• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Чтобы не проиграть на глобальном рынке, нужно выращивать наших национальных бойцов»

«Чтобы не проиграть на глобальном рынке, нужно выращивать наших национальных бойцов»

© EdCrunch / Facebook

Среди широкого спектра проблем, рассмотренных на VII глобальной конференции по новым образовательным технологиям EdCrunch, особое место заняли две темы: развитие системы образования в условиях пандемии и дальнейшее повышение конкурентоспособности российской высшей школы. Участники конференции пришли к выводу, что будущее образования – за сочетанием онлайн и офлайн, что нужно инвестировать в разные типы вузов и что университетам предстоит конкурировать на рынке со стартапами и крупными корпорациями.

Ректор РАНХиГС Владимир Мау сравнил пандемию с войной, где враг – это вирус, войска – врачи, а разведка – ученые, которые пытаются проникнуть в генштаб врага. По его мнению, система образования оказалась готова к этой войне и смогла сходу перейти на дистанционные технологии. Ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова не столь оптимистична в оценках – ведь одни коллеги сразу начали успешно работать в онлайн уже в середине марта, а другим требуется помощь и сегодня. Однако нет сомнений, что университеты должны предугадывать новые форматы, быть готовыми к быстрым изменениям и работать в соответствии с авторской моделью, опираясь на свои конкурентные преимущества и систему ценностей.

Владимир Мау
© EdCrunch / Facebook

По мнению ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, серьезной проблемой остается скорость подключения и устойчивость интернета. У многих студентов и преподавателей эта проблема сохраняется и сейчас, вузы вынуждены переходить в заочный и полу-заочный формат, потому что онлайн-лекции невозможно довести до половины студентов. В ведущих вузах ситуация лучше, но, например, в Вышке 10% иностранных студентов не имеют устойчивого Интернета дома. Другая проблема в том, что многие российские университеты пока не научились работать в смешанном формате, когда онлайн-курсы сочетаются с семинарами и консультациями, а именно такая форма психологически более приемлема.

Председатель Фонда «Сколково» Аркадий Дворкович считает, что, развивая систему образования в период до пандемии, «мы делали все правильно, но медленнее, чем требовалось». Цифровое неравенство преодолеть не удалось, но преподавателями вузов, в том числе лучшими, и академическими институтами был создан цифровой контент на разных языках. Развивались новые образовательные технологии, и если школьный урок длится 45 минут, а вузовская лекция – 1,5 часа, то онлайн-лекция может состоять из 6 фрагментов по 15 минут, и тогда она лучше воспринимается слушателями. Лекции дополняются интерактивным обсуждением в малых группах. «Мы просто не успели научить большинство преподавателей работать именно так», – заключил Аркадий Дворкович.

Алевтина Черникова, Аркадий Дворкович
© EdCrunch / Facebook

Проблемы, связанные с пандемией, не снимают с повестки дня вопрос о дальнейшем развитии международной конкурентоспособности российских вузов. Вице-президент ВЭБ.РФ Михаил Алашкевич напомнил, что недавно были подведены итоги программы 5-100, начавшейся в 2012 году и обошедшейся государству в 80 млрд рублей. Программа сыграла свою роль в усилении конкурентных позиций ведущих российских вузов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ. Теперь же, чтобы закрепить успех, придется перестраивать и образование, и исследования с учетом нового контекста.

По мнению Ярослава Кузьминова, в ближайшие десять лет образовательный ландшафт будет меняться с учетом трех трендов.

Во-первых, резко возрастет роль онлайн-обучения – к 2030 году онлайн-программы в вузах составят до 20%, а внутри обычных программ будет до трети онлайн-курсов. Это радикально изменит уровень конкуренции в высшей школе: обучаясь онлайн, можно выбирать лучшие курсы из любых стран.

Ярослав Кузьминов
© Высшая школа экономики

Во-вторых, вырастет значение микро-степеней – знаков, подтверждающих квалификацию. В последнее десятилетие средний срок жизни технологий составил 5,5 лет, учить таким технологиям на основной образовательной программе бессмысленно, но знания можно получить на коротких курсах в отраслевых учебных центрах, разрушающих монополию вузов. К 2030 году до половины микро-квалификаций будут предлагаться онлайн.

В-третьих, бакалаврское образование становится все более общим, но образовательная программа каждого студента персонализируется. Отсюда потребность в новой модели высшего образования, предложенной Владимиром Путиным еще до пандемии, – «2+2+2», когда первые два года обучения – это «широкий» бакалавриат с возможностью выбора, а следующие два – «узкий» трек. Куда в конце концов выведет индивидуальная образовательная траектория, предугадать сложно, и не исключено, что название квалификации, которая присваивается по окончании университета, выпускник будет определять вместе со своим научным руководителем.

«Чтобы не проиграть на глобальном рынке, нужно выращивать наших национальных бойцов, – считает Ярослав Кузьминов. – На платформе Coursera СПбГУ и Вышка по числу курсов входят в топ-10, а по числу слушателей – 1,5 млн человек – Вышка только что заняла 11-е место, причем две трети слушателей не имеют отношения к России. Так что возможности у нас есть, и ведущие вузы – Физтех, МИСиС, УрФУ, Томский университет – их начинают использовать».

Дмитрий Песков, спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития, предложил обратить внимание на еще один важный тренд. Раньше считалось, что конкурентом авиакомпании может быть только другая авиакомпания, но сегодня ее главным конкурентом оказался Zoom, собравший все деньги инвесторов. Так и на рынке образования конкурентами университетов становятся стартапы: они «вырастают в монстров EdTech» и со временем будут выдавать большую часть микро-квалификаций. Это такие крупные игроки, как Яндекс, Сбербанк и Mail.ru: они покупают или выводят на рынок стартапы, забирая маржу у университетов.

Как считает заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев, необходимо развивать разные типы университетов – глобальные исследовательские, массовые, отраслевые, региональные и другие. Задача регулятора на новом этапе – создать нормативно-правовую рамку для множества возможностей, целенаправленно поддерживая разные университеты через программы. Одна из таких программ – стратегического академического лидерства, которая приходит на смену программе 5-100, предполагает поддержку университетов первого типа. А новое поколение образовательных стандартов будет способствовать развитию вариативности в высшей школе, обеспечивая способность разных образовательных организаций достигать поставленные перед ними цели.