• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бедность в теории и на практике, или как провел первый учебный месяц студент Вышки?

Поступив на магистерскую программу социологического факультета Санкт-Петербургского филиала ГУ-ВШЭ, Евгений Кочкин провел первый месяц занятий не в аудитории на улице Союза Печатников в Санкт-Петербурге, а на летней школе и конференции по изучению бедности в Индии.

Хотя он был послан в Дели в официальную командировку от научно-учебной лаборатории социологии образования и науки (НУЛ СОН), теперь ему придется отрабатывать пропущенный месяц, но он об этом нисколько не жалеет.

— Женя, скажи, трудно было попасть на эту летнюю школу?

— Да (смеется), меня туда едва взяли. Все эти мероприятия проводит международная ассоциация Human Development and Capability Association, а также несколько других организаций, работающих в русле идей нобелевского лауреата Амартии Сена и его известной capability theory. Чтобы попасть туда, нужно было пройти строгую процедуру отбора: представить описание исследовательского проекта, а также продемонстрировать высокие знания в области статистики. В итоге прошли отбор самые разные участники — как студенты, , так и люди с ученой степенью, кто-то из них работал в научных проектах, кто-то — в крупных общественных организациях, таких как UNDP (Программа развития ООН). Когда я подавал свою заявку в середине учебного года, я еще был студентом и не имел даже бакалаврского диплома, поэтому мне отказали, а потом все-таки взяли. Я сумел доказать, что смогу с пользой участвовать в школе. Было важно, что я успел принять участие в исследовательских проектах в России. К примеру, последние три года — в социологических проектах по темам бедности, неравенства и образования в России (руководители — Д. А. Александров, Н. Ю. Данилова, С. С. Савельева).

— Так что, значит, наши бакалавры не хуже магистров и аспирантов из других стран?

— Конечно, у нас в Вышке те, кто хотят, могут участвовать в подобных международных мероприятиях на равных.

На школе был представлен экономический подход к бедности и социальным проблемам, шли занятия по статистическим методам, применяемым в этой области. Лекции читали замечательные исследователи.

Больше всего мне запомнилась Сабина Алкер, выдающийся теоретик, за последние два года она опубликовала несколько монографий, которые имели большой успех и очень активно обсуждались на школе и конференции. Ее лекции по теории capability, измерению неравенства и бедности были невероятно интересны. Она очень неординарный человек, много времени провела в Индии, хорошо знает хинди, даже на лекции приходила в традиционной индийской одежде. Каждый специалист читал лекции о том, что является научным делом его жизни. Например, по способам измерения хронической бедности вела занятия Мария Сантос, написавшая диссертацию о феномене хронической бедности в Аргентине.

Мы работали в школе очень плотно, были заняты почти все сутки: завтрак — в семь, а уже в девять начинались занятия. При этом весь день до пяти вечера шли лекции, семинары, работы в группах. И после этого работа не заканчивалась, потому что участники получали домашнее задание, которое нужно было выполнить к следующему дню. И вот мы все собирались в группы, садились с ноутбуками в кружок и начинали вместе разбираться. Нередко и этого времени не хватало, на выполнение задания или подготовку презентации могла уйти вся ночь. Каждый слушатель должен был представить свой проект, и среди презентаций были как многолетние исследования, с большой эмпирической базой (часто они заканчивались активной дискуссией), так и проекты на начальной стадии, после которых обсуждения сводились к советам, как применить тот или иной подход, собрать практическую базу. Несмотря на всю насыщенность графика, на то, что иногда приходилось ложиться в три и вставать в шесть, организаторы и участники были переполнены энтузиазмом, ничего подобного я не видел ни на одной из предыдущих школ.

— А было важно, что школа проходила в Индии? Это как-то повлияло на твое представление о бедности?

— Было очень важно, что мы все приехали из разных стран, со своими представлениями о бедности. Общаясь друг с другом, рассказывали о своих методах и подходах. И, безусловно, было очень важно, что это происходило в Индии, где исследователи, писавшие работы по европейским или развивающимся странам, могли выйти на улицу и увидеть, что такое "крайняя бедность".

Я на третьем курсе делал работу по бездомным в Санкт-Петербурге. Приехав в Дели, увидел совершенно иной масштаб бедности, где бездомных не несколько тысяч, а сотни тысяч. Когда люди поколениями живут на улицах, создают семьи, рожают и воспитывают детей… Для меня и некоторых ребят из Европы это было шоком. Вообще же, в Индии более 60 каст, свыше ста языков, семь официальных религий, при этом социальные различия и дистанции между группами ужасающе велики.

— Расскажи, пожалуйста, подробнее о конференции.

— Всем участникам школы было рекомендовано остаться в качестве слушателей на ежегодной конференции "Human Development and Capability Association", которая была посвящена обсуждению вопросов о взаимосвязи между такими понятиями как равенство, интеграция и развитие человеческого потенциала.

Для меня это был первый опыт участия в международной конференции. Хорошо помню свои ощущения, когда вошел в зал на открытие конференции, где сидело более 300 ученых из 25 стран, — я был, мягко говоря, немного растерян… Кстати, среди всех этих ученых из США, Австралии, Канады, стран Европы, Азии, Латинской Америки, Африки я там был единственным исследователем из России.

В течение четырех дней конференции, кроме пленарных заседаний, шли 4—6 параллельных пленарных сессии. Обсуждали применение теории capability и human development в исследованиях, посвященных здравоохранению, образованию, политическим процессам, правам человека. Выбрать сессии было довольно трудно. Но в итоге я посетил основные сессии по тематикам, связанным с работой нашей лаборатории: неравенство в образовании, бедность и воспитание детей, доступность образования и т.д.

На конференции также создавались тематические группы, которые будут продолжать общаться по переписке. Я вступил в группу по исследованию образования.

— Какие доклады тебе запомнились?

— Ну, конечно, особое впечатление осталось от выступления премьер-министра Индии. Она рассказала о бедности, неравенстве, проблемах доступности образования, существующих в Индии, на примере Дели, а также о взаимодействии правительства Индии с ПРООН, которая представила отчет по человеческому развитию в стране.

Среди научных докладов запомнилось выступление Садии Малек из Пакистана о влиянии разных факторов на показатели здоровья населения. Этот доклад вызвал очень живую дискуссию. В частности, было указано, что исследование не рассматривает различий сельского и городского населения в каждой из стран.

— Чем оказалась полезна для тебя эта школа и конференция? Будешь ли ты применять полученные знания в дальнейшем?

— Конечно! Во-первых, теперь моя работа в России "встроена" в очень широкую международную исследовательскую перспективу.

А во-вторых, я планирую применить эти знания практически, когда буду писать магистерскую работу, посвященную проблемам неравенства в российском школьном образовании.

Вопросы задавала Ксения Тенишева, студентка СПбФ ГУ-ВШЭ
Материал подготовлен Управлением по развитию карьеры и взаимодействию с выпускниками ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Нам удалось ухватить разнообразный ландшафт высшего образования в Индии»

Делегация НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург посетила индийские вузы. Представители питерской Вышки побывали в восьми университетах, провели 11 встреч с руководством, преподавателями и научными сотрудниками. Участники поездки рассказали о впечатлениях, достигнутых договоренностях, культурных особенностях Индии.

Питерская Вышка в Индии: «мощный импульс для профессионального роста»

Преподаватели и ученые питерской Вышки приняли участие в 14-й Глобальной неделе (Global Week). Это уникальный формат международного академического сотрудничества на базе одного из ведущих частных вузов Индии — Университета Читкара. Они провели лекции, мастер-классы, семинары, представили результаты исследовательской и экспертной работы.

ВШЭ и Индийский технологический институт Дели договорились о совместных исследовательских проектах

НИУ ВШЭ — Санкт Петербург и один из ведущих индийских вузов — Индийский технологический институт Дели (IIT Delhi) — договорились о запуске совместных исследовательских проектов в области социальных, политических и гуманитарных исследований и анализа данных для студентов магистратуры. С российской стороны работу будет координировать Санкт-Петербургская школа социальных наук НИУ ВШЭ.

НИУ ВШЭ и ведущая бизнес-школа Индии IIMI создают зеркальную лабораторию

НИУ ВШЭ и Indian Institute of Management Indore (IIMI) договорились о создании зеркальной лаборатории и определили основные направления ее работы. Приоритетами станут совместная деятельность в области охраны природы, исследования экологического поведения и устойчивого развития, а также брендирование территорий в контексте позиционирования регионов Индии. Эти договоренности достигнуты в рамках текущего визита делегации Вышки в Индию.

«Каждому, кто не верит в важность темы устойчивого развития, стоит побывать в Индии»

В январе в Университете UPES (Индия) прошла международная студенческая зимняя школа Business and Governance in India, в которой приняли участие представители НИУ ВШЭ из Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. В их числе были студентки магистерской программы Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ «Управление устойчивым развитием компании». Своими впечатлениями они поделились с новостной службой «Вышка.Главное».

Вышка расширяет академическое сотрудничество с индийскими вузами

Высшая школа экономики будет развивать академическое сотрудничество с индийскими вузами. Об этом делегация Вышки во главе с директором НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Анной Тышецкой договорилась с целым рядом ведущих вузов Индии: Делийским университетом, а также с Индийским институтом технологий в Дели (IIT Delhi) и Национальным открытым университетом Индиры Ганди (IGNOU).

Вышка в Индии: «Сотрудничество формируется за счет развития живой коммуникации между людьми»

Высшая школа экономики приняла участие в стартовавшем 30 октября в индийской Пхагваре ежегодном глобальном саммите AICGS-2023 (Annual International Conference and Global Summit). Темой для обсуждения в этом году стала новая модель международного сотрудничества в сфере устойчивого развития, а также перспективы и глобальные вызовы, стоящие сегодня перед университетами, развивающими международные связи.

В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”

В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.

Анализ данных и персонализированная медицина: как прошла школа по кардиогенетике

Недавно в Центре непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ состоялась летняя школа «Кардиогенетика: отсеквенирования к разработке кардиопанели». Программа была организована совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН,Институтом спектроскопии Российской академии наук и компанией «Синтол».

Старшеклассники в академической культуре: как прошла VIII Летняя историко-филологическая школа ФГН ВШЭ

В конце августа в учебном центре «Вороново» состоялась VIII Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ), организованная факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися в рамках проекта «Расти с Вышкой» и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».