• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Работаю в дирекции по развитию бизнеса»

Евгений Прагер окончил факультет экономики ВШЭ в 2008 году, после этого работал в инвестиционной компании «Pollyanna Capital Partners», сейчас занимает должность финансового аналитика в группе компаний «Свеза».

— Почему ты решил поступить в Высшую школу экономики?

— Я бы сказал, что все произошло довольно случайно. В девятом классе я решил перейти в другую школу, и как-то отец, по пути на работу, увидел объявление о том, что негосударственное образовательное учреждение «ИРМОС», которое на тот момент имело статус базовой школы при ВШЭ, объявляет набор студентов. Я пошел туда, причем чуть ли уже не перед самым окончанием набора, написал два теста, по русскому и математике на восемь-девять баллов из десяти, и мне сказали, что «с такими данными», даже если я напишу английский на «два», они меня возьмут, и, собственно, взяли. Дальше, так как это была базовая школа, все уже шло «по накатанной». Разумеется, прежде чем поступать, я посмотрел информацию о ВШЭ и убедился, что среди экономических университетов это действительно хороший, стоящий вуз.

— Ты поступал через олимпиаду?

— Нет, я поступил посредством обычных экзаменов, получив скидку, кажется, около 40 процентов, так как, можно сказать, «завалил» математику. Через год я решил перепоступить на бюджет, сдал математику на 12 баллов из 12 и даже сумел остаться на том же курсе, то есть обошелся без потери года.

— Если говорить непосредственно о процессе обучения в ВШЭ, то что больше всего запомнилось? Как ты в целом оцениваешь полученное образование?

— Полученное образование я рассматриваю, во-первых, как некий общий фундамент для развития интеллектуальных способностей и, во-вторых, как хорошие базовые знания. Сейчас, по прошествии уже четырех лет, я понимаю, что мог бы получить это образование «более осознанно». Честно говоря, когда ты в 18, в 19 лет поступаешь в университет, очень мало информации действительно усваивается. Мне запомнились, безусловно, все наши базовые предметы, микро- и макроэкономика. С теплотой вспоминаю занятия по английскому, некоторые без особого усердия к нему относились, а я достаточно серьезно занимался и могу сказать, что это хорошая школа, особенно в части бизнес-лексики. В общем, когда ты выпускаешься из Вышки, то несешь с собой очень много знаний, хотя, возможно, и не очень хорошо ориентируешься во всем этом многообразии. Тем не менее, когда я готовился к экзамену на первый уровень CFA (Chartered Financial Analyst — международный сертификат, подтверждающий квалификацию финансового аналитика — прим. ред.) и читал литературу, то понимал, что все это уже проходил в вузе.

— Как ты устроился в свою первую компанию «Pollyanna Capital Partners»?

— Опять же, волей случая. К окончанию вуза я был абсолютно уверен, что точно куда-нибудь устроюсь. В качестве «запасного варианта» всегда оставалась «Большая четверка». Я узнал, что кто-то из знакомых ищет аналитика в инвестиционный банк. То есть, кроме того факта, что знакомые знали об этой позиции, никаких преференций я не имел — просто пришел на собеседование, где пообщался с управляющим партнером и с руководителем инвестиционных проектов, получил предложение о работе и остался там на два с половиной года. В мае закончилась учеба, далее у меня были некоторые планы после окончания вуза, а в июле я уже вышел на постоянную работу.

— Ты что-то знал про специфику работы в инвестбанкинге, прежде чем начал работать в этой сфере?

— Да, к нам на пятом курсе приходили люди, кажется, из «Тройки Диалог» или «Антанты Капитал». В общем, приходил человек из отдела IB, и он так увлекательно рассказывал об этой деятельности, что мне тоже сразу захотелось себя в ней попробовать.

— Что непосредственно входило в твои обязанности в компании?

— Так получилось, что, поскольку компания была небольшая, на своей позиции я занимался практически всем — и аналитикой занимался, и с клиентами переговоры вел. Именно это и подкупало в работе. Когда я проработал два года и стал хорошо во всем разбираться, то были моменты, когда я ездил на встречу с клиентами даже без участия партнера и рассказывал им о наших возможностях.

— По мнению одного из выпускников ВШЭ, «карьера аналитиков выражается в увеличении зарплаты». Что ты об этом думаешь?

— Мне кажется, если говорить о структурах вроде «Большой четверки» или крупных инвестбанков, то там система очень похожа на «армейскую»: год «отслужил» — получи новое «звание»-должность и прибавку к заработной плате. Если же брать менее крупные компании, то, пожалуй, я согласен с этой фразой о карьере. Допустим, если у тебя есть начальник отдела и в его подчинении находишься ты и еще два аналитика, то по факту вырасти просто «некуда», особенно если компания не финансовая, а любая другая, допустим, промышленная. Разве что твой начальник через сколько-то лет уволится, и, возможно, ты займешь его место — в этом плане да, возможности ограничены. В финансовых же компаниях есть место и для карьерного роста.

— А как ты устроился на работу в свою сегодняшнюю компанию «Свеза»?

— Это интересная история. Я решил уволиться из «Pollyanna» просто потому, что в один момент понял, что устал. Так получилось, что на момент увольнения мне как раз выплатили бонус по одной из сделок, и я мог себя комфортно ощущать достаточно продолжительное время. Получился своего рода творческий отпуск: я съездил в Европу, приобрел себе новый мотоцикл, в общем, отдыхал где-то десять месяцев. Наконец, когда я сделал все дела, которые хотел сделать, то приступил к поискам — я хотел попасть в какой-нибудь крупный инвестиционный банк.

Результат поначалу был довольно неутешительный: все те крупные компании, в которые я хотел попасть, не могли сделать мне предложение о работе. Оказалось, что если бы я проработал в своей предыдущей компании, скажем, четыре-пять лет, то тогда, по совокупности своего опыта и «закрытых» сделок, уже мог бы претендовать на какую-то серьезную должность «неаналитического уровня». В инвестбанках обычно есть три уровня аналитиков — это «Junior analyst», «Analyst» и «Senior analyst». Дальше уже в разных компаниях это называется по-разному, «Associate» или «Manager», суть в том, что это более руководящая, организационная работа. То есть, во-первых, мне не хватало опыта, а во-вторых, поскольку я работал в небольшой компании, мы попросту не строили больших и сложных финансовых моделей. В итоге я отправился на специализированный курс CFA по финансовому моделированию, получил соответствующий сертификат, но и это не очень помогло.

В общем, я ходил на собеседования, но безрезультатно. Параллельно с этим разослал резюме в 30 крупнейших кадровых агентств. Побывал на собеседованиях в трех-четырех агентствах, и в одном из них мне сказали, что в группе компаний «Свеза» есть вакансия. Поначалу я ее рассматривал не очень пристально, так как все еще хотел устроиться в крупный инвестбанк. К тому же компания не очень публичная, о ней не так много информации в открытых источниках. Все же я сходил к ним, пообщался с HR-менеджером и с предполагаемым руководителем. В итоге, по совокупности факторов, я решил принять предложение.

— Ты не мог бы подробней рассказать о своей должности? Чем ты занимаешься?

— Хотя моя позиция называется, как и предыдущая, «финансовый аналитик», работаю я в дирекции по развитию бизнеса, и, например, сделок по слияниям и поглощениям у меня сейчас практически нет — я больше занимаюсь стратегическим анализом. Скажем, есть ряд продуктов, которые мы уже выпускаем, для которых следует сделать масштабный обзор рынка, чтобы понимать, что изменилось в отрасли за последние несколько лет, куда мы движемся и стоит ли что-то поменять в стратегии по этому продукту. Оказалось, что стратегический анализ мне интересен даже больше, чем M&A и занимаюсь я им сейчас с большим удовольствием. В общем, пока что-то не попробуешь, вряд ли узнаешь, интересно тебе это или нет.

— Насколько специфичной тебе показалась отрасль и рынок? Или же опыт в IB тем и хорош, что учит быстро разбираться в структуре любого бизнеса?

— Надо правильно понимать, что представляет собой «опыт в IB». Если ты проработал три года в крупной компании по стандартной схеме уровней карьеры, о которой я говорил, то, возможно, все, что ты умеешь, это просчитывать модели. У меня же вышло так, что когда я работал в «Pollyanna», то часто приходилось приобщаться к опыту клиента от и до, вплоть до поездок на заводы, общения с финансовым директором, понимания того, как они строят продажи. Необходимо было подготовить презентацию компании, понять, как устроен ее бизнес, и представить ее в таком свете, чтобы это было привлекательно для потенциального инвестора.

В общем, имеющиеся у меня навыки пригодились, хотя я, конечно, не могу сказать, что детально во всем разобрался, так как глубина анализа, когда делаешь что-то для себя и для инвестора, может несколько различаться. В этом плане у меня очень дотошный, в хорошем смысле этого слова, начальник. Это очень полезно, когда ты вроде все сделал, все посмотрел, а человек находит какой-то неожиданный, на первый взгляд, вопрос, который заставляет тебя по-другому взглянуть на поставленную задачу.

— Работа в инвестбанкинге обычно предполагает готовность к частым переработкам и 12-часовому рабочему дню. Насколько сложно было работать в таком режиме?

— Вообще-то, это было, наверно, одной из причин, по которой я решил сменить работу. Другое дело, что в IB обычно переработки предполагают и соответствующую компенсацию. Плюс были свои преимущества, заключающиеся в достаточно свободном графике и дресскоде. На новой работе график более строгий, но в хорошем смысле этого слова: я могу договориться, как работать — с десяти до семи, или с девяти до шести, или с восьми до пяти. Разумеется, когда требуется, я сижу и до девяти вечера, а если нужно, могу поработать и дома, и в выходные, но для меня главное — видеть, что затраченные усилия получают должную оценку со стороны руководства. Здесь это есть, и это мотивирует к тому, чтобы прикладывать соответствующие усилия. С другой стороны, иногда начальник в пятницу, в шесть вечера, может сказать: «А что ты здесь сидишь, в пятницу вечером домой нужно идти». В общем, по моим ощущениям, правильный баланс между работой и частной жизнью в этой компании соблюдается.

 

Никита Крыльников, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«ВШЭ дала возможность заняться теми исследованиями, которыми я хотел»

Закари Япл стал первым иностранным аспирантом департамента психологии, получившим степень PhD в Высшей школе экономики. В сентябре состоялась защита его диссертации, подготовленной в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Вышки и посвященной нейрофизиологическим аспектам принятия рискованных решений.

Выпускной–2018: как это было

Темой общевышкинского выпускного, прошедшего в «Известия Hall», в этом году стала «бондиана». Участников вечера ждали шпионские игры и конкурсы, британский юмор и, конечно, много музыки.

111

выпускников бакалавриата и магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ получили 30 июня дипломы (треть из них — красные). Это был первый выпуск Школы дизайна.

«Самое главное в Вышке — это ощущение бесконечной свободы»

В Вышке прошел общеуниверситетский выпускной, темой которого стала вселенная Гарри Поттера. В этом году организацию выпускного, начиная от выбора места и заканчивая развлечением гостей, взяли на себя студенты ВШЭ, а прийти на него могли не только выпускники, но и их друзья и родные.

Учебный год в Лицее НИУ ВШЭ закончился. Что в нем было особенного?

«Сегодня все мы пассажиры и отправляемся в полет — в полет на острова HSE», — такой была главная идея «Последнего звонка» в Лицее Высшей школы экономики, который прошел26-го мая. Мы тоже решили совершить своеобразное путешествие, но не на острова, а в лицейский 2016/2017 учебный год. Вспомним самые важные и интересные события из жизни лицея за этот период.

«Мечтайте и двигайтесь в своем направлении, а Вышка всегда будет рядом»

28 июня в Высшей школе экономики прошел очередной общеуниверситетский выпускной вечер. В этом году темой праздника выбрали будущее и непрерывный прогресс. Двигателями прогресса и станут выпускники университета.

Вышка наградила своих лучших выпускников

16 октября в «Ролл Холл» прошла ежегодная встреча выпускников Высшей школы экономики и церемония вручения премии HSE Alumni Awards 2015.

«Вышка, и ее герои, и ее сила всегда будут с нами»

20-го июня выпускники НИУ ВШЭ этого года, а также те, кто уже давно закончил Вышку, и те, кому еще только предстоит это сделать, вместе с преподавателями отметили выпускной-2015. По традиции общеуниверситетские выпускные в Вышке делают тематическими. На этот раз пространство клуба Space Moscow превратилось в «Тысячелетний сокол» — вымышленный космический корабль из знаменитой космической одиссеи Джорджа Лукаса «Звездные войны».

В Лицее НИУ ВШЭ прошел первый выпускной

19 июня Лицей Вышки отпраздновал первый в своей жизни выпускной. Каждый из 58 учеников из первого набора получил в этот день помимо аттестата, еще и диплом «звезда в созвездии Лицея». И этот пафос вполне оправдан, учитывая количество дипломов Всероса, других олимпиад и баллы ЕГЭ (окончательные результаты еще подсчитываются, но уже ясно, что более 30 лицеистов получили по какому-либо предмету 90 баллов и больше).

Выпускной: пошаговая стратегия

20-го июня Вышка приглашает выпускников, студентов и преподавателей на общеуниверситетский выпускной, который пройдет в клубе «Space Moscow» по мотивам космической саги «Звездные войны». Бесспорно, это лучшая вечеринка года. Но чтобы все точно прошло как надо, не забудьте сделать несколько правильных «шагов».