• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Без мозгов сильной страны не бывает»

В своей колонке, опубликованной на gazeta.ru, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов рассказывает о влиянии кризиса на сферу высшего образования.

Нынешняя экономическая ситуация, конечно же, сказывается на высшем образовании. Если говорить о непосредственном воздействии, то оно проявляется в том, что уже с прошлого года практически заморожено выполнение плана президента Владимира Путина по повышению зарплат преподавателям высшей школы. А это является критичным условием для дееспособности высших заведений. Там, где это процесс все-таки продолжается — например, ВШЭ, это происходит за счет внутренних резервов вузов. Однако на вузах, у которых мало доходов, это, естественно, сказывается негативно.

Высшее образование станет менее доступным

Если же говорить об ожидаемых последствиях, которые еще не наступили, но которые можно будет увидеть, если кризис или рецессия продлятся более продолжительное время — скажем, два-три года, то можно говорить о сокращении платного образования и снижении в целом доступности высшего образования для россиян.

Снижение платежеспособного спроса, связанное с уменьшением доходов населения, уже началось. Так, реальные располагаемые доходы россиян упали на 10%. Если рецессия продолжится, то они сократятся в ближайшее время еще на 5-7%.

Пока что вузы последствий от сокращения доходов россиян не ощутили. Однако, если рецессия продолжится, все это лишь вопрос времени.

Получение высшего образования — это не жизненно важная потребность — в первую очередь россияне будут покупать еду и жилье, а не платить за высшее образование детей. Поэтому при продолжительном кризисе в ближайшее время вузы ощутят на себе снижение платежеспособности россиян.

Поскольку у высшего учебного заведения в целом не так много статей дохода: платное образование, дополнительные образовательные программы и прикладные научные разработки, то сокращение одной из таких статей будет ощутимым ударом для вузов.

На мой взгляд, если это произойдет, это будет не только проблема для вузов, но и для всей страны. Доступное высшее образование позволяет россиянам ощущать себя увереннее, чувствовать социальную стабильность. Если лишить россиян такой возможности, как доступное высшее образование, то для людей это будет настоящий шок.

Вузы будут учить по-старому

Вряд ли вузы изменят свои образовательные программы в связи с кризисом. Для высшего учебного заведения странно реагировать на рецессию таким образом. Например, банки в своей деятельности работают с лагом в один день, а вузы с лагом в пять лет.

Менять образовательные программы, с одной стороны, дорого, с другой — в этой ситуации вузы должны рисковать и выходить на новый рынок.

Поэтому я не ожидаю, что вузы в массовом порядке будут пересматривать свои образовательные программы.

Правда, это не исключает закрытие тех или иных образовательных программ в высших учебных заведениях в ближайшее время. Но это не будет связано напрямую с кризисом, а скорее с повышением требований населения к результатам, которые должно давать высшее образование. Вузы и сейчас в массовом порядке сокращают программы экономического и юридического образования, поскольку работодатели разобрались, в каком, достаточно узком, числе вузов это образование дается качественно. Такие программы будут сокращаться и дальше без относительно кризиса: можно сказать, что россияне в этой ситуации просто голосуют ногами.

При этом меняться из-за экономической ситуации может набор дополнительных образовательных программ в вузах.

Я не могу сказать, должно ли государство спасать именно вузы в нынешней ситуации, однако точно необходимо помогать россиянам по-прежнему получать высшее образование, несмотря на рецессию

В России явный переизбыток юристов, но не хватает специалистов по рабочим специальностям.

Поэтому я не исключаю, что какие-то инженерные вузы на своей базе откроют короткие образовательные программы по переквалификации по прикладным рабочим специальностям.

Такая статья дохода для вузов, как прикладные исследования, также вряд ли в ближайшее время будет расти. Если мы говорим о прикладных исследованиях, разработках, то, скорее всего, они будет расти только в вузах, связанных с оборонной тематикой, поскольку госзаказ в этой области растет. Во всех других секторах прикладные исследования — первое, что попадет под сокращение.

ВШЭ это сокращение пока не коснулось: количество исследований, тендеры на проведение которых мы выигрываем на конкурсах, пока остается на прежнем уровне. Однако, скорее всего, это снижение затронет и нас, но только в следующем году.

В целом, мне кажется, что у государства сейчас нет задачи помочь вузам пережить кризис. По сути вузы — это просто механизм, который помогает получить людям высшее образование, и вполне возможно, что каких-то высших учебных заведений мы не досчитаемся после кризиса.

Я не могу сказать, должно ли государство спасать именно вузы в нынешней ситуации, однако точно необходимо помогать россиянам по-прежнему получать высшее образование, несмотря на рецессию. Если кризис продлится дольше, наверное, надо развивать образовательное кредитование, то есть сделать все, чтобы даже в условиях экономического спада высшее образование оставалось доступным.

Россияне по-прежнему хотят быть юристами и экономистами

Кстати, сами россияне никак не меняют свои предпочтения в высшем образовании в связи с начавшейся рецессией. По крайней мере мы никаких таких изменений при выборе специальностей у нас в вузе не фиксируем. То же самое было и в прошлый кризис 2008-2009 годов. Тогда много говорили о том, что нужно перестать учиться на экономистов или юристов и обратить внимание на прикладные специальности, однако все по-прежнему хотят быть юристами или экономистами.

Когда абитуриент или его семья делают выбор, то они рассматривают не нынешнюю кризисную ситуацию, а ситуацию в перспективе 20-25 лет, и обычно надеются на лучшее.Они не смотрят на тысячи владельцев дипломов экономистов, которые работают секретаршами и «менеджерами торгового зала» — они ориентиром для себя выбирают тех, кто руководит министерствами, банками и корпорациями.

Для того, чтобы выпускники школы начали предпочитать карьеру инженера, им надо увидеть вокруг большое число успешных, преуспевающих инженеров, которые живут по крайней мере не хуже, чем хорошие экономисты.

С врачами так, кстати, уже произошло — стремление лучших выпускников стать врачом сегодня не меньше, чем юристом.

У школьных троечников должны бы смениться приоритеты

В целом, думаю, что к 2020 году должны произойти изменения в том сегменте высшего образования, куда поступают с «тройкой» — с 40-60-ю баллами из 100. Там спрос на «общегуманитарное» высшее образование будет уменьшаться в пользу более прикладного образования, поскольку сейчас человек, владеющий прикладной специальностью, может заработать в два-три раза больше обычного офисного работника.

При этом 75% россиян психологически не готовы получать прикладное образование в техникумах.

Сегодня диплом о высшем образовании стал неким символом того, что его обладатель — человек интеллигентный, образованный, с ним можно иметь дело, брать на работу, выходить за него замуж и т.д. Возможный вариант такого сочетания, которое удовлетворило бы россиян, — это прикладной бакалавриат, то есть сочетание основ высшего образования, хорошей гуманитарной и аналитической подготовки, с получением совершенно конкретной специальности. И самое важное — люди учатся в университете, у них соответствующая самооценка.

Брэйн-дрейн — без изменений

Не думаю также, что рецессия усилит утечку мозгов российских специалистов за рубеж. Очень странно полагать, что до кризиса специалисты не уезжали, а в кризис начнется массовый исход. Во все времена уезжали востребованные специалисты.

Востребованный физик все равно уедет — и не из-за того, что здесь кризис, а поскольку за рубежом есть среда, где он будет лучше развиваться как специалист, сможет проводить исследования.

Поэтому независимо от кризиса нужно создавать в России такую среду, чтобы специалисты оставались. И в исследовательских университетах, и в РАН, и в лабораториях корпораций. Это достаточно затратно для государства, но дешевого рецепта нет. Без мозгов сильной страны не бывает.

Вам также может быть интересно:

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

«Университет — это не башня из слоновой кости»

В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.

«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»

Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.

Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье

Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.

Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры

Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной

Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.

«ВШЭ — это особая история». Открылось ежегодное заседание Международного экспертного совета ВШЭ

Новые факультеты, развитие персонала, интернационализация и многое другое — в повестке первого дня встречи членов Международного экспертного совета, проходящей в Москве.

«Международное сотрудничество — это дорога с двусторонним движением, которая способствует развитию общества в целом»

12–13 декабря пройдет ежегодное заседание Международного экспертного совета НИУ ВШЭ. Накануне заседания новостная служба поговорила с двумя новыми членами совета — ректором Университета Кампинаса (Бразилия) Марсело Кнобелем и ведущим специалистом по высшему образованию Всемирного банка Франциско Мармолехо.