• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

От «испуганной самобытности» к «достойной интеграции»

С 17 по 19 апреля в Ярославле прошел международный форум «Евразийский образовательный диалог», одним из организаторов которого была Высшая школа экономики.

Международный форум «Евразийский образовательный диалог»
Международный форум «Евразийский образовательный диалог»
Ярославский форум — своего рода российский школьный Давос, инициатива проведения которого принадлежит коллегам из Ярославской области (по аналогии с Мировым политическим форумом). Первый раз он проводился год назад и, очевидно, теперь будет ежегодным. Помимо титулованных экспертов, российских и международных, в форуме принимали участие представители вузов, школ, муниципальных и региональных управлений образования. Были даже дети, приехавшие на научную конференцию школьников «Открытие». Те, кто разрабатывает стратегии и принимает решения на федеральном уровне, смогли пообщаться с «простым народом» — в Москве, где обычно проводятся подобные мероприятия, это удается редко. Как сказал научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин, мы чувствуем себя частью большой России, приезжая в регион.

Россия находит свое место в мировом «образовательном разделении труда». У нас есть сильные стороны, которые нужно развивать, но одновременно мы должны перенимать зарубежный опыт

В первый день форума на пленарном заседании прозвучали установочные доклады, в том числе двух руководителей Минобрнауки России — замминистра Игоря Реморенко и директора департамента Григория Андрущака. Выступили иностранные гости — Ян де Грооф из Бельгии, руководитель Европейской ассоциации образовательного права и политики, накануне сделавший доклад на семинаре Института образования ВШЭ, и Рене Кларийс, член президиума Европейской ассоциации учреждений неформального образования детей и молодежи.

Во второй день были проведены конференции и круглые столы на базе нескольких образовательных учреждений Ярославля, причем каждый участник мог выбрать любое из мероприятий. Это непривычный формат, когда одна большая площадка делится на маленькие.

Хотя на конференциях тон задавали федеральные эксперты, представители регионов тоже не молчали. В этом смысле была показательна конференция № 3 «Школьное математическое образование: состояние и перспективы», на которой и.о. ректора Московского института открытого образования Алексей Семенов представил проект Концепции развития российского математического образования (в соответствии с 599-м указом президента она должна быть утверждена к декабрю 2013 года). Он показывал основные положения концепции на слайдах, и после каждого слайда участники конференции с мест давали замечания. Эффективность обсуждения можно будет оценить по очередным изменениям в проекте документа, итерации которого публикуются на сайте.

Исак Фрумин
Исак Фрумин
Выступая на пленарном заседании, Исак Фрумин обозначил два тренда, которые борются в российском образовании. Первый тренд — «испуганная самобытность»: например, некоторые коллеги опасаются, что если школьные учебники по английскому языку будут изданы не в России и написаны иностранными авторами, их содержание будет подозрительным. По мнению докладчика, это тупиковый путь, хотя, например, в медицине есть понимание, что для больных людей нужно находить лучшие лекарства и оборудование хоть в России, хоть за рубежом. Но есть и второй тренд — достойная интеграция как магистральный путь развития российского образования, к которому склоняется большая часть экспертного сообщества, и содержание ярославского форума — лучшее тому подтверждение. Россия находит свое место в мировом «образовательном разделении труда». У нас есть сильные стороны, которые нужно развивать, но одновременно мы должны перенимать зарубежный опыт.

Наряду с проблемой соотношения международного и национального в образовании, есть и другой аспект — соотношение федерального и регионального.

Исак Фрумин прокомментировал предшествующие выступления представителей Минобрнауки, которые говорили о принципиально разных инструментах. Игорь Реморенко предлагал поддерживать инициативу и оригинальные решения регионов, а Григорий Андрущак рассказывал о дорожных картах, причем его слова звучали в некотором смысле угрожающе: регион, конечно, может проявлять инициативу, но раз в три месяца федеральный центр будет проводить мониторинг, и если нет движения в нужном направлении, будут приниматься меры.

Хотя нет речи о противопоставлениях этих подходов в рамках одного ведомства и тем более желании департамента Григория Андрущака «всех построить», налицо драматический вызов. Федерация берет на себя решение задач, связанных с доступностью и качеством образования, — например, ликвидировать к 2016 году очереди в детсады, — но построить такую систему, чтобы все искали пути решения этой задачи по-своему, не получается. Если направить всех по дорожным картам, то доступности мы, может быть, и добьемся, а вот качества — вряд ли. Так что перед образовательным сообществом стоит нетривиальный вопрос: как, сохраняя единое образовательное пространство, обеспечить базовые права на качественное образование для каждого ребенка в нашей стране.

 

Борис Старцев, специально для новостной службы портала ВШЭ

 


Российская школа: проблемы те же, что в Европе, но острее

Проблемы образования во всем мире очень похожи, и к их решению в разных странах можно найти единые подходы. К такому выводу пришли отечественные и зарубежные эксперты на одном из круглых столов форума.

Система образования не успевает отвечать на запросы экономики и общества, которые быстро меняются. Не хватает хороших педагогов, и никто не может дать универсальных рецептов их подготовки и переподготовки. В каждом регионе есть свои особенности системы образования, которые нужно учитывать при реформировании. Такова реальность, характерная не только для России, но и для европейских стран.

Учитель должен научить ребенка учиться и привить ему интерес к учебе, он должен уметь работать с новыми технологиями и большими объемами информации, не отставая от своих учеников. Но нынешнее поколение педагогов не готово к решению этих задач, молодежь неохотно идет работать в школу

За последние двадцать лет принципиально изменились условия работы учителей, да и вообще суть учительской профессии. Раньше учитель был для ребенка основным источником информации, теперь же есть интернет. Соответственно изменились задачи и школы, и учителей — об этом говорили в своих докладах специалист Европейского тренингового центра в сфере профессионального образования и социального партнерства Петри Лемпинен и профессор Университета Антверпена Грасьен Ловерс. Эксперты в очередной раз повторили известные истины: учитель должен научить ребенка учиться и привить ему интерес к учебе, он должен уметь работать с новыми технологиями и большими объемами информации, не отставая от своих учеников. Но нынешнее поколение педагогов не готово к решению этих задач, молодежь неохотно идет работать в школу — средний возраст учителей в странах Евросоюза растет.

Точно такие же проблемы и в российском образовании, отметил научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин и декан факультета «Менеджмент в сфере образования» Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена Ленская. Но в нашей стране они гораздо острее. Учителя еще старше, чем в странах ЕС. И еще меньше готовы меняться. Если в Европе педагогам непонятно, каким образом нужно переучиваться, то многие их российские коллеги уверены, что ничему учиться не надо.

Другая общая для многих стран проблема — соотнесение централизованной образовательной политики с интересами местного сообщества. Президент фонда Irmgard Conix Инго Рихтер привел в пример Германию, где 16 федеральных земель и 16 разных систем образования. Различия связаны с изучением иностранных языков, продолжительностью ступеней школьного образования, приоритетами развития тех или иных направлений в высшей школе. Тем не менее хорошо продуманное федеральное законодательство в сфере образования позволяет говорить о единстве образовательной системы Германии. По мнению Исака Фрумина, Германия — пример хорошего соотношения между местными и федеральными интересами. Однако в этой стране, в отличие от России, нет такой важной проблемы, как языковое разнообразие.

Предполагается, что в ближайшее время все европейские школьники будут в обязательном порядке изучать, по крайней мере, три языка: родной и еще два европейских. Это должно повысить и их мобильность, и шансы на рынке труда

Елена Ленская привела два неожиданно похожих примера того, как языковое разнообразие сказывается на образовании. В Республике Тыва преподавание на тувинском в школах привело к тому, что многие ребята плохо знают русский. В будущем это чревато серьезными проблемами при их поступлении в российские вузы. Сходная ситуация в Бельгии, где в школах преподавание ведется или на фламандском, или на французском, но большая часть ведущих вузов преподает на фламандском. В результате бельгийцы-франкофоны жалуются на дискриминацию. Решение проблемы может подсказать новая образовательная политика Евросоюза в области иностранных языков. Предполагается, что в ближайшее время все европейские школьники будут в обязательном порядке изучать, по крайней мере, три языка: родной и еще два европейских. Это должно повысить и их мобильность, и шансы на рынке труда.

У образования в России и Евросоюзе много общих проблем. Но одна сложность специфична для России — отсутствие данных. Об этом говорил исполнительный директор Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования Марк Агранович. Даже некоторые страны постсоветского пространства, не говоря уже о странах ЕС, ведут более полную и качественную образовательную статистику, чем Россия. И это создает дополнительные препятствия на пути любой образовательной реформы в нашей стране.

 

Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

10 историй о том, как менялось образование в постсоветской России

Постсоветский период развития нашей страны — это время резкого ускорения реформ в сфере образования. Десять историй нашего спецпроекта рассказывают о главных тенденциях образовательной политики этих лет, о ключевых событиях реформы 1992–2017 годов и ключевых персонажах, оказавших на нее значительное влияние.

В образовании настало время аналитиков

В России проекты модернизации образования зачастую разрабатываются без должного обоснования. Одна из причин — нехватка квалифицированных специалистов. В интервью РИА Новости о магистерской программе Института образования ВШЭ «Доказательная образовательная политика» рассказал Александр Сидоркин, один из ее руководителей.

Кризис доверия в сфере образования должен быть преодолен

Ректор ВШЭ, председатель Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ Ярослав Кузьминов принял участие в обсуждении проекта ежегодного доклада о состоянии гражданского общества в России.

Российские школы не работают на социальный лифт

Российская система образования не реализует свои преимущества высокого равенства в доступе к обучению, и теряет потенциально успешных детей из неблагополучных семей, не давая им шанса реализовать свой потенциал. Такой вывод делают Марина Пинская и Ирина Щеглова на основе анализа результатов мониторинга PISA-2009.

Нерешаемые задачи как основа высшего образования

20 ноября на очередном семинаре серии «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института развития образования ВШЭ с докладом «Высшее образование 2.0» выступил ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков.

Пространства для обучения: открытость и функционализм

30 октября состоятся очередной семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования ВШЭ. С докладом «Изменения в восприятии пространств для самообразования, инноваций и обмена знаниями» выступил аналитик Центра эффективных образовательных сред Организации экономического сотрудничества и развития Алистер Блит (Alastair Blyth).

Дмитрий Медведев обсудил с экспертами «Открытого правительства» проблемы образования

25 июля в Высшей школе экономики в рамках «Открытого правительства» состоялось первое заседание экспертного совета по образованию. Эксперты при участии Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева и профильных министров обсуждали новый закон об образовании и государственную программу по развитию образования до 2020 года.

Артемьева И.В., Трошкина Т.Н., Хрешкова В.В. Образовательное право: учебно-методическое пособие. М.: НИУ ВШЭ, 2012

Учебно-методическое пособие по образовательному праву — это комплекс, предназначенный для студентов, обучающихся по образовательной магистерской программе по направлению «Юриспруденция».

Старцев Б.Ю. Хроники образовательной политики: 1991–2011. М.: НИУ ВШЭ, 2012

«Хроники образовательной политики: 1991–2011» — это серия очерков из истории образования в постсоветской России.

Эксперты сравнили европейскую и российскую образовательные стратегии

21-22 апреля в Ярославле проходил Международный образовательный форум, центральной темой которого стало обсуждение Европейской стратегии развития образовательной сферы и Стратегии развития образования России до 2020 года. С докладами на форуме выступали и представители НИУ ВШЭ.