из языков на выбор — испанский или португальский.

Вышка расширяет академическое сотрудничество с индийскими вузами

Высшая школа экономики будет развивать академическое сотрудничество с индийскими вузами. Об этом делегация Вышки во главе с директором НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Анной Тышецкой договорилась с целым рядом ведущих вузов Индии: Делийским университетом, а также с Индийским институтом технологий в Дели (IIT Delhi) и Национальным открытым университетом Индиры Ганди (IGNOU).

Российские исследователи назвали технологические мегатренды будущего

Наука и технологии — основные драйверы современного мирового развития. Специалисты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ Александр Соколов, Сергей Шашнов и Артем Шашков проанализировали наиболее актуальные форсайт-проекты крупных стран и аналитических центров, посвященные различным аспектам научно-технологического развития в средне- и долгосрочной перспективе. Исследование было выполнено в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» программы «Приоритет-2030».

Центры трансфера технологий при вузах будут интегрироваться с бизнесом и институтами развития

Высшая школа экономики развивает Центр трансфера технологий — в 2023 году эта программа университета была поддержана Минобрнауки. В конце августа представители Вышки приняли участие в Форуме трансфера технологий, который состоялся в Екатеринбурге в рамках X Международного форума технологического развития «ТЕХНОПРОМ-2023». На нем представители вузов, реализующих программу ЦТТ, обсудили перспективы интеграции с бизнес-заказчиками и институтами развития.

ВШЭ запустила научный кинолекторий вместе с Обществом «Знание», Ленинкой и Госфильмофондом

В столице начал работу Московский научный кинолекторий — совместный проект Высшей школы экономики, Московского отделения Российского общества «Знание», Российской государственной библиотеки и Госфильмофонда. Миссия кинолектория — познакомить зрителя с наукой через формат кинопоказов научно-популярных фильмов советского периода с сопровождающими лекциями ведущих ученых.

До кончиков пальцев

Ученые НИУ ВШЭ создали модель декодирования движений пальцев для протезов кисти нового поколения. Она позволит не только брать предметы, но и жестикулировать, используя движения каждого пальца.

Диагностика памяти: ИТ-решения для здоровья ума

Высокие технологии становятся неотъемлемой частью здравоохранения, и без компьютера не обходится уже ни одна область медицины. Ученые Вышки разработали мультиязычное планшетное приложение «Тест Рея» — первый полностью автоматизированный и валидный инструмент для диагностики нарушений слухоречевой памяти.

НИУ ВШЭ будет развивать сетевой Центр трансфера технологий

В Минобрнауки России подвели итоги конкурса по поддержке создания и развития центров трансфера технологий (ЦТТ). На конкурс было подано 58 заявок от вузов и НИИ. Поддержку получили 20 проектов, и среди них ЦТТ Высшей школы экономики. Благодаря этому университет планирует стать лидером в реализации кооперационной модели трансфера технологий.

«Мы хотим поделиться своими исследованиями не только с нашей страной, но и со всем миром»

Факультет химии открылся в НИУ ВШЭ всего три года назад, и первый выпуск бакалавров ожидается только в 2023 году. Но уже сейчас его студенты демонстрируют впечатляющие результаты в научных исследованиях, половина студентов 2-го и 3-го курсов имеют публикации в индексируемых в WoS и Scopus научных журналах, почти треть из которых относится к первому квартилю. В чем секрет успеха, новостной службе портала рассказали студенты факультета и академический руководитель образовательной программы «Химия», академик РАН Андрей Ярославцев.

Высшая школа экономики и Сбер подписали соглашение о сотрудничестве

НИУ ВШЭ и Сбер заключили соглашение о сотрудничестве. Подписи под документом поставили президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф и ректор Вышки Никита Анисимов. Соглашение направлено на реализацию совместных проектов образовательного, научного, профориентационного, просветительского и информационного характера.