• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ВШЭ будет помогать школе «Покровский квартал» развиваться

27 августа в школе №2095 «Покровский квартал» состоялось родительское собрание, на котором ее директор Илья Новокрещенов, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и директор Центра развития лидерства в образовании ВШЭ Анатолий Каспржак представили программу ее развития.

Школа № 2095 «Покровский квартал»  — это образовательный комплекс, созданный в центре Москвы путем объединения семи школ, шести детских садов и учебно-производственного комбината. Шефство над комплексом взяла Высшая школа экономики, а Ярослав Кузьминов был избран председателем управляющего совета. В недавно опубликованном рейтинге московских школ (топ-400) «Покровский квартал» занял 58-е место, и Илья Новокрещенов назвал это «прорывом года». Популярность комплекса за лето резко возросла: все больше родителей приводят сюда своих детей.

Чем хороша большая школа?

По словам Ярослава Кузьминова, перед новым учебным годом практически нет волнений и скандалов, связанных с набором детей в школы. Рейтинг московских школ показал, что, помимо 30-40 лучших школ, которые давно у всех на слуху, есть и другие школы, демонстрирующие высокие результаты, и это недавно созданные большие образовательные комплексы. Родители охотно отдают туда детей, потому что благодаря объединению школ и детских садов, а также сотрудничеству школ и вузов расширяются возможности выбора, у детей снимается стресс при переходе из детского сада в школу, а из школы в вуз.

Большая школа дает ребенку возможности выбора, в ней стирается грань между основным и дополнительным образованием, потому что в кружки и секции, на довузовскую подготовку теперь не нужно ездить на другой конец города. «Покровский квартал» — одна из самых больших школ в Москве, и все эти особенности характерны для нее в полной мере.

Еще одно преимущество большой школы — возможность профессионального роста учителя благодаря появившейся конкуренции. В школах, объединившихся в «Покровский квартал», было в среднем по две полных учительских ставки — русского языка и математики, остальным учителям нагрузки не хватало. Теперь же есть возможность обеспечивать учителям достаточную нагрузку и отбирать лучших из них точно так же, как отбирали учителей в Лицей ВШЭ. Если в школе есть по 3-4 учителя каждого направления, их результаты можно сопоставлять и определять, кто работает лучше.

Как будет развиваться «Покровский квартал»?

В соответствии с программой развития, разработанной при участии ВШЭ, «Покровский квартал» должен стать социокультурным центром, то есть развивать сотрудничество с вузами, учреждениями культуры, здравоохранения и бизнес-структурами.

Будут обновлены образовательные программы, усилена предпрофильная и профильная подготовка, изменятся технологии обучения. Для проявивших себя учителей откроются карьерные перспективы.

Все изменения планируется открыто обсуждать, в том числе на сайте школы.

Не будут забыты традиции учреждений, вошедших в состав комплекса: как сказал директор, «все, что улучшает качество и служит интересам ребенка, будет сохранено и приумножено».

По словам Илья Новокрещенова, одна из задач «Покровского квартала» на ближайшие годы — войти в первую двадцатку рейтинга московских школ.

Чем поможет Вышка?

Как рассказал Ярослав Кузьминов, ВШЭ будет участвовать в реализации программ предпрофильного и профильного обучения в «Покровском квартале». Сейчас в школе представлены почти все возможные профили. Вести соответствующие дисциплины будут в основном преподаватели ВШЭ, но к этой работе планируется привлекать и другие вузы, в том числе МГТУ им. Баумана, Московский городской психолого-педагогический университет.

С помощью Вышки будет обеспечено персональное консультирование и психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка. Этим займется Институт образования ВШЭ, и «Покровский квартал» станет огромной экспериментальной площадкой для проектов и инноваций, которые институт разрабатывает и предлагает всей стране.

Во внеклассной работе с учениками «Покровского квартала» будут участвовать студенты ВШЭ.

В «Покровском квартале» будет создана особая культурная среда, и этим тоже займется Вышка. Нужно увлечь детей разными возможностями, которые представляет такой большой город, как Москва, считает ректор ВШЭ. Учебу нельзя сводить исключительно к подготовке в вуз — эмоциональная сфера детей не должна оставаться на заднем плане. Они могли бы посещать дополнительные занятия не только по выбранному профилю, но и, например, по кулинарному искусству: даже если человек не станет профессиональным поваром, готовить он научится, а это в жизни пригодится.

ВШЭ также будет способствовать вовлечению школьников «Покровского квартала» в олимпиадное движение с максимально раннего возраста — с 7-8 класса, пообещал Ярослав Кузьминов.

Будет ли в «Покровском квартале» школа ступеней?

Один из ключевых вопросов, который волнует родителей, — не придется ли детям, привыкшим учиться в определенном школьном здании, в результате объединения школ ходить в другой корпус, расположенный дальше от дома?

Дело в том, что сразу после объединения школ в единый комплекс рассматривалась возможность создания школы ступеней, когда в каждом здании обучаются дети одного возраста (по такому принципу организована красноярская гимназия «Универс», директором которой был научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин).

Директор заверил собравшихся, что на данный момент такие изменения не планируются, — согласия родителей администрация не получила, а без этого она не может решать подобные вопросы. Однако обсуждению этой проблемы на родительском собрании было уделено немало времени.

По мнению Анатолия Каспржака, если в начальной школе еще можно понять родителей, которые хотят водить детей в привычное место, то в дальнейшем желание до выпуска остаться в том здании, где дети учились с первого класса, далеко не всегда обосновано. Невозможно обеспечить все здания школ полным комплектом современного оборудования для изучения физики или химии, так что детям постарше приходится выбирать между шаговой доступностью и качеством образования.

«Переезд с места на место — это, конечно, сложность, но, преодолевая ее, ребенок взрослеет, — обратился к родителям Анатолий Каспржак. — Если мы лишим его таких сложностей, если ему не придется ничего преодолевать, взросление не наступит. Конечно, администрация школы не будет принимать решения против вашей воли, но я прошу вас подумать над тем, что я сказал».

Екатерина Рылько, специально для Новостной службы ВШЭ

 

Вам также может быть интересно:

Проект НИУ ВШЭ, группы ВЭБ.РФ и правительства Якутии позволил улучшить образовательные результаты школьников более чем на 10%

Результаты первого в России проекта социального воздействия признали успешными, опыт его реализации можно использовать в других удаленных регионах России. Целью проекта стало повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).

Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно

Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.

Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет

27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.

Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие

На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.

НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов

Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе

У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.

Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников

Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.

Институт образования будет сотрудничать с глобальной школьной лабораторией

Институт образования НИУ ВШЭ заключил договор о сотрудничестве с онлайн-платформой ГлобалЛаб — сообществом учителей и учеников, выполняющих совместные исследовательские проекты в Интернете.

Дизайнерам и педагогам предстоит найти общий язык

В правильно организованном пространстве школы дети не только комфортно себя чувствуют, но и лучше учатся. О том, как этого добиться, шла речь на исследовательском семинаре «Дизайн образовательных пространств школы», который Центр развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ провел 12–13 июля.