• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Шампанское пьет тот, кто управляет рисками

25 декабря 2008 года Елена Дзигоева защитила кандидатскую диссертацию на тему "Сравнительный анализ подходов к определению достаточности капитала на покрытие рыночных и кредитных рисков для российских банков". Специальность — "Финансы, денежное обращение и кредит".

Есть поговорка: кто не рискует, тот не пьет шампанское. Елена уточнила ее.

— Где вы учились и что окончили?

— Я окончила с отличием бакалавриат Высшей школы экономики, факультет экономики. Диплом писала на кафедре банковского дела. Потом магистратура, но уже на кафедре управления рисками и страхования. Магистратуру завершила тоже с красным дипломом.

— Почему выбрали экономический факультет?

— У нас в школе помимо традиционных школьных предметов преподавалась экономика, хотя это была обычная средняя школа. Экономика мне была интересна с 9-го класса, когда появился этот предмет. Видимо, чем-то она потрясла юную душу. Уже тогда я знала, что хочу заниматься именно финансами в целом и банками в частности. И планомерно шла к этой цели.

— Но ведь экономика, должно быть, такое скучное занятие для девятиклассницы…

— На самом деле в школе мне очень нравились два предмета: экономика и общая биология, в том числе, вирусология. Поэтому выбор шел между экономикой и биологией. Наверное, практическая жилка взяла свое, и я решила, что найду применение себе именно в экономике. Банковская система в стране тогда только начинала развиваться, так что это было относительно новой и интересной сферой деятельности.

— Почему вы выбрали ВШЭ? Между чем и чем вы выбирали?

— Я рассматривала все возможные варианты: и Финансовую академию, и Плехановскую, и экономический факультет МГУ, — ходила на дни открытых дверей. Я поступала в 1997 году, тогда ВШЭ была относительно новым вузом. Помню, день открытых дверей в Вышке вел Лев Львович Любимов. Мне так понравилось, как он рассказывал об университете! Послушала отзывы студентов... Решила, что здесь я и хочу учиться. Кроме того, в Вышке много внимания уделялось математике. А я считаю, что экономика без математики невозможна. Так, в плане управления рисками все сводится к математическим моделям, поэтому нужен определенный объем базовых математических знаний.

Потом я пошла на подготовительное отделение. Не знаю, как сейчас, а тогда была возможность подготовительное обучение получить бесплатно при условии, что ты сдаешь экзамен по математике. Я этот отбор прошла. Это, кстати, тоже был положительный сигнал: университет нацелен на то, чтобы привлекать и учить способных студентов.

— Сложно было поступить? Был конкурс?

— Конкурс был большой. Безусловно, было сложно. Мое самое яркое впечатление о поступлении — даже не в сам вуз, а на подготовительное отделение. Я, помню, все лето готовилась по математике. В какой-то момент, пока ехала в вагоне метро на экзамен, решила пролистать учебник — взгляд зацепился за какую-то тему. Пришла на экзамен и увидела задание на ту же тему. И поняла: все будет хорошо!

— Почему вы пошли учиться в аспирантуру?

— К аспирантуре меня подтолкнул мой научный руководитель. Если бы не он, может быть, я бы и не пошла, мне же казалось, что магистратуры для моей практической деятельности вполне достаточно. Кроме того, на защите магистерской работы комиссия порекомендовала мне поступать в аспирантуру. Я подумала: почему бы и не попробовать свои силы? В магистратуре я начинала писать магистерскую диссертацию по другой теме. Но во время прохождения практики у меня возник вопрос прикладного характера по оценке рисков. И я подошла к Сергею Николаевичу Смирнову — он тогда еще не был моим научным руководителем, — задала один вопрос по рыночным рискам. Он ответил и сказал: "Лена, это отличная тема для магистерской работы, давайте ее сделаем". И я перешла к Сергею Николаевичу, написала магистерскую работу, а дальше кандидатская диссертация стала уже ее развитием. Если в магистерской работе оценивались рыночные риски по простым портфелям, которые включают только акции, то в кандидатской уже сформировались портфели с использованием производных финансовых инструментов. То есть оценивалось, как влияет на капитал то, как банки управляют своими рисками: хеджируют ли они свои портфели или, наоборот, формируют их таким образом, что риск из-за производных инструментов существенно повышается. Это одна тема — рыночные риски. Следует учитывать и то, что сейчас в мире осуществляется переход на Базель II, и поэтому на первый план вышли вопросы оценки кредитных рисков. В итоге в диссертации рассмотрены два основных вида риска для банков — это кредитные и рыночные риски.

— Вы учились в очной аспирантуре?

— Заочной.

— А почему?

— Дело в том, что работать и совмещать с работой очную аспирантуру тяжело. Кроме того, в очной аспирантуре нужно преподавать, а я поняла, что такой возможности у меня не будет.

— Вы начали работать еще в магистратуре?

— Сразу после окончания магистратуры.

— Как же удавалось совмещать работу и учебу?

— С трудом. Именно поэтому понадобилось четыре года. После окончания аспирантуры еще один год потребовался на то, чтобы дописать диссертацию. Хотя первые-то результаты были получены уже через год после поступления. То есть работа над диссертацией шла постоянно, а не в течение нескольких месяцев перед защитой. Просто специфика моей работы связана с тем, что я никогда не знаю, когда точно закончится мой рабочий день. Знаю, что он закончится после шести, не раньше, но будет ли это семь, восемь или девять часов, неизвестно, потому что может возникнуть срочная работа. Тяжело было совмещать. И по вечерам, и по выходным приходилось что-то делать.

— Ваша работа и кандидатская диссертация связаны между собой?

— Напрямую — нет. Но тематика, а я занимаюсь анализом банковских рисков, естественно, близка, и мне это в чем-то помогало.

— Как вам удалось найти работу после магистратуры без опыта работы в банке?

— Учась в магистратуре, понимала, что, когда закончу, надо искать работу. Я волновалась: теория — это теория, но, возможно, будет какой-то разрыв между моими знаниями и опытом, который необходим для работы. Однако когда начала работать, поняла, что те знания, которые дала Вышка, идеально вписались в требования работодателей. Я занимаюсь аналитикой, а для этого хорошая теоретическая подготовка очень важна. Пришла на работу по конкурсу. Когда еще училась в магистратуре, узнала, что в Банке России есть вакансия банковского аналитика. Позвонила моему будущему начальнику, послала резюме. Мне предложили написать эссе на банковскую тематику, оно понравилось, пригласили к себе, дали таблицы, калькулятор и час времени, мол, покажите, как вы умеете работать с данными. Потом я прошла практику. После практики мне сказали, что меня берут, и как только я получила магистерский диплом, меня стали оформлять на работу.

— Кроме того, что приходилось совмещать работу и учебу в аспирантуре, какие другие сложности были во время обучения?

— Никогда не испытывала сложностей с учебой. Аспирантура прошла достаточно легко. Учеба не была для меня связана с какими-то проблемами.

— Как у вас складывалось взаимодействие с научным руководителем?

— У меня чудесный научный руководитель — Сергей Николаевич Смирнов. Он заведующий нашей кафедрой. Несмотря на загруженность, уделял мне очень много времени. Иногда мы общались до позднего вечера. Он мне очень содействовал в работе.

— Была ли мысль пойти в другую аспирантуру?

— Ни в коем случае, конечно же, нет. Вышка — свое, родное. Как можно бросить? Кроме того, уровень образования, который дает Вышка, существенно выше, чем то, что могут предложить другие финансово-экономические вузы.

— Какие у вас впечатления от защиты диссертации?

— Перед защитой я, конечно, очень перенервничала. Стоишь перед диссертационным советом, тут доктора наук, корифеи в своей области, и ты — молодой ученый, молодой специалист. Естественно, волнуешься, потому что не знаешь, как тебя воспримут. Даже несмотря на то, что мой научный руководитель говорил: "Лена, у вас очень хорошая работа, вам абсолютно нечего бояться", — все равно этот страх был. Но все прошло гладко. Было очень приятно послушать обсуждение своей работы. Много теплых слов было сказано, поэтому осталось очень позитивное воспоминание.

— Что больше запоминается, работа над диссертацией или уже сама защита?

— Вы знаете, это абсолютно разные вещи. И помнятся они по-разному. Когда работа нравится, то от нее остается ощущение удовольствия и удовлетворения. От работы и написания диссертации осталось именно такое чувство. Правда, я перфекционистка и всегда вижу недостатки своей работы, даже если другие могут ничего не сказать и счесть все нормальным. Но цель была поставлена и достигнута, а такие мелкие, может быть, вещи, которые можно было исправить, — это уже не так важно.

— Как вам кажется, молодой исследователь может внести научный вклад своей диссертацией?

— Безусловно. И вышкинские диссертации, и вышкинские защиты — тому свидетельство. Планка в Вышке поставлена высоко, и работы очень хорошие. В данном случае я хвалю не себя или не только себя. Я присутствовала на других защитах, на защитах своих друзей, слушала защиты тех работ, которые мне были интересны, и видела, что их уровень очень высок.

— Как бы вы оценили возможности применения научных результатов вашей диссертации?

— Моя тема была посвящена сравнительному анализу двух подходов к оценке рисков банками. Есть стандартные подходы, есть модели, которые строят сами банки. Я провела сравнительный анализ величин капитала, которые получаются на выходе при использовании этих подходов. Поэтому моя диссертация в первую очередь могла бы быть полезна Банку России. Была предложена методологическая база, позволяющая на основе ограниченных данных оценить достаточность банковского капитала.

— А каким образом могут быть применены результаты ваших исследований?

— Согласно официальным планам, в этом году Банк России должен завершить работу над нормативными актами, которые направлены на внедрение упрощенных вариантов Базеля II в российских банках. Следующий этап — это как раз более глубокое изучение вопроса возможностей российских банков применять внутренние модели. Тогда уже моя работа, надеюсь, окажется полезной.

— Защита кандидатской диссертации как-то повлияла на вашу самооценку? У вас повысилась зарплата, или вас повысили в должности?

— Ну, непосредственно в ту же секунду это не отражается ни на зарплате, ни на должности, но я считаю, что это очень положительный факт для дальнейшей карьеры. Когда человек защищает диссертацию, для работодателя это определенный положительный сигнал о возможностях работника. Не просто сигнал об образовательном уровне, а о том, что человек способен организовать свое время так, чтобы успевать и работать, и написать диссертацию, и защититься. Кроме того, я не исключаю для себя, что когда-то буду преподавать, хотя, может быть, не сейчас, не в этом году. А кроме того, утвердилась в своих собственных силах, это также приятно.

— Вы пока нигде не преподаете?

— У нас есть образовательные программы для своих сотрудников, в рамках которых случается вести семинары на темы управления рисками, оценки финансовой устойчивости и так далее.

— Для меня немного странно звучит словосочетание "управление рисками". Потому что в обыденном понимании слова риски — это то, что в принципе непредсказуемо, как ими можно управлять? Например, как можно управлять рисками, вызванными природными катаклизмами?

— По сути, риск — это измеримая неопределенность. Математическую базу для количественного измерения и моделирования рисков дает аппарат теории вероятности. Зная, какой может быть исход, если произойдет, например, катаклизм, и его вероятность, можно предпринимать меры для снижения негативных последствий, в том числе, создать достаточный капитал.

— Значит, рисками можно управлять?

— Можно и нужно.

Вера Пешкова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Автореферат диссертации Елены Дзигоевой "Сравнительный анализ подходов к определению достаточности капитала на покрытие рыночных и кредитных рисков для российских банков"

Вам также может быть интересно:

Аспирантам важна поддержка не только научного руководителя, но и других сотрудников подразделения

Для успешной защиты кандидатских диссертаций важна не только индивидуальная поддержка научного руководителя и близких, но и системная помощь со стороны структуры в университете, где аспирант пишет диссертацию. Однако существуют разные варианты такой поддержки, и каждый из них по-разному сказывается на уверенности аспиранта в успешной защите диссертации. К такому выводу пришли ученые НИУ ВШЭ. Результаты исследования опубликованы в журнале Higher Education Quarterly.

На семинаре в Институте образования Вышки обсудили проблемы российской аспирантуры

28 января на традиционном «вторничном» семинаре Института образования ВШЭ обсуждались перспективы российской аспирантуры. Тема особенно актуальна в связи с внесенным в Госдуму законопроектом, согласно которому обязательным результатом обучения должна быть не выпускная квалификационная работа, как сейчас, а полноценная диссертация.

Выпускники 13 аспирантских школ Вышки получили дипломы

Из 300 аспирантов только 126 подошли к финальному этапу — защите научной диссертации. Поздравить выпускников пришел проректор ВШЭ Вячеслав Башев. По его словам, такой отсев говорит о серьезности намерений получивших дипломы: «Многие из вас работают, но продолжают интеллектуально вкладываться в себя».

«ВШЭ дала возможность заняться теми исследованиями, которыми я хотел»

Закари Япл стал первым иностранным аспирантом департамента психологии, получившим степень PhD в Высшей школе экономики. В сентябре состоялась защита его диссертации, подготовленной в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Вышки и посвященной нейрофизиологическим аспектам принятия рискованных решений.

«Тема тебя не отпускает, если ты чувствуешь себя новатором»

До 14 сентября продолжается прием в аспирантские школы НИУ ВШЭ. О том, как устроено обучение в аспирантуре, своих полевых исследованиях и практическом применении научных результатов рассказывают действующие аспиранты Вышки. Их темы исследований — трудные подростки, профессиональная идентичность врачей и передача убеждений между людьми.

Выпускной–2018: как это было

Темой общевышкинского выпускного, прошедшего в «Известия Hall», в этом году стала «бондиана». Участников вечера ждали шпионские игры и конкурсы, британский юмор и, конечно, много музыки.

111

выпускников бакалавриата и магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ получили 30 июня дипломы (треть из них — красные). Это был первый выпуск Школы дизайна.

«Самое главное в Вышке — это ощущение бесконечной свободы»

В Вышке прошел общеуниверситетский выпускной, темой которого стала вселенная Гарри Поттера. В этом году организацию выпускного, начиная от выбора места и заканчивая развлечением гостей, взяли на себя студенты ВШЭ, а прийти на него могли не только выпускники, но и их друзья и родные.

Учебный год в Лицее НИУ ВШЭ закончился. Что в нем было особенного?

«Сегодня все мы пассажиры и отправляемся в полет — в полет на острова HSE», — такой была главная идея «Последнего звонка» в Лицее Высшей школы экономики, который прошел26-го мая. Мы тоже решили совершить своеобразное путешествие, но не на острова, а в лицейский 2016/2017 учебный год. Вспомним самые важные и интересные события из жизни лицея за этот период.

Кто управляет российскими банками

Большинство топ-менеджеров кредитных организаций в РФ — специалисты без международного опыта работы, получившие два высших образования и отдавшие банковскому делу не менее десяти лет, выяснили ученые НИУ ВШЭ.