• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сериалы про 1960-е — это тоска по ушедшему настоящему

Почему мы подсаживаемся на телесериалы? Почему нам нравятся 60-е годы? Почему нам нравятся сериалы про 60-е годы? Об этом в своей лекции «Ностальгия по Америке 1960-х: сериалы и общество» в рамках проекта «Университет, открытый городу: Вышка в Парке Горького» рассказал доцент кафедры наук о культуре НИУ ВШЭ Арсений Хитров.

 

 

По мнению Хитрова, огромная популярность такого телеформата как сериалы связана с изменениями, произошедшими в обществе, и появлением «когнитивного капитализма», где оборот информации преобладает над производством вещей, а личные творческие способности человека включаются в производственные отношения. Интерес к проектной работе, отсутствие устойчивого контракта у большей части населения, изменение условий жизни, когда размываются границы между работой и свободным временем; изменение общественного сознания, когда «жизнь начинает восприниматься как проект», — все это требовало и трансформации формы досуга. 

Сериалы заняли свою нишу и стали новой формой, которая позволила людям лучше адаптироваться к произошедшим изменениям в обществе. Они помогали человеку прийти в себя и восстановить силы и в отличие от просмотра фильмов или чтения книг не требовали больших «инвестиций времени» и психологического напряжения. Этот телеформат стал быстрым способом получения нового и глубокого психоэмоционального опыта. Таким образом, считает автор, сериалы превратились в источник идей и креатива, необходимых для работы. В то же время они стали эффективным способом релаксации и ухода от повседневности.

Лектор убежден, что мы до сих пор ностальгируем по 1960-м годам. И для понимания этого тезиса предлагает следующую аналогию. «Иногда в личных отношениях кажется, что все в порядке. Все хорошо. Однако люди чаще и чаще вспоминают то, как у них было хорошо раньше, как они провели первое свидание, как они поехали куда-то. Постоянные воспоминания о прошлом заменяют настоящее». Автор считает, что ностальгия — это тоска не по ушедшему прошлому, а тоска по ушедшему настоящему и попытка найти в прошлом то, с чем можно идентифицировать себя сейчас. «Это и является ключом к пониманию нашей ностальгии по 60-м годам как по временам, когда происходили крупные и резкие социальные изменения и существовала огромная надежа на будущее и повышенные ожидания, которых сейчас нет», — сделал вывод доцент ВШЭ.

Примером такого сериала про 60-е годы является сериал «Безумцы» (Mad Men), который относится к жанру классической американской кинематографической мелодрамы. «Мы смотрим на события в 50-60-е годы и оцениваем нашу реальность как более прогрессивную  и в нормативном плане, и в социальных отношениях. Но в то же время существует возможность критически подойти к настоящей реальности и задаться вопросом, что и в нашей реальности могут быть нормы или отношения, которые нам будут казаться странными и необычными через некоторое время», — считает лектор. По мнению доцента ВШЭ, сериал «Безумцы» дает возможность критически оценить социальные нормы современности, понять, что они не являются чем-то вечным для общества, «они приходящие» и изменяются с развитием общества. 

Максим Ткач, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Шерлок»: новый вид мужественности или бесполое существо?

В честь прошедшего 23 февраля и наступающего 8 марта в НИУ ВШЭ обсудили «способы быть мужчиной». Социологическая дискуссия, организованная Лабораторией экономико-социологических исследований (ЛЭСИ), была основана на материалах британского телесериала «Шерлок». Для разбора выбрали эпизод первого сезона «The Great Game». С докладом выступила старший научный сотрудник ЛЭСИ Елена Бердышева, в роли эксперта — профессор кафедры анализа социальных институтов НИУ ВШЭ Елена Рождественская.

Западу нужно принять ценности Востока, не потеряв своих

Западные страны должны быть готовы не только к принятию большого количества мигрантов из восточных стран, но и ценностей, которые они несут с собой. При этом стоит помнить, что восточный менталитет более устойчив и стабилен в отношении собственных ценностей, чем западный. Об этом рассказал известный востоковед, руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов на лекции в Парке Горького.

Автомобильной Москвы на всех не хватит

Никакие программы дорожного строительства и реконструкции не способны кардинально решить транспортную проблему Москвы. Единственный выход — серьезная модернизация общественного транспорта и повышение цены владения и использования автомобиля в городе. Об этом рассказал директор Института экономики транспорта и транспортной политики, профессор Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин на лекции в Парке Горького.

Индустрия культуры переживает трансформацию

Креативные индустрии становятся частью жизни современного общества и начинают играть весомую роль в развитии экономики. Что понимается под «креативными индустриями» и какое будущее их ждет, рассказал профессор Департамента медиа НИУ ВШЭ Илья Кирия на лекции в Парке Горького.

Стыд управляет социумом

Чувство стыда, по мнению социологов, является реакцией на угрозу разрыва социальных связей. А поскольку любой человек нуждается в обществе, эмоции или чувства, связанные со стыдом, влияют на жизнь каждого отдельного человека и формируют социальное устройство в целом. О роли стыда как маркере многих процессов на индивидуальном и социальном уровне рассказала доцент факультета социологии НИУ ВШЭ Ольга Симонова на лекции в Парке Горького.

Доверие становится ценностью

Доверие — одна из базовых вещей, на которых строятся деловые и личные отношения. Бизнес может понести огромные убытки, если на уровне менеджмента отсутствует доверие. О секретах доверия в деловой среде, на работе и в повседневной жизни рассказал бизнес-тренер, старший партнер компаний BEST T&D GROUP и «Тренинг-Бутик», старший преподаватель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» НИУ ВШЭ Марк Кукушкин на лектории НИУ ВШЭ в Парке Горького.

5

Столько лекций еще прочитают преподаватели Вышки до конца лета в Парке Горького.

Осторожно, бренд!

Слово «бренд» уже давно используют не только маркетологи, но и неспециалисты, интуитивно понимая, что скрывается за этим понятием. Но как именно бренды воздействуют на наше сознание и насколько мы подвержены этому воздействию? Об этом на лекции «Власть брендов: стратегии воздействия на потребителей» в Парке Горького рассказала профессор департамента «Медиапроизводство и креативные индустрии» факультета медиакоммуникаций НИУ ВШЭ Юлия Пирогова.

От «причудливого кино» до Шварценеггера: обсуждаем кинематограф без снобизма

Артхаус и большое голливудское кино не исчерпывают собой понятие «кинематограф». Что смотреть тем, кого не устраивает ни то, ни другое, на лекции в Парке Горького рассказал доцент кафедры практической философии факультета философии НИУ ВШЭ Александр Павлов.

Пять тысяч лет истории успеха Китая

Китай сегодня — крупнейший мировой экспортер, мировой лидер по производству большинства видов промышленной продукции. У такого соседа, конечно, есть чему поучиться. 3 июля в рамках проекта «Университет, открытый городу», преподаватель кафедры цивилизационного развития Востока ВШЭ Максим Целуйко выступил в Парке Горького с лекцией «История Китая: изменчивая неизменность».