• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Онлайн-образование будет не альтернативой университетам, а еще одним способом организации обучения»

«Онлайн-образование будет не альтернативой университетам, а еще одним способом организации обучения»

Накануне конференции eLearning Stakeholders and Researchers Summit 2017, посвященную научным и практическим аспектам онлайн-образования, новостная служба ВШЭ спросила ключевых спикеров конференции, являются ли онлайн-платформы конкурентами университетам, каковы барьеры для развития онлайн-образования и какое будущее ждет эту отрасль.


Инесса Роман-Погоржельская, региональный менеджер по работе с партнерами, Coursera

Среди основных барьеров развития онлайн-образования я бы все еще назвала скепсис по отношению к такому типу обучения, восприятие его как «недообразования» студентами, их родителями, вузами и, что важно, работодателями.

Такой скепсис связан как с общей консервативностью вокруг темы образования, так и с неоднородным качеством онлайн-курсов. Появление некачественных курсов обусловлено, в свою очередь, тем, что пока еще не хватает специалистов, которые умеют их делать хорошо — продюсеров, специалистов по педагогическому дизайну, технических специалистов и т.д. По-прежнему бытует мнение, что онлайн-образование — это снятые на камеру лекции в аудитории.

При этом есть ряд форматов, которые пока объективно трудно реализовать в онлайне — это, например, лабораторные работы, общение и совместная работа с сокурсниками и преподавателем. Но технологии дополненной реальности и искусственного интеллекта обещают сильно поменять эту ситуацию.

Также я часто слышу от университетов-партнеров, что онлайн-образование сложно встроить в существующие в университете процессы, а также в законодательную базу.

Но уверена, все перечисленные барьеры не остановят прогресс, который несет с собой онлайн-образование, и это только вопрос времени.


Уильям Кускин, заместитель проректора и заместитель вице-канцлера по стратегическим инициативам, Университет Колорадо в Боулдере

Есть разные организации в сфере онлайн-образования. Некоторые действительно являются конкурентами традиционным университетам, другие — скорее площадки для продажи курсов, то есть это коллеги университетов, но не более.

Некоторые организации, предлагающие онлайн-обучение, не попадают ни в ту, ни в другую категорию — например, Coursera. Традиционные университеты крепко держатся за то, что у них получается хорошо, и не готовы меняться. Coursera же родилась из прорывной технологии и пропитана духом инноваций и экспериментирования. Именно поэтому она — настоящий партнер для университетов. Она предоставляет им пространство для проектирования и воплощения в жизнь будущего высшего образования.

Что касается будущего онлайн-образования, то делать пророчества следует очень осторожно. Я бы сказал, что онлайн-обучение, на сегодняшний момент в основном сводящееся к интернет-курсам, все еще находится на стадии формирования. В дальнейшем оно будет теснее связано с традиционными университетами. Оно будет не столько альтернативой им, сколько еще одним способом организации процесса обучения, который поможет развитию критического мышления, трудоустройству выпускников и достижению целей устойчивого развития.



Маргарита Зобнина, директор департамента экосистемных проектов ФРИИ

Онлайн-образование развивается сейчас в двух направлениях: в сторону адаптивности и в сторону смешанного обучения.

Пока большинство онлайн-курсов и программ построено по тому же принципу, что и классические занятия: одинаковые для всех слушателей лекция-тесты-задания. Причём лекция, как правило, просто разбита на несколько 10–15 минутных блоков, чтобы помещаться в attention span среднестатистического человека. От этого постепенно будут отходить в сторону адаптации контента под уровень отдельного учащегося, его предпочтения, задачи, приоритеты и желаемую глубину изучения отдельных тем. Таким образом, из линейного процесса курс станет скорее «садом расходящихся тропинок», а лекции, с одной стороны, станут более фрагментированными и разнообразными с точки зрения используемых средств и инструментов, с другой — более интерактивными и разнообразными.

Ещё я бы отметила важную тенденцию в функционале тестов: из средства контроля и оценки учащегося они становятся средством обратной связи для преподавателя и отражают, как улучшить контент и его представление.

Второе направление — смешанное обучение, интеграция онлайн и офлайн. Это позволяет использовать лучшие стороны этих инструментов: студенты получают знания, когда им удобно и сколько угодно раз, а преподаватель может использовать время для интерактива (работы над проектами, игр, проработки навыков) и помогать поддерживать темп обучения.


Никхил Синха, директор по развитию бизнеса, Coursera

Возможности онлайн-обучения только сейчас становятся понятны. С помощью искусственного интеллекта и анализа данных платформы онлайн-образования смогут создавать персонализированные образовательные продукты и траектории, что позволит слушателям приобрести те навыки и компетенции, которые необходимы для достижения их личных и профессиональных целей. У таких платформ, как Coursera, есть тысячи курсов, сотни тысяч оценок и миллионы часов контента. Экспертные системы прочешут все это и подберут для слушателей подходящие курсы, основываясь на их целях, текущем уровне знаний и анализе содержания курсов.

Пока что платформы онлайн-образования пытались копировать опыт очного обучения. Будущее онлайн-обучения выходит за рамки такого опыта. Вместо того чтобы заставлять студентов с разными потребностями, подготовкой и стилями обучения слушать одну и ту же лекцию в аудитории, онлайн-платформа сможет адаптировать процесс к нуждам каждого конкретного человека. Вот в чем суть онлайн революции — масштабирование персонализированного обучения.


Дебора Кейек-Франссен, заместитель вице-президента по цифровому образованию и взаимодействию на базе Университета Колорадо

Быстро меняющиеся технологии и требования рынка по-прежнему оказывают давление на традиционные университеты и побуждают их расширять доступ к образованию во всех областях знания, особенно для взрослых людей. Чтобы удовлетворить эту потребность, университеты будут уходить от традиционных методов и бизнес-моделей, которые пока с небольшими изменениями применяются в онлайн-обучении.

Для онлайн-обучения будущего будут характерны три тренда. Во-первых, образование будет в сильной степени индивидуализировано по темам и уровням. Это станет возможно благодаря внедрению адаптивных образовательных систем, геймификации и использованию искусственного интеллекта. Во-вторых, для взрослых слушателей будет все важнее иметь возможность получить цифровой сертификат для подтверждения прохождения курса или приобретения навыка. В-третьих, образовательные организации будут создавать продукты специально для масштабной онлайн-среды, включая в них проверенные временем элементы из традиционного высшего образования, например, интенсивное общение с сокурсниками, обратную связь от экспертов и практическое применение знаний в реальном мире — то есть своего рода стажировку по выбранному направлению.


Максим Спиридонов, cооснователь и генеральный директор образовательного холдинга «Нетология-групп»

В ближайшие годы нас ждет увлекательный процесс внедрения онлайн-инструментов и в целом новых методик образования почти во всех образовательных сегментах. Причем это внедрение будет проходить тем быстрее, чем меньше тот или иной сегмент зависит от государственного финансирования и грантов. Ведь коммерческие проекты, как правило, менее консервативны, более гибки и легки на подъем. Вместе с этим потребитель образования будет все больше привыкать к онлайн-форме, перестанет считать ее экзотикой. Я хочу верить, что некоторым итогом проходящей сейчас мягкой образовательной революции, одним из катализаторов которой являются онлайн-инструменты, станет оздоровление рынка и улучшение качества образования во многих направлениях в ближайшие 7–10 лет.