• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа исследователей некоммерческого сектора

1 июля в ВШЭ состоялось открытие Летней школы «Теоретические и эмпирические исследования третьего сектора в России и за рубежом», организованной Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ.

Открывая школу, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ Ирина Мерсиянова рассказала, что центр проводит мониторинг состояния гражданского общества России, являясь, по сути, единственным источником эмпирического материала по данной проблематике в масштабах всей страны. В центре изучается как вовлеченность россиян в практики гражданского общества, так сектор некоммерческих организаций (НКО).

Потенциал центра используется и в образовательном процессе: в прошлом году в Высшей школе экономики открылась кафедра экономики и управления в негосударственных некоммерческих организациях. Несмотря на востребованность компетенций для работы с НКО, кафедра пока остается единственной по своему профилю в России.

После представления структурных подразделений ВШЭ, связанных с изучением гражданского общества, И. Мерсиянова рассказала о программе Летней школы и о том, как будет строиться ее работа. Помимо традиционных лекционных и семинарских занятий, участники школы представят свои индивидуальные проекты, соответствующие заявкам, а также будут в течение недели работать в группах над исследовательскими проектами. Курировать эту работу со стороны организаторов будут преподаватели школы, в числе которых — ведущий научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, профессор кафедры организационной психологии ВШЭ Алла Купрейченко и научный сотрудник центра, доцент кафедры экономики и управления в негосударственных некоммерческих организациях ВШЭ Гульнара Миннигалеева. Как подчеркнула И. Мерсиянова, оцениваться будет не только научная состоятельность, но и выраженная практическая направленность. Авторы лучшей разработки будут отмечены дипломами первой, второй и третьей степени.

Некоммерческий сектор характеризуется такими чертами, как наличие институтов, независимых от государства, наличием некоммерческих организаций, самоуправлением и добровольностью. На основе этих характеристик, а также сопоставляя уровень государственных расходов на социальную сферу, Кристиан Фрелих предложил классификацию типов общественного устройства с точки зрения развития некоммерческого сектора.

Затем директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора представила и других преподавателей и экспертов, которые проведут занятия и примут участие в дискуссиях по тематике школы. Один из основных специалистов-исследователей третьего сектора в мире — Дэвид Хортон Смит, заслуженный профессор социологии Бостонского колледжа (США), почетный приглашенный профессор альтруизма Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ — также приветствовал участников Летней школы. Он вручил И. Мерсияновой недавно изданный словарь терминов и концептов по тематике некоммерческого сектора.

Далее прошло представление участников Летней школы. В этом году они приехали из разных городов России (в частности, из Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Казани, Нижнего Новгорода, Саратова, Владивостока, Перми, Ярославля, Пскова и других), а также из Казахстана и Польши. Из семидесяти с лишним присланных заявок было одобрено более тридцати, причем участниками Летней школы стали и только начинающие исследователи гражданского общества (студенты университетов), и более опытные — кандидаты и доктора наук. В число участников попали представители и руководители НКО, приехавшие для того, чтобы получить недостающие теоретические знания. Одна из участниц — Эльвира Хабибрахманова из Уфы — приехала на Летнюю школу Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ уже во второй раз. Первая подобная школа — «Исследования гражданского общества в междисциплинарной перспективе» — работала в 2012 году с 21 по 27 июня.

В школе примут участие и стажеры-исследователи Научно-учебной лаборатории междисциплинарных исследований некоммерческого сектора ВШЭ, задача которой привлечь студентов к научной работе в данной сфере.

Основная часть работы школы будет проходить в подмосковном отеле «Holiday Inn Moscow Vinogradovo», куда и отправились участники и организаторы. Уже вечером первого дня работы Летней школы социолог, научный сотрудник факультета социальных наук Университета Седертерн (Швеция) и аспирант Института изучения культуры Университета Лейпцига (Германия) Кристиан Фрелих провел семинар «Понимание гражданского общества в разных культурных контекстах и его значение для исследовательской работы».

Он напомнил, что одним из первых стало определение гражданского общества, данное Адамом Фергюсоном в 1767 году. Этот исследователь понимал гражданское общество как находящуюся между государством и рынком сферу защиты моральных ценностей от интересов государственной политики и коммерческих интересов рынка.

В самом конце XX века, в 1996 году Хуан Линц (Juan Linz) и Альфред Штепан (Alfred Stepan) рассматривают гражданское общество несколько иначе. Гражданское общество в их интерпретации уже артикулирует ценности и продвигает свои интересы. Таким образом, современное понимание данного феномена сводится к тому, что гражданское общество становится активным актором социальных процессов, оно самостоятельно, в том числе с точки зрения выполнения функции по отстаиванию своих интересов.

Кристиан Фрелих
Кристиан Фрелих
По сути, считает К. Фрелих, в современных исследованиях сформировались четыре основных подхода к изучению гражданского общества, которое рассматривается как 1) некоммерческий сектор, 2) третий сектор, 3) сектор волонтерства и общественность, 4) социальная экономика.

«Как же сравнивать гражданское общество разных стран?», — задается вопросом К. Фрелих. В целом, по его словам, некоммерческий сектор характеризуется такими чертами, как наличие институтов, независимых от государства, наличием некоммерческих организаций, самоуправлением и добровольностью. На основе этих характеристик, а также сопоставляя уровень государственных расходов на социальную сферу, Кристиан Фрелих предложил классификацию типов общественного устройства с точки зрения развития некоммерческого сектора.

Так, можно выделить общества прогосударственного, либерального, социально-демократического и корпоративного типов. Первые два типа объединяет то, что государство не тратит на социальную сферу больших ресурсов. Уровень развития некоммерческого сектора в обществах прогосударственного типа низкий (государство практически полностью контролирует неправительственные организации), а в обществах либерального типа — высокий. Это связано с высокой степенью гражданской активности и самоорганизации. Примерами обществ такого типа могут быть США, Великобритания и некоторые другие страны.

Два других типа — социально-демократический и корпоративный — подразумевают высокие расходы государства на социальную сферу. Но если (как, например, в Швеции) социальная сфера поддерживается в основном государством, то во Франции и Германии при высоких госрасходах, компании тратят на некоммерческие нужны довольно много. При этом корпорации в социальной сфере оказывают значительное влияние на государство, а уровень развития некоммерческого сектора в обществах корпоративного типа гораздо выше, чем в обществах социально-демократических.

Завершился первый день работы школы формированием рабочих групп для разработки исследовательских проектов. В форме деловой игры под руководством А. Купрейченко были сформированы пять групп.


Андрей Щербаков, специально для новостной службы портала ВШЭ

Фото Юлии Скоковой

Вам также может быть интересно:

В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”

В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.

Анализ данных и персонализированная медицина: как прошла школа по кардиогенетике

Недавно в Центре непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ состоялась летняя школа «Кардиогенетика: отсеквенирования к разработке кардиопанели». Программа была организована совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН,Институтом спектроскопии Российской академии наук и компанией «Синтол».

Старшеклассники в академической культуре: как прошла VIII Летняя историко-филологическая школа ФГН ВШЭ

В конце августа в учебном центре «Вороново» состоялась VIII Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ), организованная факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися в рамках проекта «Расти с Вышкой» и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

«Летняя школа по аналитике и Data Science — возможность получить информацию из первых уст»

В конце августа в Центре культур Вышки прошла летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. В ней приняли участие более 300 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС, X5 Group, Альфа-Банка, «Мегафона», «Дзена», VK, а также сотрудники ФКН.

«Интерес к приложениям машинного обучения в биоинформатике с каждым годом растет»

28–30 августа, накануне нового учебного года, факультет компьютерных наук ВШЭ провел четвертую летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике. В этом году на событие зарегистрировались 670 человек, более 300 посетили ее очно.

Итоги Международной летней школы — 2023 подвели в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

В августе в питерской Вышке завершилась Международная летняя школа. Участники прослушали курсы по политологии, русскому языку и финансам от преподавателей ВШЭ, а также познакомились с Северной столицей и исследовали ее достопримечательности в ходе культурной программы. Обучение прошли студенты из девяти стран, таких как Венесуэла, Китай, Вьетнам, Южная Корея, Япония, Италия, Германия, Узбекистан и Россия.

ФКН в четвертый раз проведет летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике

На факультете компьютерных наук Вышки с 28 по 30 августа пройдет летняя школа по машинному обучению в биоинформатике. В течение трех дней участников ждут лекции и семинары от ведущих специалистов в данной области из ВШЭ, Сколтеха, AIRI, МГУ, МФТИ, Genotek, Sber Artificial Intelligence Laboratory.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по программной инженерии

В начале июля на факультете компьютерных наук Вышки проходила летняя школа по программной инженерии. Она стала правопреемницей школы по разработке мобильных приложений, которая проводилась на ФКН с 2015 по 2022 год. Партнерами мероприятия выступили «1С», Сбер, сообщество авторов игр «Индикатор» и IT-школа Samsung Innovation Campus.

«Летняя школа заставила меня осознать, насколько на самом деле важна аналитика данных в наши дни»

В начале июля Международная лаборатория прикладного сетевого анализа (ANR-Lab) ВШЭ провела летнюю школу «Методы и инструменты анализа социальных сетей». Мероприятие, собравшее экспертов из разных стран, состоялось в онлайн-формате. Это уже 14-я летняя школа, организованная лабораторией за 10 лет работы.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по предпринимательству

В начале июля факультет компьютерных наук Вышки провел II Летнюю школу по предпринимательству. Она была организована Центром практик, проектной работы и предпринимательства ФКН совместно с банком «Тинькофф», а также «Яндексом», Sber Student и банком «Открытие». В школе приняли участие более 40 студентов ФКН и других факультетов Вышки.