• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Директоров школ в разных регионах будут изучать и сравнивать

Центр развития лидерства в образовании Института образования ВШЭ по заказу Минобрнауки России начинает проект по изучению директоров школ в 16 регионах России, по результатам которого будут разработаны рекомендации к программам их профессионального развития и повышения квалификации. Проект станет частью международного сравнительного исследования директоров школ Asia Leadership Project.

Почему это важно?

О том, что директор школы — ключевая фигура в развитии общего образования, главная движущая сила школьных реформ, в профессиональном сообществе говорят давно.

«Хорошо известно, что жизнь школы определяется, прежде всего, деятельностью директора, а в некоторых случаях — его бездеятельностью, — писал в бытность заместителем министра образования и науки РФ Исаак Калина, ныне возглавляющий московское образование. — Школа начинает соответствовать своему директору максимум через год после его назначения».

«Сейчас на плечи директора школы падает много управленческой работы. Если в старые советские времена его делом было выполнять указания РОНО, и жизнь школы была прописана до деталей, то теперь у него гораздо больше свободы, а значит и ответственности. Нужны навыки управления организацией, и с каждым днем они становятся все более важными», — считает научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов.

Большая лакуна

Однако директора школ до сих пор остаются terra incognita для исследователей образования. Хотя эта тема всегда вызывала интерес, масштабных проектов по их изучению и сравнению в разных регионах не проводилось. Научные публикации, как правило, были основаны на данных статистики, опыте отдельных регионов и попытках сравнения отечественного и зарубежного опыта управления школой. Одна из таких публикаций в «Вопросах образования» № 4 за 2014 год — «Как директора российских школ принимают решения?» — была посвящена стилю лидерства в российских школах и способам принятия управленческих решений. Ее авторы — директор Центра развития лидерства в образовании Анатолий Каспржак и научный сотрудник Надежда Бысик.

Современный директор, прежде всего, занимается финансово-хозяйственными вопросами, и это закономерно, считает Надежда Бысик. При этом директора, как правило, не имеют базового управленческого образования и повышают квалификацию в области менеджмента уже после назначения. То, что они знают образовательное законодательство и могут посчитать школьный бюджет, — уже хорошо. Но за последние годы в мировой практике сложился новый тип директора — активно работающего с командой педагогов для улучшения образовательных результатов своей школы.

В России такие директора пока встречаются нечасто — далеко не все вникают в суть образовательного процесса (например, при переходе на новые образовательные стандарты), оставляя этот вопрос на усмотрение завучей. Но для улучшения результатов «директорский» фактор — второй по важности после «учительского». Современный директор школы работает в ситуации неопределенности, он должен уметь пользоваться большими объемами данных, уметь организовать сотрудничество педагогов в рамках школы.

Как будет проводиться исследование?

В первой половине 2015 года предполагается провести анкетирование директоров школ в 16 регионах из всех федеральных округов РФ (регионы национальные и русскоязычные, богатые и депрессивные), выборка репрезентативна в целом для России. Опрошены будут директора разных школ — городских и сельских, больших и маленьких. Предполагаются также интервью с директорами, которых в регионах считают успешными. Исследователи будут выяснять, как директора добиваются высоких образовательных результатов, что они для этого делают в повседневной управленческой практике.

По итогам исследования будут сделаны выводы, что есть общего у директоров в разных регионах России, в чем различия, как особенности работы директора зависят от моделей оплаты труда, местности, где расположена школа, какие факторы влияют на их управленческую деятельность, какие директора работают эффективно, как повышать их квалификацию. Выводы, а также рекомендации по разработке программ повышения квалификации и профессионального развития директоров Институт образования представит в Минобрнауки России.

Международный аспект

Исследование российских директоров станет частью большого международного проекта Asia Leadership Project, изучающего феномен лидерства в образовании и развитие школьных управленческих кадров в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Его руководитель — профессор Лондонской школы экономики Альма Харрис, приглашенный профессор Института образования ВШЭ. Год назад решение о присоединении России к этому проекту было принято на конференции в Малайзии, в которой приняли участие представители ВШЭ.

Поскольку у международного проекта нет жестких рамок, каждая страна предлагает свои наработки, чтобы затем их объединить и проанализировать. Предметом изучения является система профессионального развития директоров школ в азиатских странах (Малайзия, Сингапур, Гонконг, Индонезия), Австралии и России, а также работа директоров школ с педагогическими коллективами, цель которой — повышение образовательных результатов детей. По результатам исследования будет издана книга о школьном лидерстве, в которую войдут национальные доклады и материалы сравнительного анализа работы директоров школ в разных странах.

Вам также может быть интересно:

Какой детский сад лучше готовит к школе

Первоклассник быстрее привыкает к школе, если в детском саду его научили правильно общаться с людьми и быть самостоятельным.

40%

дошкольников в возрасте 4 лет и старше учились чему-либо дополнительно, помимо обязательных занятий в детском саду.

Частные и муниципальные детсады: преимущества и ограничения

Доля негосударственного сектора на рынке дошкольного образования России составляет менее двух процентов. Почему этот сектор услуг развивается так медленно? В Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ прошел семинар, на котором доцент департамента социологии Ольга Савинская рассказала о проблемах развития негосударственных образовательных организаций и трудностях выстраивания государственно-частного партнерства в этой сфере.

ВШЭ будет помогать школе «Покровский квартал» развиваться

27 августа в школе №2095 «Покровский квартал» состоялось родительское собрание, на котором ее директор Илья Новокрещенов, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и директор Центра развития лидерства в образовании ВШЭ Анатолий Каспржак представили программу ее развития.

В регионах доходы педагогов растут неравномерно

В последние три года зарплаты российских учителей и воспитателей детсадов росли. Но из-за неодинаковой покупательной способности зарплат в разных регионах доходы педагогов стали заметно отличаться. Об этом говорится в исследовании старшего научного сотрудника научно-учебной лаборатории анализа и моделирования институциональной динамики НИУ ВШЭ Натальи Родиной.

Детские сады должны стать трансформерами

10 июня на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждалось влияние среды на развитие детей дошкольного возраста. С докладом «Современные детские сады в России: возможности и перспективы» выступил специалист в области образования Всемирного банка Тигран Шмис.

Зарплаты воспитателей детсадов растут вместе с нагрузкой

13 мая на традиционном семинаре Института образования ВШЭ снова обсуждалась тема зарплат в образовании — на этот раз в дошкольном. Сотрудники Научно-учебной лаборатории анализа и моделирования институциональной динамики ВШЭ изучили последствия повышения зарплат воспитателей детских садов.

Развитие частных детсадов в России крайне затруднено

Традиционный семинар Института образования ВШЭ 11 февраля был посвящен проблемам частного сектора дошкольного образования. К детям в нем относятся гуманнее, чем в государственных детских садах, но частные заведения не общедоступны, и далеко не во всех регионах государство их поддерживает.

Стандарт развития и согласия

1 июля Комиссия по развитию образования Общественной палаты РФ провела в Высшей школе экономики общественные слушания, посвященные федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Education in Figures: Pocket Data Book. — M.: HSE, 2012

The pocket data book contains main indicators characterizing trends in the development of preschool, general education, lower and secondary vocational education as well as higher and postgraduate professional education in the Russian Federation. It covers also key education indicators for the OECD countries.