• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Адвокат из Техаса приехал в Вышку, чтобы изучать российские исследования – и Россию

Адвокат из Техаса приехал в Вышку, чтобы изучать российские исследования – и Россию

© Высшая школа экономики/ Даниил Прокофьев
Райф Кимлер, юрист из Техаса, 30 лет занимался уголовным правом в США, после чего почувствовал, что пора сделать перерыв и сменить обстановку. Он давно интересовался Россией, поэтому поискал российские программы в интернете и остановился на магистратуре ВШЭ «Российские исследования». Райф рассказал новостной службе ВШЭ, чем ему нравится Москва и почему он не пожалел о решении изучать российскую политику и культуру в Вышке.

Райф Кимлер – лицензированный адвокат по уголовным делам из города Бомонт, штат Техас, США. Хотя последние несколько десятков лет Райф занимался уголовным правом в США, с Россией он знаком не понаслышке. В 1986 г. он учился в Санкт-Петербурге (тогда город назывался Ленинград) по обмену. И теперь, 30 лет спустя, он решил снова приехать в Россию и посмотреть, как изменилась страна.

Пробел в образовании

Райф рассказывает, что в его карьере адвоката по уголовным делам были как хорошие, так и плохие моменты. Но в конце концов, он решил, что пора сделать перерыв. «У меня произошло какое-то выгорание, – объясняет он, – У меня трое детей, и младший из них в мае окончил школу и поступил в университет. Поэтому сейчас для меня наступил тот момент, когда я могу немного расслабиться и попробовать что-то новое».

Еще одна причина, по которой Райф хотел приехать в Россию, – текущая геополитическая ситуация и российско-американские отношения. «Я просто очень хотел приехать и своими глазами увидеть, что здесь происходит, поэтому я решил сделать перерыв в своей адвокатской работе, поехать и посмотреть. Я подал документы на магистерскую программу, и пока что у меня исключительно положительные впечатления».

О выборе Вышки

Райф узнал о магистерской программе ВШЭ «Российские исследования» из интернета, когда искал программы в России. «Изначально я хотел поехать на программу магистра юридических наук в Новосибирской государственный университет, но она закрылась. Я стал искать другие варианты. Рассматривал одну юридическую программу в Санкт-Петербурге, но Вышка в Москве показалась мне более привлекательным вариантом», – объясняет он.

У ВШЭ очень хорошая репутация. Но для меня еще одним важным фактором была возможность подать документы онлайн – этот процесс в ВШЭ организован понятно и доступно

Москва как место учебы также сыграла роль в выборе Райфа. «Выбирая между Москвой и Санкт-Петербургом, я предпочту Москву, – говорит он, – Это столица, здесь больше происходит с точки зрения политики, и больше возможностей с точки зрения инфраструктуры и различных организаций. Изначально я хотел поехать в Новосибирск: если ты поедешь в не самый крупный город вглубь страны, ты лучше поймешь, как всё устроено в этой стране. Но поскольку с этим вариантом не получилось, пришлось выбирать из двух крупных городов, я выбрал Москву».

Как всё начиналось: Ленинград – 1986

Когда Райф был в России в прошлый раз, то есть в 1986 году, еще существовал Советский Союз. В то время будущий студент Высшей школы экономики тогда только закончил Техасский университет в Остине, где он три года изучал русский язык и получил диплом философа, не имея конкретных планов по поводу дальнейшей карьеры. Поэтому он решил поехать учиться за границу – в Ленинград. В Ленинградском государственном университете (нынешнем СПбГУ) Райф изучал русскую культуру и русский язык.

«Я был один из примерно 150 американских студентов, приехавших из разных университетов США. Когда мы были в Ленинграде, к нам прикрепили комсомольцев, возивших нас на экскурсии, – вспоминает Райф, – Так что мы познакомились с российскими детьми и много путешествовали – побывали в Москве, Ростове, Риге и Ереване. А в Ленинграде пользовались полной свободой. За нами никто не следил. Мы ходили, куда хотели. Нам обозначили некий периметр: точно не помню, как далеко от Ленинграда надо было уехать, чтобы достичь этого периметра, но достаточно далеко, чтобы с избытком обеспечить нам свободу передвижения».

Карьера адвоката

Будучи выпускником с бакалаврской степенью в области философии и вернувшись в США, Райф не знал, что ему делать в профессиональном плане. Но время, проведенное в Ленинграде, помогло ему найти ответ. «Когда я говорил с советскими гражданами в Ленинграде, – вспоминает Райф, – они часто говорили о том, что могло бы сделать советское правительство. Они говорили: «правительство могло бы то, правительство могло бы это» и так далее. А потом они спрашивали: «А вы бы в Штатах что стали делать, если бы ваше правительство так поступило?». И зачастую я просто говорил, что обратился бы к адвокату. Я заметил, что так часто говорю «Надо бы обратиться к адвокату... Обратиться к адвокату...», что в конце концов, когда однажды я сидел на лавочке в ленинградском парке, меня осенило: “А почему бы тебе самому просто не стать адвокатом?”»

Это был естественный выбор. «На философов спрос небольшой, поэтому я решил поступить в юридический университет после возвращения в Штаты. Для меня это оказался способ помочь людям, которые становятся жертвой правительства», – говорит Райф.

Российские исследования в ВШЭ

«Я здесь уже несколько месяцев и пока что могу сказать, что это превосходная программа. Сейчас я посещаю курсы профессора Бориса Макаренко, профессора Израэла Маркеса и профессора Юрия Гайворонского», – рассказывает Райф.

Я получил то, чего ожидал, и даже больше: всё очень хорошо организовано, а профессора обладают высоким уровнем знаний и компетентности

По его словам, в обучении делается больший упор на политическую теорию, чем он ожидал, но это приятный сюрприз, поскольку он интересуется политикой: «На курсе Бориса Макаренко «Современная российская политика: институты и практики». Мы изучаем такие темы как политическое устройство России, политические партии, президент, президентская администрация, законодательный процесс, выборы, Совет Федерации, Государственная дума, а также развитие и изменения Конституции с 1993 года до сегодняшнего дня».

Райфу также нравится курс профессора Юрия Гайворонского, в котором они изучают федерализм в России, а также взаимоотношения регионов и столицы. «Мы рассматриваем проблемы, которые существуют в федеративной структуре. Например, мы обсуждали выборные процессы в областях и то, как изменения в выборах влияют на взаимоотношения столицы и регионов. Мне это очень интересно, потому что во многом схоже с США, и вообще, здесь я понял, что у России и США гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд».

О Москве

Хотя в Москве много интересного для любого иностранного туриста (от архитектуры до истории), один аспект жизни в российской столице произвел особенное впечатление на американского адвоката – низкий уровень преступности: «Я сравниваю с городскими территориями в США, в частности, Хьюстоном, штат Техас, где я вел практику».

На мой взгляд, по сравнению с тем, к чему я привык в Техасе, здесь ситуация гораздо лучше. Здесь очень безопасно

Райф специально ездил в районы, которые в Москве считаются худшими: «И хотелось сказать, вы шутите? Это реально худшие районы Москвы? Попробуйте поехать в Пятый район Хьюстона! Здесь везде безопасно, и я не видел уличной преступности или каких-либо признаков преступности, связанной с наркотиками. Мое главное впечатление о Москве – это очень безопасный город, где поддерживается порядок».

Говоря о трудностях, к которым Райфу пришлось привыкать, – это то, что у русских другое чувство личной дистанции. «Мне пришлось привыкать к тому, что люди стоят близко за моей спиной или могут коснуться, проходя мимо. В США мы привыкли соблюдать гораздо большую дистанцию. Мне также пришлось учиться говорить тише. Но это неплохо: чувствую себя более расслабленно. Мне не нужно все время быть начеку, когда еду в метро или сижу в ресторане», – говорит он.

Планы на будущее

«На самом деле, я надолго не загадываю, – признается Райф, – Если мне надо будет вернуться и зарабатывать на жизнь, я всегда могу вернуться к работе адвоката по уголовным делам. У меня все еще есть моя лицензия. Я могу начать снова в любой момент, когда вернусь».

На вопрос о том, как он может использовать свой магистерский диплом специалиста по российским исследованиям, полученный в ВШЭ, Райф отвечает: «Если бы я решил сменить работу и использовать свою магистерскую степень, я бы занялся чем-то в области развития дипломатии или конкретного культурного обмена. Мне нравится Россия. Поэтому я бы, возможно, хотел работать с каким-то фондом, который способствует развитию прямых культурных связей. Специализация, которую я сейчас получаю в магистратуре, несомненно, даст мне навыки и знания, необходимые для такой работы».

Прием документов в бакалавриат и магистратуру ВШЭ от иностранных граждан начался 1 ноября 2019 года и завершится 14 августа 2020 года. Иностранные абитуриенты могут поступать в бакалавриат и магистратуру НИУ ВШЭ в рамках отдельного конкурса. Так, при поступлении в бакалавриат можно перезачесть международные сертификаты по английскому языку и математике, например, IELTS, TOEFL, A-Level и результаты прочих международных экзаменов. Экзамены по математике или английскому языку (или оба экзамена сразу) являются отборочными при поступлении на бакалаврские программы в Москве, в числе которых программы двух дипломов с обучением исключительно на английском языке. Также в рамках отдельного конкурса иностранным абитуриентам предоставляются стипендии с полным покрытием стоимости обучения и гранты с частичной оплатой стоимости обучения. Абитуриенты бакалавриата могут рассчитать стоимость обучения со скидкой, воспользовавшись калькулятором ВШЭ.

Сотрудники Консультационного центра для иностранных абитуриентов готовы проконсультировать абитуриентов и их родителей по электронной почте inter@hse.ru, по телефону +7 (495) 531 00 59 или в WhatsApp +7 (916) 311 85 21.