• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экономическая социология как профессия

В июле в Подмосковье прошла четвертая летняя школа Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ, в этом году посвященная профессиональным траекториям экономсоциологов.

Какие компетенции необходимы студентам, чтобы быть успешными на рынке труда? В чем заключается смысл работы социолога с точки зрения работодателей? В какой мере существующие образовательные программы способствуют выработке необходимых навыков и компетенций? Заявленные вопросы во многом определили состав участников, структуру школы, а так же формат проведения занятий.

Для того чтобы составить комплексное представление о возможностях профессиональной реализации выпускников факультета социологии, к обсуждению были привлечены сами студенты, выпускники, преподаватели и работодатели. Поэтому каждый отдельный день Летней школы Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) был посвящен позиции одного из этих четырех субъектов, которая подвергалась критической оценки со стороны участников школы. Что касается формата проведения обсуждений, то в первый же день первый проректор, заведующий ЛЭСИ ВШЭ Вадим Радаев подчеркнул: «Школа не является лекторием. Мы все должны быть нацелены на диалог, то есть на коллективную работу по выработке общего понимания».

Первый день школы был предоставлен студентам бакалавриата и магистратуры факультета социологии ВШЭ, которые получили возможность поделиться своими соображениями об организационных и содержательных аспектах учебного процесса. В основном их опасения касались последующего трудоустройства. «Нужно ли нам такое количество теоретических курсов? Не лучше ли включить в программу еще прикладных курсов?» — сетовали студенты.

В этот же день с докладом выступила Мария Правдина, директор Центра внутреннего мониторинга ВШЭ, выпускница факультета социологии. Основываясь на данных мониторинга студенческой жизни за 2012 год, она рассказала о том, как студенты оценивают различные условия студенческой жизни, созданные в НИУ ВШЭ. В целом студенты-социологи на фоне других факультетов весьма высоко оценивают возможности участия в научно-исследовательской деятельности, а также условия для разностороннего развития в стенах университета (открытые лекции, мастер-классы, студенческие мероприятия). При этом выяснилось, что на факультете социологии студентам не хватает общения с преподавателями по поводу их (студентов) профессиональных планов.

Выпускники уверены, что благодаря обучению в НИУ ВШЭ они приобрели не только практические навыки работы с данными, но и особое «социологическое мировоззрение», которое позволяет им неординарно подходить к решению бизнес-задач.

Во второй день внимание было сосредоточено на профессиональной реализации выпускников. На эту тему выступил заместитель декана факультета социологии ВШЭ Денис Стребков. Докладчик представил результаты опроса, согласно которым почти 60% выпускников магистерской программы ВШЭ «Прикладные методы социального анализа рынков» работают в сфере маркетинга, около 10% построили свою карьеру в рекламных агентствах и примерно 30% заняты в некоммерческом секторе (университеты и госструктуры). Кроме того своим опытом поделились и сами выпускники разных лет факультета социологии, которых специально пригласили для обсуждения. Сегодня они сотрудники крупных компаний (Дмитрий Крылов из «Банка Москвы», Владислав Тихомиров из «Metro Cash & Carry», Анна Филимонова из рекламного агентства «Zenith Optimedia» и Павел Лебедев из «Вымпелкома»). Выпускники уверены, что благодаря обучению в НИУ ВШЭ они приобрели не только практические навыки работы с данными, но и особое «социологическое мировоззрение», которое позволяет им неординарно подходить к решению бизнес-задач.

Третий день был посвящен точке зрения работодателей. В этот день были приглашены Тагир Калимуллин (GR-директор «М.Видео»), Игорь Задорин (руководитель исследовательской группы ЦИРКОН), Александр Болтавин и Илья Ломакин (руководители маркетинговой компании «Discovery Research Group»), а также Екатерина Курочкина (генеральный директор маркетингового агентства «Insight-MR»). С точки зрения работодателей, выпускников факультета социологии ВШЭ отличает умение работать с большими объемами информации, аналитические способности, а еще способность учиться и развиваться. Помимо этого, в ходе группового обсуждения на фоне прочего отмечались такие качества, как честность и добросовестность. Этика проведения исследования, прививаемая в стенах университета, является конкурентным преимуществом наших выпускников в глазах работодателей. Тем не менее, в качестве негативной тенденции было отмечено стремление выпускников НИУ ВШЭ начинать свою карьеру сразу с руководящих позиций, минуя базовые шаги по карьерной лестнице, без которых сложно накопить необходимый опыт.

Затем пришло время выслушать мнение преподавателей. Сначала сотрудники ЛЭСИ (Вадим Радаев, Диляра Ибрагимова, Максим Маркин) представили свой опыт участия в заказных исследованиях, подробно остановившись на плюсах и минусах пересечения академической среды и прикладных областей. По их словам, с одной стороны, участие во внешних исследованиях позволяет преодолеть отрыв от объекта исследования и реального положения дел, который неизменно сохраняется в академических работах. Однако сохранить баланс между академической работой и заказными исследованиями весьма не простая задача: в какой-то момент эффективное совмещение этих двух деятельностей становится невозможно.

Также преподаватели обсудили образовательные программы, которые предлагает кафедра экономической социологии ВШЭ. Руководствуясь мнениями студентов, выпускников и работодателей, преподаватели постарались по-новому взглянуть не только на содержание курсов, но и на организацию семинарских занятий, которые призваны развивать аналитические и ораторские компетенции студентов, ведь именно эти навыки впоследствии наиболее востребованы на рынке труда.

В своем заключительном слове Вадим Радаев призвал всех участников «конвертировать смыслы, наработанные за время проведения школы, в реальные действия», еще раз отметив, что школа по своему назначению выступила в качестве «коллективной площадки для реализации индивидуальных стратегий».

Регина Решетеева, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Стажировки, квизы, лимонад: в Вышке состоялся Карьерный марафон

17 апреля в атриуме корпуса университета на Покровском бульваре прошел весенний Карьерный марафон от Центра развития карьеры НИУ ВШЭ. Информационные стенды, а также подарки и сюрпризы для студентов подготовили 35 компаний, и среди них финансовые институты, IT-интеграторы, банки, консалтинговые фирмы и др.

Работать во благо своей страны: как россияне понимают патриотизм

Что, по мнению россиян, значит быть патриотом, выяснили социологи в ходе всероссийского опроса населения. Он был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2023 года. Большинство респондентов (74%) считают, что для того, чтобы быть патриотом, нужно просто любить свою страну.

Гордость и спокойная уверенность: какие эмоции у россиян вызывает их гражданство

Гордость и спокойная уверенность— чувства, которые испытывает большинство россиян в связи со своим гражданством, выяснили социологи в ходе всероссийского опроса населения. Он был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2023 года.

Больше тысячи студентов питерской Вышки встретились с партнерами университета на HSE Career Day

В середине ноября в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург провели HSE Career Day. В мероприятии приняли участие более 1000 студентов и 26 компаний-партнеров, которые презентовали свои карьерные возможности и разыграли мерч. Встречу бизнеса и образования организовали студенты вместе с Центром развития карьеры.

«Социология живет, если она востребована обществом»

В День социолога на факультете социальных наук ВШЭ состоялся паблик-ток «Социологическая профессия в автобиографической перспективе». В ходе встречи профессора — кто-то очно, кто-то дистанционно — поздравляли коллег с профессиональным праздником, делились подробностями своего пути в науке и отвечали на вопросы студентов.

В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”

В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.

Анализ данных и персонализированная медицина: как прошла школа по кардиогенетике

Недавно в Центре непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ состоялась летняя школа «Кардиогенетика: отсеквенирования к разработке кардиопанели». Программа была организована совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН,Институтом спектроскопии Российской академии наук и компанией «Синтол».

Старшеклассники в академической культуре: как прошла VIII Летняя историко-филологическая школа ФГН ВШЭ

В конце августа в учебном центре «Вороново» состоялась VIII Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ), организованная факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися в рамках проекта «Расти с Вышкой» и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

«Летняя школа по аналитике и Data Science — возможность получить информацию из первых уст»

В конце августа в Центре культур Вышки прошла летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. В ней приняли участие более 300 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС, X5 Group, Альфа-Банка, «Мегафона», «Дзена», VK, а также сотрудники ФКН.

«Интерес к приложениям машинного обучения в биоинформатике с каждым годом растет»

28–30 августа, накануне нового учебного года, факультет компьютерных наук ВШЭ провел четвертую летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике. В этом году на событие зарегистрировались 670 человек, более 300 посетили ее очно.