• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Преподаватели и слушатели онлайн-курсов ВШЭ встретились в офлайне

В Вышке прошла встреча преподавателей и слушателей онлайн-курсов ВШЭ, размещенных на Сoursera и Национальной платформе открытого образования. Там также состоялось награждение победителей конкурса видеороликов #HSE60sec.

Первые курсы ВШЭ были размещены на международной образовательной платформе Coursera в 2013 году. Сейчас Вышка лидирует среди российских вузов и входит в топ-10 университетов мира по количеству курсов и в топ-30 по количеству подписчиков. Всего на Coursera размещено 53 курса, треть из которых англоязычная, на них подписано 990 тысяч пользователей из почти двухсот стран мира.

Вторая площадка — это Национальная платформа открытого образования, созданная в 2015 году ассоциацией из 8 ведущих университетов России. Здесь размещены базовые курсы бакалаврского уровня на русском языке, ориентированные на российские образовательные стандарты. Вышка и тут лидирует: на 27 доступных онлайн-курсов подписаны 290 тысяч студентов из 18 стран. Любопытный факт: при проведении анализа аудитории оказалось, что 30% подписавшихся на курс — это вузовские преподаватели той же либо смежной дисциплины.

Все студенты, которые прослушали курс Вышки на любой из двух платформ, могли поучаствовать в конкурсе #HSE60sec, организованном Дирекцией по онлайн-обучению. Для участия в конкурсе необходимо было записать 60-секундное видео с рассказом об одном из пройденных онлайн-курсов или же кратко и интересно объяснить основные идеи любимого курса. На конкурс были присланы ролики не только из России, но и из других стран, среди которых Армения, Китай и Новая Зеландия, Бразилия, Греция и другие. Победители получили сертификат на прохождение любого онлайн-курса Вышки и фирменные сувениры Вышки. Найти все видео участников можно в соцсетях Facebook, Вконтакте, Instagram, YouTube или Vimeo по хэштегам #эксперт60сек и #успех60сек #вышкаонлайн #hse60sec.

Директор по онлайн-обучению Евгения Кулик рассказала, почему ВШЭ заинтересована в развитии онлайн-образования. Во-первых, университет видит в этом социальную миссию и стремится, чтобы качественное образование было доступно как можно большему количеству людей. Во-вторых, подобная практика полезна для популяризации научных школ и ведущих профессоров Вышки. В университете существует огромное количество направлений подготовки, о которых не подозревают многие потенциальные студенты, так как что бренд ВШЭ все еще ассоциируется с экономическими науками. Третья причина заключается в том, что размещение онлайн-курсов помогает продвижению магистерских программ Вышки, так как студенты хотят заранее получить как можно больше информации о программе, чтобы сделать правильный и осознанный выбор. Кстати, одна из участниц конкурса #HSE60sec Татевик Казарян из Армении прошла курс Ильи Кирии «История и теория медиа» и поняла, что хотела бы учиться у него в магистратуре.

В ближайших планах Вышки — создание онлайн-курсов с лидерами индустрии, которые помогут слушателям решать профессиональные задачи (курс, разработанный совместно с Яндексом, пользовался огромной популярностью у студентов). Конечно, продолжатся съемки новых курсов лучших преподавателей университета, некоторые из которых присутствовали на встрече. Они поделились своими мыслями о будущем онлайн-обучения в России и в мире, рассказали об опыте работы и о том, как участие в записи онлайн-курсов повлияло на их преподавание в офлайне.

 

Дмитрий Дагаев, курс «Теория игр» (21806 слушателей на Coursera и 8680 слушателей на Национальной платформе открытого образования)

Когда Дирекция по онлайн-обучению объявила конкурс на создание онлайн-курсов, я подумал, что мне интересно поучаствовать, потому что я смогу, во-первых, попробовать новый для себя формат, научиться чему-то новому, а во-вторых, те материалы, которые будут созданы в процессе работы, можно использовать и для офлайн-обучения. В общей сложности к созданию курса причастна команда из 10 человек, включая операторов и продюсеров. Вся подготовка нашего курса заняла примерно полгода.

Снимать самый первый ролик было большим стрессом: ты видишь перед собой камеру и оператора, а не привычную аудиторию и живых слушателей, нет никакой реакции, приходится опираться на свои собственные ощущения. Это, пожалуй, была одна из основных сложностей. Первая лекция полностью переснималась три раза. Только со временем, когда появился какой-то опыт, и я научился видеть за камерой слушателей, я, наконец, смог произносить текст так, чтобы его не хотелось переснять.

После того, как стартовал курс, началось самое интересное — живое общение на форуме. Это была одна из главных неожиданностей. Когда ты преподаешь в аудитории, ты видишь студентов, которые специализируются на той или иной области. А у всех слушателей онлайн-курса довольно разный бэкграунд, и на многие из тех вопросов, которые поступали на форум, мне приходилось отвечать впервые. Я понял, что для слушателей, которые, может быть, давно изучали математику, и не помнят каких-то деталей, стоило сделать какое-то дополнительное напоминание. В таких случаях мы старались выкладывать в дополнение к курсу конспекты и презентации, чтобы закрыть обнаружившиеся пробелы. Процесс этой ежедневной работы с ответами на вопросы помог мне по-новому взглянуть на многие вещи, и в том числе улучшить методику преподавания офлайн-курса, который я сейчас продолжаю вести в Высшей школе экономики.

 

Кирилл Мартынов, один из четырех преподавателей курса «Основы философии: о чем спорят философы сегодня» на Coursera (2900 слушателей)

Я уже несколько лет интересуюсь влиянием новых технологий на общество, и одна из тем здесь, — это изменения, происходящие в сфере образования. Раньше средняя школа могла претендовать на роль монопольного источника знаний о мире для ребенка, подростка, а сейчас эта монополия утеряна. Есть много альтернативных площадок разного качества. Основные знания люди получают в Википедии и на YouTube. Многие видят в этом примету кризиса, наступление новой безграмотности. Но я думаю, что сами по себе изменения нейтральны, а нам нужно понять, как работать в новой реальности и как стараться извлечь пользу для образования из новых технологий.

2012 год был годом революции массовых онлайновых курсов, вся мировая пресса писала о Coursera. Тогда казалось, что ничего кроме онлайнового обучения не будет, университеты устареют. У многих было ощущение, что люди из каких-нибудь малых населенных пунктов будут слушать курсы Гарварда, получать образование соответствующего уровня, будет ликвидирован разрыв между передовыми в отношении образования регионами мира. Позже стало понятно, что онлайн-обучение не решает всех проблем. Парадокс заключается в том, что основными потребителями онлайновых курсов являются студенты престижных университетов, а совсем не те люди из далеких городов, к которым оно изначально шло.

Сейчас есть ощущение, что этот сегмент образовательного рынка начинает стабилизироваться. Он по-прежнему растет, и мы теперь понимаем, что онлайн-курсы — это один из инструментов в работе преподавателя, и надо уметь его использовать. Есть учебники, образовательное видео, и к ним мы добавляем еще один инструмент — возможность масштабируемого общения с преподавателем онлайн. Я думаю, что нормальное обучение в ближайшие годы будет выглядеть как смешанные курсы: 80% привычного обучения в аудитории, а 20% — работа онлайн.

Запись онлайн-курса напрямую влияет на нашу работу как преподавателей. Во-первых, иногда можно сказать: «Посмотрите, это было на Курсере», и делать со студентами что-то другое (к счастью, в нашей работе всегда есть, что делать). Во-вторых, записав курс, вы понимаете, на каком уровне сейчас находитесь, начинаете к себе более критично относиться и хотите двигаться куда-то еще.

 

Игорь Ким, курс «Экономика» на Национальной платформе открытого образования (16250 слушателей) и «Экономика для неэкономистов» на Coursera (13200 слушателей)

Если употреблять антибиотики дозированно, они принесут пользу, если ими злоупотреблять, они будут вредны; то же самое и с онлайн-курсами. Их нужно принимать в разумных дозах, в нужном случае, и тогда оно будет очень полезным, тем более что жизнь постоянно ускоряется. Все футурологи в один голос говорят, что такой ситуации, когда человек на протяжении всей своей жизни занимается одним делом, скоро не будет. Нужно будет постоянно переучиваться, оперативно менять специальность, обновлять свои знания, и я думаю, что онлайн-курсы в этом смысле очень пригодятся. Они могут быть полезны как дополнение к обычному, традиционному образованию.

Мой курс вышел достаточно давно, я уже пришел в себя от первоначального шока, но нужно сказать, что моя жизнь отныне прочно связана с онлайн-образованием. Сейчас мой день начинается с того, что я занимаюсь мониторингом форумов: смотрю, что пишут слушатели, придумываю ответы на заковыристые вопросы, думаю о том, что можно изменить или улучшить в будущем.