• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Университет — это колоссальная свобода, но не менее колоссальная ответственность»

Как меняется образование в цифровую эпоху, готовы ли к этим изменениям университеты и как они помогают студентам ориентироваться в профессиональном мире? Эти вопросы школьники и ректоры российских вузов обсуждали на «ректорском часе», прошедшем в рамках форума профессиональной навигации «ПроеКТОриЯ 2019» в Ярославле.

Вице-премьер Татьяна Голикова, открывая «ректорский час», посоветовала школьникам «очень внимательно» слушать ректоров, чтобы лучше понять, какие возможности появляются в тех или иных профессиях.

Рынок труда и рынок образования должны сближаться, чтобы не возникало ситуации, когда университеты дают одни знания, а работодателям требуются другие. «Цифровая экономика и цифровая трансформация университетов не просто слова, а жизненная необходимость», — подчеркнул модератор «ректорского часа», ведущий эксперт Института образования ВШЭ Евгений Сженов

Мы живем в эпоху, когда компетенции нуждаются в обновлении буквально в режиме онлайн

Евгений Сженов уверен, что сегодняшние выпускники приходят не только с базовыми знаниями, но и с различными soft skills: «Готов ли университет сегодня к эффективной профориентации выпускника? Нужно ли выпускнику школы приходить с пониманием своей будущей траектории или с этим предстоит разбираться университету?»

В открытом диалоге «без галстуков» ректоры обсуждали, каким должен быть современный университет, чего ожидают от него представители «цифрового» поколения Z, как соответствовать этим ожиданиям.

Рынок труда кардинально трансформируется под влиянием цифровой революции. В вузах появляются новые специальности. Но работодатели обращают все большее внимание не только на профессиональные навыки, но и на ответственность, коммуникативность, умение работать в команде. Как отметили все участники мероприятия, для успешной карьеры необходимо «гореть» своей профессией, быть готовым отдаваться ей без остатка, и при этом иметь серьезные фундаментальные знания.

«В Вышку ежегодно поступают до десяти тысяч самых сильных школьников страны, но ежегодно около тысячи покидают вуз в течение первого курса. Это очень сильные ребята и девушки, но они не справляются с планированием своего времени и распределением нагрузки», — отметил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

 В университет надо приходить морально готовым к тому, что это абсолютно иной мир, нежели школа

По словам Ярослава Кузьминова, университет — это всегда открытая система: «Он будет тем, чем вы его сделаете, придя в него: центром городской жизни, лучшей спортивной площадкой города или экспертным центром для разработки политики в области образования, экономики или права».

В «ректорском часе» также приняли участие руководители МИИТ, МИСИС, РЭУ имени Плеханова, МИФИ, Севастопольского и Кемеровского госуниверситетов, Московского и Санкт-Петербургского политехнических университетов, Северо-Восточного федерального университета и других вузов.

Всероссийский форум профессиональной навигации «ПроеКТОриЯ» проводится по распоряжению президента Владимира Путина с 2013 года. Ежегодно на форум приезжают эксперты крупнейших российских компаний и вузов, лучшие педагоги и мотивированные школьники для решения актуальных вопросов в области профессиональной ориентации и самоопределения.