• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Слушатели летней школы изучили возможности лонгитюдных исследований

В Подмосковье завершила работу Международная летняя школа «Анализ панельных данных в образовании», организованная Международной лабораторией анализа образовательной политики Института образования ВШЭ. Под руководством профессоров из Университета Техаса (Остин) слушатели школы осваивали методы работы с лонгитюдными данными.

Летнюю школу по анализу панельных данных в образовании Вышка провела впервые. Ее участниками стали 20 студентов и молодых исследователей из разных регионов России, а также из Индии и Мексики, интересующиеся современными методами статистического анализа. В течение недели под руководством Чандры Мюллер и Дженнифер Гласс, профессоров факультета социологии Университета Техаса (Остин), слушатели осваивали методы многоуровневого моделирования, практиковались в постановке исследовательских задач, анализе данных и интерпретации полученных результатов. Обучение включало выполнение слушателями групповых проектов с использованием данных, полученных в ходе проведенного в США лонгитюдного исследования National educational longitudinal study (NELS).

Сегодня во всем мире для принятия управленческих решений в сфере образования все чаще используются результаты исследований, выявляющих связи между различными переменными, например, ресурсами школ и результатами образования

Захаров Андрей Борисович
заместитель заведующего Международной лабораторией анализа образовательной политики

«Сегодня во всем мире для принятия управленческих решений в сфере образования все чаще используются результаты исследований, выявляющих связи между различными переменными, например, ресурсами школ и результатами образования, — прокомментировал выбор темы этой школы один из ее организаторов Андрей Захаров. — Лонгитюдные исследования предполагают, что одни и те же респонденты опрашиваются несколько раз в течение достаточно продолжительного времени, измеряемого годами, а иногда десятилетиями. Это дает возможность прослеживать изменение некоего явления во взаимосвязи с различными факторами, в отличие, скажем, от срезовых исследований, которые фиксируют состояние изучаемого объекта в конкретный момент. В будущем мы планируем расширить тематику наших летних школ, ориентируясь на современные тренды в применении статистических исследований в образовании».

«Если мы хотим изменить, например, школу, то необходимо понять, какие изменения должны произойти не только в ней самой, но и во всем, с чем она взаимодействует, — говорит профессор Мюллер. — И панельные данные помогают разобраться в этом. Я уже несколько десятилетий изучаю связь школьной образовательной политики с эффективностью обучения, особенностями взросления молодежи и началом профессиональной деятельности выпускников колледжей. Нет одного-единственного ответа на вопрос, как повысить эффективность школьного образования. Талант руководителя, уровень педагогического состава, активная работа школы с семьей, продуманная школьная программа, государственная финансовая поддержка — все это имеет значение. Хотя если бы меня попросили выбрать один фактор, я бы «ставила» на талантливого лидера школы».

Профессор Гласс обратила внимание на то, что в последнее время в США большинство академических исследований смещаются от срезовых в сторону лонгитюдных. Последние позволяют «следовать за людьми» не только во времени, но в и контексте, будь то школа, сообщество, штат или целая нация. «Например, сейчас мы изучаем, как правительственные программы в области семьи и занятости влияют на состояние психического и физического здоровья родителей. В частности, рассматриваем различия в налоговой политике (в некоторых странах родителей освобождают от уплаты налогов), связь гибкого графика родителей с их заработной платой и другие вопросы. Мне кажется, для исследователя важно различать феномены, которые связаны причинными связями с другими явлениями, и те, которые можно отнести к категории единичных ситуаций», — считает она.

Среди участников Летней школы были как те, кто уже участвует в лонгитюдных исследованиях, так и те, кто планирует начать новые проекты, обучать методам работы с панельными данными своих коллег. Каковы их впечатления от школы? В чем она помогла им?

 

Валерия Малик, ведущий эксперт Центра культурсоциологии и антропологии образования ВШЭ

«В рамках ряда проектов Института образования мы изучаем связи между различными факторами (таким, например, как школа, семья,  академические успехи и другие), — связь этих факторов с образовательными и профессиональными траекториями школьников. В 2009 году изучение траекторий школьников и студентов было начато в двух регионах России, а в 2012 году запущена национальная панель на основе выборки восьмиклассников международного исследования TIMSS-2011. Пять тысяч школьников из 42 регионов один-два раза в год участвуют в тестированиях и анкетировании, также опрашиваются их учителя и родители. Нас интересует, скажем, какие объективные обстоятельства и личные устремления оказывают влияние на решение детей перейти в другую школу, поступить в вуз или же получать средне-специальное образование, как они принимают решения относительно своей профессии и других важных вопросов».

 

Марианна Любимова, доцент кафедры экономики и предпринимательской деятельности Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского

«Летняя школа Института образования по панельным данным заинтересовала меня в связи с проектом, который мы ведем с моими коллегами на кафедре экономики и предпринимательской деятельности в нашем университете. Мы используем и одновременно изучаем эффективность применения так называемого обучения в сотрудничестве (по-английски — cooperative learning, метод обучения, предполагающий сотрудничество учащихся в группах). Планируем провести несколько опросов, чтобы проследить в динамике изменения, происходящие у слушателей курса. В частности выяснить, как изменяется уровень социальной ответственности и компетентности, умение адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы».

 

Шрабони Патра, старший научный сотрудник Международного института в области народонаселения (Индия, Мумбаи)

«В нашем институте мы с коллегами, один из которых, Ракеш Кумар, также приехал на эту школу, изучаем демографические процессы в Индии. В частности меня интересуют проблемы вынужденного бесплодия в Западной Бенгалии. Наши предыдущие проекты строились на анализе перекрестных данных, а сейчас я планирую использовать лонгитюдные данные, которые были получены в ходе изучения сельских районов этого штата. И я рада, что мне удалось попасть на занятия к таким специалистам как Чандра Мюллер и Дженнифер Гласс, теперь у меня есть новые инструменты для работы».

Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ

Фото Михаила Дмитриева

Вам также может быть интересно:

В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”

В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.

Анализ данных и персонализированная медицина: как прошла школа по кардиогенетике

Недавно в Центре непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ состоялась летняя школа «Кардиогенетика: отсеквенирования к разработке кардиопанели». Программа была организована совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН,Институтом спектроскопии Российской академии наук и компанией «Синтол».

Старшеклассники в академической культуре: как прошла VIII Летняя историко-филологическая школа ФГН ВШЭ

В конце августа в учебном центре «Вороново» состоялась VIII Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ), организованная факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися в рамках проекта «Расти с Вышкой» и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

«Летняя школа по аналитике и Data Science — возможность получить информацию из первых уст»

В конце августа в Центре культур Вышки прошла летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. В ней приняли участие более 300 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС, X5 Group, Альфа-Банка, «Мегафона», «Дзена», VK, а также сотрудники ФКН.

«Интерес к приложениям машинного обучения в биоинформатике с каждым годом растет»

28–30 августа, накануне нового учебного года, факультет компьютерных наук ВШЭ провел четвертую летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике. В этом году на событие зарегистрировались 670 человек, более 300 посетили ее очно.

Итоги Международной летней школы — 2023 подвели в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

В августе в питерской Вышке завершилась Международная летняя школа. Участники прослушали курсы по политологии, русскому языку и финансам от преподавателей ВШЭ, а также познакомились с Северной столицей и исследовали ее достопримечательности в ходе культурной программы. Обучение прошли студенты из девяти стран, таких как Венесуэла, Китай, Вьетнам, Южная Корея, Япония, Италия, Германия, Узбекистан и Россия.

ФКН в четвертый раз проведет летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике

На факультете компьютерных наук Вышки с 28 по 30 августа пройдет летняя школа по машинному обучению в биоинформатике. В течение трех дней участников ждут лекции и семинары от ведущих специалистов в данной области из ВШЭ, Сколтеха, AIRI, МГУ, МФТИ, Genotek, Sber Artificial Intelligence Laboratory.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по программной инженерии

В начале июля на факультете компьютерных наук Вышки проходила летняя школа по программной инженерии. Она стала правопреемницей школы по разработке мобильных приложений, которая проводилась на ФКН с 2015 по 2022 год. Партнерами мероприятия выступили «1С», Сбер, сообщество авторов игр «Индикатор» и IT-школа Samsung Innovation Campus.

«Летняя школа заставила меня осознать, насколько на самом деле важна аналитика данных в наши дни»

В начале июля Международная лаборатория прикладного сетевого анализа (ANR-Lab) ВШЭ провела летнюю школу «Методы и инструменты анализа социальных сетей». Мероприятие, собравшее экспертов из разных стран, состоялось в онлайн-формате. Это уже 14-я летняя школа, организованная лабораторией за 10 лет работы.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по предпринимательству

В начале июля факультет компьютерных наук Вышки провел II Летнюю школу по предпринимательству. Она была организована Центром практик, проектной работы и предпринимательства ФКН совместно с банком «Тинькофф», а также «Яндексом», Sber Student и банком «Открытие». В школе приняли участие более 40 студентов ФКН и других факультетов Вышки.