Эрик Булатов: «Я просто живу в этом месте, в это время и обещаюсь не отворачиваться и не соврать»
О своей жизни и творчестве рассказал на встрече в Высшей школе экономики, организованной Школой филологии НИУ ВШЭ, художник Эрик Булатов.
О слове в картине
Мне очень часто задают вопрос, почему вы в свои картины вводите изображение слова. Слово — посредник между нашим сознанием и внешним миром, в котором мы живем, поэтому если художник хочет, чтобы зритель был не просто свидетелем, а участником картины, мог в нее войти и быть соучастником, то вот тут слово очень может помочь. И современное искусство очень часто использует слова.
По большей части слова используются в качестве комментария к изображениям, то есть изображение само по себе, а слова сами по себе. Я против такого использования слова, потому что в этой ситуации сам комментарий становится главным, а изображение начинает играть роль вторичную, просто как иллюстрация к комментарию. По сути, это уже становится чем-то литературным, прикладная роль изображения к какому-то тексту, который претендует на то, чтобы иметь самостоятельное значение. Для меня слово — это персонаж, такой же правомочный, как и все другие элементы картины. Слово — это не только смысл, звук, но оно имеет право на свой визуальный образ. И именно этот визуальный образ и делает слово равноправным персонажем в картине. Поведение слова, его движение в пространстве, его взаимоотношения с другими элементами картины — становятся содержанием картины и целью выражения.
О Всеволоде Некрасове
Картина «Живу-Вижу» |
О свободе
Картина «Свобода есть свобода II» |
О фонетике слова
Картина «Хотелось засветло, ну не успелось» |
О влиянии на творчество других художников
За мою долгую жизнь на меня влияло творчество многих художников, особенно в молодости. Но наиболее серьезно на меня повлиял Роберт Рафаилович Фальк, русский живописец, самобытно соединивший в своем творчестве пути русского модерна и авангарда, и Владимир Андреевич Фаворский, советский график, мастер портрета. В сущности, своим творчеством в смысле понимания картины, понимания пространства, я обязан именно Фаворскому. Я считаю его своим учителем. Из наших современников мне близко творчество Казимира Малевича, Олега Васильева, Ансельма Кифера, Эда Рушея. Сильное влияние на меня также оказал американский поп-арт.
О зарубежных зрителях
Для меня слово — это прежде всего визуальный образ, а потом уже смысл и звук. И как ни странно, именно иностранцу легче увидеть этот визуальный образ, а уж смысл самого слова, если нужно, ему переведут. А русский зритель видит смысл сразу и часто этим и ограничивается. Видит буквы на картине, например, КПСС и сразу думает, что картина про политику. А смысл картины намного глубже. Поэтому в восприятии моих картин у иностранцев есть даже некоторое преимущество.
О работе в детском издательстве
Я стал заниматься иллюстрацией детских книг, чтобы заработать на жизнь, потому что в то время (а это 60-е годы) живописью можно было заниматься только по указанию начальства, чего я делать категорически не хотел. Однако моя работа в издательстве тоже была совсем не гладкой, я даже попал в газету «Правда», где мое имя упоминалось в статье «О формализме в детской иллюстрации». После этой статьи мне полгода не давали нигде работы. Это было совсем неожиданно, потому что иллюстрацией я собирался зарабатывать деньги, ну и тут не вышло. Однако постепенно я выработал для себя принцип, который устраивал и меня, и редакторов. Лет через двадцать работы иллюстратором я понял, что эта работа уже не является для меня такой уж обременительной. Я с удовольствием рисовал, особенно когда попадались хорошие сказки, уже выработались свои представления о том, какая должна быть сказка, о детском сознании. Какой должен быть принц и принцесса с точки зрения детей, ведь их не обманешь, они точно знают, какой настоящий замок, а какой не настоящий. Мне нравилась эта работа, но когда появилась возможность зарабатывать на жизнь живописью, я бросил иллюстрацию.
О картине «Наше время пришло»
Картина «Наше время пришло» |
Мне очень дорого, что молодые люди сегодня отмечают «Наше время пришло», считая ее точным портретом нашего времени и нас сегодняшних. В картине изображен подземный переход около Курского вокзала, потому что мне кажется наша эпоха переходная. Из одной эпохи в другую, а мы (люди) находимся посередине. Словами «Наше время пришло» я обращаюсь именно к зрителю, в том смысле, что пришло время самоопределения, отдать себе отчет, где мы находимся и что будет завтра, куда идти и что делать. Идти ли нам в прошлое, или шагнуть в будущее. Вот такая была идея. На самом деле я очень долго мучился с этой картиной, и мне дорого, что она цепляет людей.
Вам также может быть интересно:
Выставка студентов Школы дизайна ВШЭ открылась в ЦТИ «Фабрика»
В Центре творческих индустрий «Фабрика» проходит дипломная выставка студентов 4-го курса Школы дизайна ВШЭ направления «Современное искусство» — кураторов Анастасии Шабашовой и Романа Миронова — под названием «Свобода абсурда». В своих работах художники предлагают современное прочтение меланхолии. Экспозиция доступна для посещения по 24 апреля 2024.
«Наша выставка — попытка ответить на вызов концептуализма в самой радикальной форме»
С 18 января по 4 февраля в галерее «На Песчаной» объединения «Выставочные залы Москвы» прошла выставка «Упражнения в концептуализме» на стыке философии и современного искусства. Выставка была посвящена философской постановке вопроса о феномене концептуализма через изучение художественного, институционального, эпистемологического (познавательного) и онтологического (бытийного) статуса такого важного и малоисследованного элемента современного искусства, как экспликация.
В музее «Архангельское» открылась выставка «свет и воздух» Школы дизайна НИУ ВШЭ
17 мая состоялось открытие группового выставочного проекта «свет и воздух» студентов Школы дизайна Вышки в музее-заповеднике «Архангельское». Учащиеся ВШЭ — современные художники — размышляют о том, как человек связан с природой. Посетить пространство можно по 9 июля.
Выставка soft(power) открылась в HSE Art Gallery
Новую экспозицию под названием soft(power) можно посетить по 18 июня в HSE Art Gallery. Здесь представлены работы, созданные студентами специально для выставки, в рамках обучения в мастерской «Керамика и текстиль» Школы дизайна НИУ ВШЭ.
«Эффективная практика по пересборке визуальных нарративов»: НИУ ВШЭ и Третьяковка исследовали инвалидность в искусстве
В Государственной Третьяковской галерее завершилась работа «Коллоквиума Disability Studies» –– серии образовательных встреч, посвященных обсуждению темы инвалидности и социальных отношений в произведениях искусства из собрания Третьяковки. Соавтором проекта выступил исследователь НИУ ВШЭ Никита Большаков. Темой финальной встречи стала «Справедливость».
Наряды из мха и колдуны-рабочие: о чем еще расскажет новая экспозиция в галерее Школы дизайна ВШЭ
До 14 декабря в HSE ART GALLERY проходит выставка «Определяя себя: предмет/процесс/идентичность», в которой принимают участие студенты и выпускники Школы дизайна НИУ ВШЭ. Параллельную программу выставки составят кураторские экскурсии, концерт приглашенного артиста, опен-ток с участниками проекта и вечер перформансов. С расписанием мероприятий можно ознакомиться на сайте выставки.
Школа дизайна Вышки принимает проекты на конкурс «Современное искусство»
Стартовал первый сезон нового конкурса Школы дизайна для будущих абитуриентов. Его задача — объединить на одной площадке перспективных молодых художников. Победители получат скидки до 100% на обучение в бакалавриате «Современное искусство» НИУ ВШЭ.
Стартовал новый сезон ежегодного проекта Школы дизайна ВШЭ «Открытые лекции»
Тема предстоящих встреч — «Мультидисциплинарность и объединение». Дизайнеры, художники, кураторы, режиссеры, арт-директоры, создатели ярких и смелых проектов в областях дизайна, моды и современного искусства рассказывают о мультидисциплинарном подходе в креативных индустриях и тенденции к объединению в турбулентных условиях. Лекции открыты для всех желающих. Нужно только зарегистрироваться!
Тающие кирпичи и бабочки из профнастила: в ярмарке blazar участвует Школа дизайна ВШЭ
Студентки Школы дизайна НИУ ВШЭ Алена Пасхина, Ника Темеева и Хунчжи Чэнь принимают участие в ярмарке молодого современного искусства blazar, которая проходит в Музее Москвы с 14 по 18 сентября. Посетители выставки могут не только увидеть картины, но и приобрести понравившиеся работы.
«Человек больше не находится на вершине иерархии»
В июне в HSE ART GALLERY состоялось открытие итоговой выставки с общей кураторской темой «В некотором царстве». Здесь представлены лучшие работы студентов, выпускников и преподавателей Школы дизайна НИУ ВШЭ за последний год. На участие в экспозиции претендовали несколько тысяч художников.