• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

RSSIA 2014: было бы исследование, а рассказать о нем можно в семи строках

С 28 июня по 4 июля в Подмосковье в восьмой раз прошла Российская летняя школа по институциональному анализу (RSSIA 2014). Помимо теоретических и практических аспектов институциональной экономики обсуждались вопросы разработки и представления научных исследований.

Хотя школа RSSIA носит название российской, состав ее участников по традиции интернационален. В этом году на школу приехали исследователи из Германии, Нидерландов, Румынии, Польши, Азербайджана, Украины и, конечно, России. Экспертами RSSIA стали Джон Най (George Mason University, ВШЭ), Себастьян Гальяни (University of Maryland), Александр Тейтельбойм (MIT), Кун Схоорс (University of Gent), Майкл Уотерсон (University of Warwick), Мариан Мосжоро (University of California, Berkeley) и Мария Юдкевич (ВШЭ).

Часть экспертов предложила обсудить на школе теоретические и методологические вопросы проведения институциональных исследований. Например, Себастьян Гальяни рассказал о процедурах проверки гипотез, а Мариан Мосжоро — об использовании количественного контент-анализа в исследованиях контрактов.

Кун Схоорс прочитал обзорную лекцию о функционировании финансовых институтов в ЕС и России. Александр Тейтельбойм выступил с тремя лекциями. В первых двух он рассказал об алгоритме отложенного согласия (алгоритме Гейла-Шепли), также широко известном как «задача о марьяже». Ее самая простая формулировка такова: необходимо составить брачные пары из женихов и невест таким образом, чтобы мужа из одной семьи и жену из другой не тянуло друг к другу сильнее, чем к своим законным супругам. Если же говорить научным языком, то задача заключается в поиске стабильных соответствий между элементами множеств, имеющими определенные предпочтения.

В рамках третьего, заключительного, выступления Александр Тейтельбойм представил результаты своей работы «Friending», посвященной исследованию структур, образуемых студентами колледжей в социальной сети Facebook. Тейтельбойм с коллегами выяснили, что студенты, живущие поблизости друг от друга или посещающие схожие курсы, склонны становиться друзьями в онлайн-сетях. Кстати, Тейтельбойм оказался единственным экспертом, который предложил слушателям школы выполнить «домашнее задание», притом нетривиальное — придумать модель рынка онлайн-знакомств.

Другие эксперты представили свои новые эмпирические работы. Так, Джон Най рассказал о необычном проекте, над которым он работает совместно с сотрудниками Института институциональных исследований ВШЭ — как биологические детерминанты (уровень пренатального тестостерона и индексы массы тела) влияют на экономические факторы (в частности, на успеваемость студентов и на заработную плату)? Удалось выяснить, что уровень пренатального тестостерона не оказывает влияния на мужчин, однако нелинейно связан с оценками и зарплатами у девушек.

Кроме того, Джон Най прочел свою традиционную для RSSIA лекцию, посвященную публичной презентации исследования. Хотите, чтобы за вашим докладом следили с интересом? Тогда на каждом слайде должно быть не больше 7 строк, а в каждой строке — не больше 7 слов. Также Джон Най поделился секретом того, как надо бороться с пассивностью и падением интереса слушателей («эффектом стеклянных глаз»). Как отметил профессор Най, вовлеченность аудитории можно повысить, просто меняя темп и стиль чтения лекции.

Исследование другого эксперта RSSIA 2014, Майкла Уотерсона, связано с анализом действий государств в отношении атомных электростанций после трагедии на Фукусиме. В частности, Германия решила отказаться от атомной энергии, что привело к росту спроса на энергоносители. Развивая тезисы Майкла Уотерсона, участники школы предложили ряд идей для будущих исследований — например, по исследованию рынка электроэнергии в России и последствий отказа от перехода на зимнее время.

Собственные проекты на школе представляли и ее непосредственные слушатели, причем сделать это им необходимо было дважды. Сначала — в рамках общего собрания, а второй раз — в узких специализированных группах. Участники школы разделились на три коллектива: один занимался изучением государственного регулирования, другой — корпоративного управления и банковской сферы, третий — экономики образования.

Так, Хион Сан (Erasmus University Rotterdam) ведет экспериментальное исследование, посвященное доверию и социальным нормам. Даниил Шестаков (ВШЭ) изучает влияние строительства дорог на человеческий капитал в царской России, а Алина Малкова (Российская экономическая школа) — процесс диффузии научных знаний и месте России в глобальном академическом пространстве. Эти проекты, впрочем, пока не завершены.

София Докука, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”

В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.

Анализ данных и персонализированная медицина: как прошла школа по кардиогенетике

Недавно в Центре непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ состоялась летняя школа «Кардиогенетика: отсеквенирования к разработке кардиопанели». Программа была организована совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН,Институтом спектроскопии Российской академии наук и компанией «Синтол».

Старшеклассники в академической культуре: как прошла VIII Летняя историко-филологическая школа ФГН ВШЭ

В конце августа в учебном центре «Вороново» состоялась VIII Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ), организованная факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися в рамках проекта «Расти с Вышкой» и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

«Летняя школа по аналитике и Data Science — возможность получить информацию из первых уст»

В конце августа в Центре культур Вышки прошла летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. В ней приняли участие более 300 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС, X5 Group, Альфа-Банка, «Мегафона», «Дзена», VK, а также сотрудники ФКН.

«Интерес к приложениям машинного обучения в биоинформатике с каждым годом растет»

28–30 августа, накануне нового учебного года, факультет компьютерных наук ВШЭ провел четвертую летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике. В этом году на событие зарегистрировались 670 человек, более 300 посетили ее очно.

Итоги Международной летней школы — 2023 подвели в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

В августе в питерской Вышке завершилась Международная летняя школа. Участники прослушали курсы по политологии, русскому языку и финансам от преподавателей ВШЭ, а также познакомились с Северной столицей и исследовали ее достопримечательности в ходе культурной программы. Обучение прошли студенты из девяти стран, таких как Венесуэла, Китай, Вьетнам, Южная Корея, Япония, Италия, Германия, Узбекистан и Россия.

ФКН в четвертый раз проведет летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике

На факультете компьютерных наук Вышки с 28 по 30 августа пройдет летняя школа по машинному обучению в биоинформатике. В течение трех дней участников ждут лекции и семинары от ведущих специалистов в данной области из ВШЭ, Сколтеха, AIRI, МГУ, МФТИ, Genotek, Sber Artificial Intelligence Laboratory.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по программной инженерии

В начале июля на факультете компьютерных наук Вышки проходила летняя школа по программной инженерии. Она стала правопреемницей школы по разработке мобильных приложений, которая проводилась на ФКН с 2015 по 2022 год. Партнерами мероприятия выступили «1С», Сбер, сообщество авторов игр «Индикатор» и IT-школа Samsung Innovation Campus.

«Летняя школа заставила меня осознать, насколько на самом деле важна аналитика данных в наши дни»

В начале июля Международная лаборатория прикладного сетевого анализа (ANR-Lab) ВШЭ провела летнюю школу «Методы и инструменты анализа социальных сетей». Мероприятие, собравшее экспертов из разных стран, состоялось в онлайн-формате. Это уже 14-я летняя школа, организованная лабораторией за 10 лет работы.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по предпринимательству

В начале июля факультет компьютерных наук Вышки провел II Летнюю школу по предпринимательству. Она была организована Центром практик, проектной работы и предпринимательства ФКН совместно с банком «Тинькофф», а также «Яндексом», Sber Student и банком «Открытие». В школе приняли участие более 40 студентов ФКН и других факультетов Вышки.