• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

На конференции в Высшей школе экономики обсудили, как в школах и детских садах внедряется эффективный контракт

6 ноября в НИУ ВШЭ состоялся межрегиональный семинар по результатам исследования перехода на эффективный контракт  в дошкольном и школьном образовании, проведенного Институтом институциональных исследований. В нем приняли участие около ста человек из десяти регионов России, обсуждались результаты повышения зарплат педагогов и новые подходы к оплате труда.

Весной и летом этого года сотрудники Института институциональных исследований Высшей школы экономики провели в пяти субъектах Федерации исследование о переходе на эффективный контракт в детских садах и школах, рассказала Светлана Попова, заместитель директора Института институциональных исследований ВШЭ. Были подготовлены аналитические материалы об особенностях этого перехода, о том, как его воспринимают различные категории работников системы образования. В частности, был сделан вывод, что у педагогических коллективов есть интерес к переходу на эффективный контракт, однако дальнейшие планы по его реализации, а также систему оценки его результатов еще предстоит формировать.

Понятие «эффективный контакт» было раскрыто в предвыборных статьях Владимира Путина и затем, после президентских выборов, в его указах, рассказал участникам семинара ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Это часть «большого» контракта президента с образованной частью общества, с российской интеллигенцией. Тогда же, в 2012 году, понятие «эффективный контракт» было зафиксировано в постановлении правительства, а в 2013 году методические рекомендации по его внедрению в сфере образования предложило Минобрнауки России.

С одной стороны, эффективный контракт — это обязательство государства обеспечить работникам образования такой уровень зарплаты, который гарантирует им определенный социальный статус. С другой стороны, это обязательство работника быть эффективным на своем месте. Без первого невозможно второе: даже если учитель увлечен своим трудом, без достойной оплаты он может уйти из профессии, подчеркнул ректор ВШЭ. В других странах зарплата учителя, как правило, составляет 100-120 процентов от средней по региону или по стране, это не самые большие деньги, но они позволяют учителю чувствовать себя полноценным членом общества.

Первые дискуссии об эффективном контракте начались в экспертном сообществе в середине 2000-х годов, они проходили и в Высшей школе экономики. Уже в те годы в регионах вводились новые системы оплаты труда, и по масштабу экспериментов в этом вопросе система образования опередила другие отрасли социальной сферы, рассказал директор Департамента стратегии, анализа и прогноза Минобрнауки России Григорий Андрущак. В структуре оплаты труда педагогов появились стимулирующие выплаты, а доходы начали дифференцироваться в зависимости от результатов и объема работы.

В 57 субъектах Федерации увеличилась численность молодых педагогов (до 35 лет)

В 2013 году зарплата педагогов достигла средних показателей по экономике регионов, а кое-где даже их превысила. В результате люди поверили, что профессия учителя может обеспечить нормальный доход, карьеру, положение в обществе. Сократилась доля коллег, желающих сменить место работы, увеличилась доля тех, кто считает свою профессию конкурентоспособной по сравнению с альтернативами на рынке труда. Растет спрос на образовательные программы подготовки педагогов в вузах, значительно вырос средний балл ЕГЭ абитуриентов бакалаврских программ по педагогике. В 57 субъектах Федерации увеличилась численность молодых педагогов (до 35 лет).

Таким образом, по мнению Ярослава Кузьминова, государство в лице Минфина и губернаторов свои обязательства по эффективному контракту выполнило. Теперь свои обязательства должны выполнить образовательные организации — их руководители и педагоги, обеспечив повышение эффективности своей работы. Но разработать критерии эффективности, на основании которых будет осуществляться стимулирование, в общем образовании гораздо сложнее, чем в высшем. Зарплата профессора в любом вузе может зависеть от объективных показателей — научной активности, измеряемой числом публикаций в авторитетных научных журналах, или от отзывов студентов, а для учителей и воспитателей единых критериев нет. В школе, где учатся мотивированные дети, побеждающие на олимпиадах, и в школе, где учеников нужно «вытаскивать» из неблагоприятной среды, критерии поощрения педагогов должны быть разными, отметил Григорий Андрущак.

Уровень зарплат педагогов, динамику их роста можно контролировать из федерального центра, считает первый проректор ВШЭ Лев Якобсон, пусть даже на местах периодически возникают сложности. А вот стимулирование работников — это прерогатива конкретной школы или детского сада. Именно в самой образовательной организации нужно оценивать качество работы учителей, предлагая свои критерии стимулирования. Решения должны приниматься коллективно, добавил Григорий Андрущак: в дискуссиях могут участвовать все, кто заинтересован в результатах работы конкретной школы, в том числе управленцы, родители, представители педагогического коллектива.

При распределении фонда оплаты труда в школе и детском саду не нужно устраивать уравниловку, пусть даже руководителю проще раздать деньги всем поровну, считает Ярослав Кузьминов. Нет особого смысла и в доплатах за стаж — ведь в этом случае молодой учитель, демонстрирующий столь же высокое качество, что и пожилой, будет получать меньше. Часто обсуждается вопрос о возросшей в последние годы нагрузке педагогов, но если она лишь на 10-20 процентов превышает ставку (18 часов в неделю), как в среднем по стране, то опасности в этом нет. Напротив, учителю не нужно разрываться между тремя школами, потому что в одной нагрузки не хватает. Но и перегрузка учителя недопустима, так как сказывается на качестве работы. Однако вопрос о том, какова максимальная нагрузка учителя, которая не приводит к снижению качества, пока остается открытым, подчеркнул ректор ВШЭ.

Вам также может быть интересно:

Вызовы для вузов

22–23 октября в Высшей школе экономики прошла первая международная конференция «Исследования в области высшего образования», организованная ГУ-ВШЭ совместно с Центром по исследованию высшего образования Бостонского колледжа, Всемирным банком и Национальным фондом подготовки кадров.

Не стоит покупать "костюмы для покойников"

Чтобы наметить пути преодоления кризиса, надо точно установить причины его возникновения. Эта старая истина еще раз подтвердилась во время выступления ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова 22 января на открытом семинаре "Полит.ру" в клубе "Bilingua" в рамках совместного проекта "Полит.ру" и Пресс-службы ГУ-ВШЭ. Встреча была посвящена проблемам российского образования.