• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Медиаграмотность так же необходима, как умение читать

6 марта на факультете медиакоммуникаций ВШЭ завершилась Международная научно-практическая конференция «News Literacy и проблемы современного медиаобразования».

Идея проведения конференции возникла во время научной стажировки группы преподавателей факультета медиакоммуникаций ВШЭ в Университет Стони Брук (Stony Brook University), США, в котором находится один из ведущих мировых Центров новостной грамотности.

В нашей стране традиционно занимаются медиаобразованием вообще (обучение с помощью медиа, школьные СМИ, например), тогда как News Literacy (новостная грамотность) активно ищет новые формы просвещения граждан и ответственного взаимодействия медиа с обществом. Для России — это пока новый вектор в развитии медиаобразования. В 2013 году Министерство связи и массовых коммуникаций РФ внесло медиаобразование в число приоритетных направлений развития медиаотрасли.

«Новостная грамотность — это такой же навык, как чтение. Также естественно мы должны уметь обращаться с медиа. Нет ничего более гуманитарно-здорового, чтобы критически оценивать то, что происходит в медиа, уметь декодировать их послание, обращать внимание на источники информации, отдавать отчет в том, откуда и почему появилась та или иная новость, сомневаться и понимать, что медиаповедение — это теперь просто часть нашей повседневной, обычной жизни», — поясняет декан факультета медиакоммуникаций Анна Качкаева.

В Конференции по News Literacy приняли участие более 70 участников из Америки, Бразилии, Франции, Индии, Польши, стран СНГ.

В первый день работы Конференции состоялось широкое пленарное заседание международного состава, где исследователи обменялись опытом в области новостной и медиаграмотности относительно культурных и исторических традиций их стран, со своей спецификой медийных сфер.

Дин Миллер из Университета Stony Brook рассказал об американском опыте становления Центра новостной грамотности в системе университета. Абаид Сиддики, профессор AJK Mass Communication Research Centre Jamia Millia Islamia, о медиобразовании в Индии. Более локальные проекты представляла Анна Грун из Польши, доклад которой был посвящен работе Фонда «Modern Poland Foundation», который организует и проводит национальную медиаигру-соревнования среди школьников, с помощью которой в просветительской форме, а не посредством запретительных и охранительных мер, учат школьников выживать в медийном поле. Нунэ Саркисян из Центра медиа инициатив (Ереван) рассказала о создании и работе медиамузея в Армении.

Джонатан Сандерс, доцент Stony Brook University, основываясь на американском опыте, где первый курс лекций по новостной грамотности читался практиками без теоретического обоснования, порекомендовал российским коллегам при разработке концепции этого направления в нашей стране, опираться на фундамент теории массовых коммуникаций, что даст возможность пройти этот путь более эффективно.

В рамках конференции проводились секции по новостной грамотности, по медиаобразованию, медиапросвещению и медиакультуре, а также по экологии журналистской профессии. Состоялось два круглых стола по вопросам современной школьной медиапедагогики и медиатехнологиям в пространстве высшего образования. Также состоялась молодежная секция докладов и презентация исследований факультета, которые получили высокую оценку иностранных коллег.

По итогам конференции, которую теперь планируется проводить регулярно, будет опубликован сборник докладов. Также запланировано проведение недельной Летней школы по новостной грамотности для студентов и учителей школ, и открытие первого в России Центра новостной грамотности. Были заключены соглашения о сотрудничестве с AJK Mass Communication Research Centre Jamia Millia Islamia, тесно работающим с Болливудом, по учебным программам, связанным с медиапроизводством, а со Stony Brook University — по темам медиаграмотности в школьном образовании, которые будут применяться в контексте работы Лицея ВШЭ.

Ольга Булычева, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Поездка в Индию станет экзаменом для каждого»

С 28 октября по 9 ноября 2023 года студенты НИУ ВШЭ примут участие в международной стажировке от Lovely Professional University (LPU), одного из крупнейших вузов Индии. Программа обмена предназначена для студентов бакалавриата «Медиакоммуникации» и магистратуры «Медиапроизводство и медиааналитика» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. Итогом проекта станет создание документального фильма об Индии, который учащиеся Вышки снимут совместно со студентами LPU.

«После дедлайна»: Школа коммуникаций ВШЭ запустила собственное бренд-медиа

О самом интересном в индустрии Школа коммуникаций НИУ ВШЭ расскажет в своем бренд-медиа — шоу «После дедлайна». Это подкаст и видео для профессионалов и тех, кто только хочет научиться управлению информационными потоками. Ведущая — Анастасия Урнова, доцент ВШЭ, телеведущая, PR-специалист.

Лаборатория медиакоммуникаций в образовании ВШЭ стала ключевым партнером проекта «Медиакласс в московской школе»

С 1 сентября в 66 столичных школах открылись предпрофессиональные классы, где собираются готовить будущих журналистов, специалистов по связям с общественностью, медиаменеджеров и вообще людей, которые умеют работать с информацией, упаковывать ее в разные современные форматы. На базе лаборатории медиакоммуникаций в образовании ВШЭ разработала курсы для школьников. Кроме того, на базе лаборатории будут обучаться учителя, которым предстоит вести курсы для старшеклассников.

«Именно в Вышке я стал понимать, чего вообще хочу»

Кирилл Головкин два года провел на факультете коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ, а 30 июня в МедиаДворе на Хитровке ему вручили диплом магистра с отличием. Обо всем, что происходило в это время в университете, об успешных проектах и упущенных возможностях — в его рассказе от первого лица, который наверняка будет интересен всем, кто поступает в этом году в Вышку.

«День открытых дверей»: где учатся журналисты, пиарщики и рекламисты

Студенческие телестудии, арт-объекты, примеры эффективной рекламы и заголовки из «Коммерсанта» на стенах — экскурсию по зданиям, где учатся специалисты медиа-индустрии и сферы коммуникаций, в проекте «День открытых дверей» проводят студенты 2 курса образовательной программы бакалавриата «Реклама и связи с общественностью» Тамара Никизад и Наталья Непомнящая, а также студентка 1 курса образовательной программы «Журналистика» Дарья Силкина.

Две магистерские программы факультета коммуникаций, медиа и дизайна меняют направление

С нового учебного года студенты магистерских программ «Менеджмент в СМИ» и «Медиапроизводство в креативных индустриях» будут учиться по новому направлению «Медиакоммуникации» — вместо прежней «Журналистики». Это позволит добавить в учебные планы новые предметы и давать студентам более широкий спектр компетенций для работы в сфере медиа. Программа «Мультимедийная журналистика» продолжит готовить магистров по направлению «Журналистика».

Журналисты РБК, Esquire, The Village научили студентов пермской Вышки покорять читателя

Студенты пермского кампуса Высшей школы экономики прошли обучение в Москве в весенней школе по коммуникациям,  организованной департаментом интегрированных коммуникаций и департаментом медиа НИУ ВШЭ. Приехавшие в Москву студенты — участники созданного в пермской Вышке студенческого пресс-центра.

Студенты ВШЭ организовали мобильные пресс-службы для московских библиотек и культурных центров

25 декабря на факультете коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ прошла презентация проектов 12-ти мобильных студенческих пресс-служб, два месяца работавших с московскими учреждениями культуры. Пресс-службы были организованы студентами четвертого курса департамента интегрированных коммуникаций в рамках обязательной учебной дисциплины «Медиарилейшнз» образовательной программы «Реклама и связи с общественностью». Многих заказчиков настолько впечатлили полученные результаты, что они планируют продолжить сотрудничество со студентами.

Специалист в области масс-медиа должен быть универсалом

Недавно в перечни направлений подготовки высшего профессионального образования добавилось новое направление —  «Медиакоммуникации». Кто такие специалисты по медиакоммуникациям и зачем они нужны в сфере масс-медиа, рассказал один из разработчиков образовательных стандартов нового направления, заместитель декана факультета медиакоммуникаций ВШЭ Илья Кирия.

Рекламные возможности звука

28 ноября при поддержке факультета медиакоммуникаций ВШЭ прошел Пятый конгресс по аудиобрендингу. Эксперты со всего мира обсудили последние тренды и инновации в области использования звука в качестве элемента рекламы, коммуникации и брендинга, а также условия развития бизнеса в России. Каковы основные итоги конгресса?