• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Патриархальность препятствует обновлению Москвы

Охотный ряд. Открытка 1900 года

25 декабря в Музее Москвы состоялась публичная лекция доцента Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Дмитрия Савкина на тему «Древнее и новое рядом. Может ли Москва стать инновационным городом?». Лекция была посвящена памяти основателя и декана Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Александра Высоковского.

Борьба древнего и нового в Москве

На протяжении веков Москва была сердцем славянской православной цивилизации, сохраняя символику, традиции и атрибуты «Третьего Рима». Малые православные народы всегда равнялись на Москву, большие оспаривали ее культурное первенство. И даже Наполеон принял роковое для себя решение взять именно Москву — символ русской государственности.

В действительности уже в момент основания Москвы в XII веке были заложены основные принципы формирования городского пространства Москвы, на которые большое влияние оказали такие важные черты русской цивилизации, как глубокая религиозность, патриархальность и консерватизм. В то же время в этой среде сформировался противоположный вектор русского характера — инициативность и нонконформизм, выражавшиеся в стремлениях князей и царей перекроить управленческую систему, а с ним и городское пространство под свои нужды.

Характерной чертой московской традиции градоустройства стала внутренняя отгороженность: выселение купечества, а затем и бояр из Кремля, обнесенного каменной стеной, выделение Китай-города и Белого города, огороженных стенами, создание земляного вала. Система расселения стала формой сословно-имущественной сегрегации, которая отчасти сохранилась и по наши дни. Принадлежность к территории практически всегда определяла принадлежность к тому или иному сословию, а радиальные улицы, собирающиеся к Центру, были физическим выражением социальных лифтов в сложной системе селекции элит по гильдейному бюрократическому принципу.

Символами традиционной Москвы можно считать церкви и храмы, которые прошли практически через все эпохи, наполняя город особыми смыслами и выражая преемственность поколений, что очень важно для традиционно-патриархального государства.

Несмотря на то, что символы трансформировались, суть их осталась прежней — внутренняя отгороженность и патриархальность

С годами вплоть до сегодняшнего времени эти символы практически не изменились. Эпоха СССР переняла многие традиции досоветской России — строительство Храмов Науки вместо церквей, сталинских «высоток» — храмов Советской Империи, величественных станций метро, которые были призваны демонстрировать ничтожность человека перед новым богом. Сохранялась и территориально-классовая сегрегация, селекция и ротация элит по принципу принадлежности к гильдии (партийно-политической, военной, научной и т.д.). Несмотря на то, что символы трансформировались, суть их осталась прежней — внутренняя отгороженность и патриархальность.

«Не только объекты можно выделять как символы Москвы, но и само устройство города: кольца и магистрали. Кольца символизируют внутреннее разделение (разделение групп людей невидимыми стенами), а магистрали — связь с внешним миром», — подчеркнул лектор.

Сейчас попытки изменить патриархальное устройство Москвы вылились в целый ряд модернизационных проектов. Например, присоединение Новой Москвы и проект вынесения Правительственного города и Международного Финансового центра на юг за МКАД — это попытка коренным образом перекроить существующий порядок вещей — территориальную и государственную централизацию столицы, попытка разорвать порочные кольца.

Но главные границы проходят в умах людей, которые пока с трудом готовы менять существующий порядок вещей. До сих пор Россия представляется консервативной централизованной державой, эффективно использующей традиционные культурно-религиозные смыслы православия. Новые символы пока пробиваются очень слабо и наполнены смыслами только для определенных социальных групп.

Модернизация среды без модернизации структуры

Однако борьба старого и нового в Москве все же имеет место. Запрос на модернизацию в обществе есть, но выражается он пока только в локальных проектах. Доцент Савкин назвал это «модернизацией среды без модернизации структуры». Так, например, появились своеобразные креативные ядра: Винзавод, Флакон, Artplay, созданные на территориях бывших заводов и фабрик. Еще один современный проект — Москва-Сити, пока что не наполненный смысловым значением (бизнес-центром его можно назвать с большим трудом).

Самый удачный проект последнего времени, по мнению Савкина, это модернизация парков. Парки в Москве были плохо приспособлены для досуга людей, за пределами центра они оставались дикими природными зонами, в центре обустраивались для досуга лишь в летнее время. Теперь они благодаря усилиям правительства Москвы и экспертного сообщества стали значительно более пригодны для различных социальных групп все четыре сезона в году. Они превратились в полноценные зоны отдыха, представленные фиксированными структурами с меняющимися внутренними объектами: катки зимой, пляжные площадки летом и пр.

Савкин считает, что на парках модернизация города останавливаться не должна: нужно создавать новые символы города или наполнять смыслами то, что уже есть. Например, сделать Москву-Сити полноценным бизнес-центром столицы.

Отдельно лектор подчеркнул, что городской комфорт во многом зависит от самих жителей и их запроса на модернизацию.

Вам также может быть интересно:

Урбанисты Вышки стали участниками Глобального форума мэров в китайском Гуанчжоу

Команда факультета городского и регионального развития Вышки приняла участие в событии мирового масштаба в области городского развития — Глобальном форуме мэров (Global Mayor's Forum). Крупнейший съезд урбанистов, состоявшийся в декабре 2023 года в Гуанчжоу (КНР), собрал более 800 гостей из 65 городов и 37 стран, а также 9 международных организаций.

Эксперты ФГРР Вышки создали мастер-план развития Уссурийска

Сегодня для 25 городов Дальнего Востока утверждены мастер-планы с масштабными проектами обновления и устойчивого развития до 2030 и 2040 годов. Одним из таких проектов стал мастер-план развития Уссурийского городского округа, разработанный командой факультета городского и регионального развития (ФГРР) НИУ ВШЭ и представленный президенту Российской Федерации в сентябре в рамках Восточного экономического форума — 2023.

Как креативные индустрии усиливают экономику Москвы

Масштабный креативный сектор — отличительная черта наиболее успешных глобальных городов. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в ходе новой волны измерения креативных индустрий зафиксировал заметный прирост их доли в экономике российской столицы. Развитые креативные индустрии повышают привлекательность Москвы для талантов и обеспечивают ее присутствие в топ-10 инновационных городов мира.

«Видеть Москву на первом месте среди городов стран БРИКС в рейтинге приятно, но не удивительно»

Международный консорциум исследовательских организаций из Китая, Индии и России, в который входит факультет городского и регионального развития НИУ ВШЭ в лице экспертов Высшей школы урбанистики и Центра социальных исследований и технологических инноваций (СИТИ), разрабатывает индекс технологического и пространственного развития городов (Urban & Innovation Environment Index). Недавно насайте проекта был опубликован топ-10 крупнейших городов стран БРИКС. Первую строчку рейтинга заняла российская столица, за ней следуют Пекин, Шанхай, Сан-Паулу, Гуанчжоу.

ВШЭ разрабатывает мастер-план Нового Уренгоя

Междисциплинарный консорциум под лидерством НИУ ВШЭ разрабатывает мастер-план города Новый Уренгой — один из ключевых стратегических документов, определяющих вектор его развития до 2035 года. Над проектом работает команда из 38 экспертов в сфере урбанистики, архитектуры, образования, технологического роста и др.

«Помимо города реального, на авансцену начинает выходить город виртуальный»

В Вышке стартовал набор в новую онлайн-магистратуру «Цифровая урбанистика и аналитика города». Какие процессы порождает онлайн-город, почему урбанисты отчасти «цифровые следопыты», по какой причине аналитики города востребованы на региональных рынках и о кадровом голоде в отрасли, рассказывают Екатерина Зарудная, академический руководитель программы, и Кирилл Пузанов, ее научный руководитель.

Эксперты Вышки разработали инструмент измерения культурного капитала городов

Уровень культуры города и ее отдельных элементов трудно уловить и тем более измерить. Тем не менее такие измерения позволяют понять текущие проблемы жизни города и горожан и планировать ее развитие. Эксперты ВШЭ разработали Индекс культурного капитала городов (далее — ИККГ) с населением более 250 000 жителей и региональных центров, где отражены 25 показателей, объединенных в 5 групп, отражающих число заведений культуры, интенсивность культурной жизни, результаты заявок на гранты крупных проектов, качество академической и образовательной среды и коммуникаций. Лидерами рейтинга неожиданно стали не две столицы, а Петрозаводск, Белгород и Томск.

«Наука и практика, основанная на данных»: в НИУ ВШЭ начал работу форум урбанистов

Форум имени А.А. Высоковского на тему «Доказательная урбанистика: новые вызовы», организованный факультетом городского и регионального развития НИУ ВШЭ, проводится 27–28 января. На открывающее пленарное заседание, состоявшееся в Центре культур, очно и онлайн зарегистрировалось около 1 тыс. человек из России, Китая, Турции, Беларуси и других стран. Ключевой новостью форума, которую сообщил ректор университета Никита Анисимов, стало предстоящее открытие Высшей архитектурной школы в составе НИУ ВШЭ.

«Город — комплексный организм, для принятия управленческих решений его элементы должны быть проанализированы»

27–28 января факультет городского и регионального развития НИУ ВШЭ проводит Форум имени А.А. Высоковского «Доказательная урбанистика: новые вызовы». Международное научно-экспертное мероприятие соберет исследователей, аналитиков и других специалистов, интересующихся вопросами городского и регионального развития.

В Шухов Лаб открылась выставка «Москва-2050»

В декабре Международной лаборатории экспериментального проектирования городов исполняется три года. К этой дате было приурочено открытие галереи, где представлены коллажи, посвященные будущему облику столицы. До конца этого года проект «Москва-2050» отправится в китайский Шэньчжэнь на биеннале архитектуры и урбанизма.