• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Эффекты от организации культурных событий легче заметить на примере малых городов»

В середине июля Лаборатория экономики культуры (ЛЭК) ВШЭ провела свою первую международную летнюю школу ICE-SMART 2014. За этим названием скрывалась необычная для российских исследователей тема — влияние культурных событий на социально-экономическое развитие малых и средних городов. О работе школы рассказывает ее руководитель, заведующий ЛЭК Валерий Гордин.

— Почему возникла необходимости в проведении школы и почему она сразу получила статус международной?

— В последние десятилетия организация разного рода культурных событий стала трендом в постмодернистской модели развития культуры. Их значение еще больше усилилось в связи с активным внедрением концепции «экономики впечатлений», взятой на вооружение учреждениями культуры и туризма. В мире ежегодно проходят десятки тысяч фестивалей и праздников, у каждого из которых есть множество стейкхолдеров — органов власти, спонсоров, участников, гостей и не только. Очень важно не просто от случая к случаю изучать эффекты от этих фестивалей, но и постараться гармонизировать методы проведения исследований, что позволило бы правильно и систематически оценивать влияние культурных событий  на развитие городов. 

Нам проще разглядеть эффекты от проведения культурных событий на примере малых  городов. Там они не просто влияют на имидж города, а могут играть роль, сравнимую с ролью градообразующих предприятий

У нас есть довольно долгая предыстория международного сотрудничества — как в рамках лаборатории, так и по магистерской программе «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме». Проводимые в ЛЭК исследования с самого начала носили международный характер: так, мы работали с нашими китайскими коллегами, изучая опыт взаимодействия организаций культурного наследия и творческих индустрий. Сейчас  мы пытаемся найти свою нишу в исследовании культурных событий и активно развиваем сотрудничество с северными соседями — Финляндией (Университет Турку) и Швецией (Уппсальский университет).

— В названии школы есть аббревиатура SMART, означающая «small and medium-sized art-oriented towns». Почему в качестве объекта исследований были выбраны именно небольшие города?

— Это было сделано для наглядности. Как биологам легче отследить процессы размножения на мушках  дрозофилах, так и нам проще разглядеть эффекты от проведения культурных событий на примере малых  городов. Там культурные события не просто влияют на имидж города, а могут играть роль, сравнимую с ролью градообразующих предприятий.

Например, бельгийский исследователь Питер Ян Вальгаэрен (Pieter Jan Valgaeren) рассказал слушателям школы о том, как проведение в 2012 году биеннале современного искусства «Manifesta 9» отразилось на небольшом бельгийском городе Генке, прежде имевшим преимущественно индустриальную историю. Внимание слушателей и преподавателей школы привлекли также примеры старинных российских городов Тихвина и Костромы, средневекового финского города Пори, древнейшего шотландского города Стерлинга и других.

— Кто приехал на школу? Как вы отбирали слушателей?

— Состав участников был весьма многообразен. Среди них были и студенты-магистранты, в том числе из московского кампуса Вышки, и выпускники магистратуры, и молодые исследователи и преподаватели. Географически школа была представлена участниками из Польши, Словении, ЮАР, Киргизии, Японии, Украины, и, конечно, из России.

—  Команда преподавателей тоже была интернациональной?

— Да, мы полностью соответствовали статусу международной Летней школы. Помимо уже упомянутого Питера Яна Вальгаэрена, у нас выступали два преподавателя из Голландии — Марго Руйджекерс (Margo Rooijackers) и Герт-Ян Реммерс (Gert-Jan Remmers). Из российских преподавателей прежде всего назову Евгения Ясина, рассказавшего про исторические особенности формирования российской культуры и государственности и их влияние на современное общество, и Татьяну Абанкину, которая представила результаты сравнительного исследования, посвященного тому, как факторы культурного наследия используются для привлечения туристов в Стратфорде, Потсдаме и Ясной Поляне. Лекцию про скандинавскую систему организации фестивалей прочитала Ирина Кизилова, про поиск импульсов для развития малых депрессивных городов рассказывал Леонид Лимонов. Семинары и ситуативные игры по выявлению актуальных исследовательских проблем в этой сфере вела Марина Матецкая.

— Что планируется сделать по итогам работы школы?

—  В подобного рода мероприятиях, как говорят французы, важен не только вкус, но и послевкусие. В нашем случае важнейшим итогом была договоренность о создании сетевого сообщества молодых исследователей культурных событий. Это сообщество будет международным, в его планах создание платформы для обмена информацией, знаниями и мнениями, реализация компаративных исследовательских проектов и совместных научных публикаций. Поскольку аудитория участников летней школы была молодежной и весьма амбициозной, коллеги приняли решение об издании по итогам дискуссий совместных электронных публикаций и коллективной монографии. Постараемся удержать эту планку.

Кроме того, мы пригласили коллег к совместным исследованиям. Особенно яркими на школе были выступления двух молодых обладателей степени PhD — Лизы Вельтхаген из ЮАР (она изучает удовлетворенность посетителей услугами Innibos National Arts Festival, который проходит в Мбомбеле), и Павла Пиотровски из Польши, чье исследование посвящено влиянию музыкальных фестивалей на имидж постиндустриальных городов (на примере Катовице). Сотрудники ЛЭК договорились с ними о разработке совместного исследовательского проекта по изучению фестивалей.

— Станет ли летняя школа вашей лаборатории ежегодной? Что планируете сделать в будущем году?

— Мы точно будем подавать заявку на грант, чтобы организовать школу и в 2015 году. Может быть, несколько изменим проблематику и подберем новые  площадки для проведения школы. Нам много чего предстоит обдумать и обсудить — не зря ведь в названии нашей школы есть слово «SMART».

Олег Серегин, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”

В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.

Анализ данных и персонализированная медицина: как прошла школа по кардиогенетике

Недавно в Центре непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ состоялась летняя школа «Кардиогенетика: отсеквенирования к разработке кардиопанели». Программа была организована совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН,Институтом спектроскопии Российской академии наук и компанией «Синтол».

Старшеклассники в академической культуре: как прошла VIII Летняя историко-филологическая школа ФГН ВШЭ

В конце августа в учебном центре «Вороново» состоялась VIII Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ), организованная факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися в рамках проекта «Расти с Вышкой» и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

«Летняя школа по аналитике и Data Science — возможность получить информацию из первых уст»

В конце августа в Центре культур Вышки прошла летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. В ней приняли участие более 300 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС, X5 Group, Альфа-Банка, «Мегафона», «Дзена», VK, а также сотрудники ФКН.

«Интерес к приложениям машинного обучения в биоинформатике с каждым годом растет»

28–30 августа, накануне нового учебного года, факультет компьютерных наук ВШЭ провел четвертую летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике. В этом году на событие зарегистрировались 670 человек, более 300 посетили ее очно.

Итоги Международной летней школы — 2023 подвели в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

В августе в питерской Вышке завершилась Международная летняя школа. Участники прослушали курсы по политологии, русскому языку и финансам от преподавателей ВШЭ, а также познакомились с Северной столицей и исследовали ее достопримечательности в ходе культурной программы. Обучение прошли студенты из девяти стран, таких как Венесуэла, Китай, Вьетнам, Южная Корея, Япония, Италия, Германия, Узбекистан и Россия.

ФКН в четвертый раз проведет летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике

На факультете компьютерных наук Вышки с 28 по 30 августа пройдет летняя школа по машинному обучению в биоинформатике. В течение трех дней участников ждут лекции и семинары от ведущих специалистов в данной области из ВШЭ, Сколтеха, AIRI, МГУ, МФТИ, Genotek, Sber Artificial Intelligence Laboratory.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по программной инженерии

В начале июля на факультете компьютерных наук Вышки проходила летняя школа по программной инженерии. Она стала правопреемницей школы по разработке мобильных приложений, которая проводилась на ФКН с 2015 по 2022 год. Партнерами мероприятия выступили «1С», Сбер, сообщество авторов игр «Индикатор» и IT-школа Samsung Innovation Campus.

«Летняя школа заставила меня осознать, насколько на самом деле важна аналитика данных в наши дни»

В начале июля Международная лаборатория прикладного сетевого анализа (ANR-Lab) ВШЭ провела летнюю школу «Методы и инструменты анализа социальных сетей». Мероприятие, собравшее экспертов из разных стран, состоялось в онлайн-формате. Это уже 14-я летняя школа, организованная лабораторией за 10 лет работы.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по предпринимательству

В начале июля факультет компьютерных наук Вышки провел II Летнюю школу по предпринимательству. Она была организована Центром практик, проектной работы и предпринимательства ФКН совместно с банком «Тинькофф», а также «Яндексом», Sber Student и банком «Открытие». В школе приняли участие более 40 студентов ФКН и других факультетов Вышки.