• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Не автомобилем единым: что поможет справиться с постпандемическими пробками

Не автомобилем единым: что поможет справиться с постпандемическими пробками

© iStock

Города и страны постепенно снимают вызванные распространением коронавируса ограничения. И хотя многие уверены в сохранении и расширении укрепившегося тренда последних лет — режима удаленной работы, — в результате городам грозят еще большие пробки, чем раньше. К такому выводу пришли в Институте экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ. Почему вылечить пробки в России возможно только с помощью развития общественного транспорта, разбирался портал «Будущее России. Национальные проекты».

Пробки возвращаются

Картина опустевших улиц больших городов, где еще недавно скапливались огромные пробки и сталкивались людские волны, многих шокировала. Но со снятием ограничений привычный облик городов возвращается очень быстро. Так, в Москве 9 июня прекратили действие режимы самоизоляции и пропусков, а уже 10 июня пробки достигли 9 баллов из 10 возможных. Пробок будет только больше, а приведет к этому распробованная многими удаленная работа, уверены транспортные эксперты.

Как рассказал порталу директор Института транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин, для транспортной сети городов в удаленной работе жителей есть как плюсы, так и минусы. «С одной стороны, сглаживается так называемая маятниковая миграция людей, которые ежедневно добираются на работу в центр, — говорит он. — Плюс люди с удаленной работой постепенно перебираются жить поближе к пригороду, подальше от высокоплотной застройки».

Казалось бы, дороги в таком случае должны становиться только свободнее. «Но чем больше у горожан свободы в выборе способа и времени передвижения, тем чаще они предпочитают автомобиль», — подчеркивает Блинкин.

Этому выбору будут способствовать и дальнейшие меры, принимаемые государствами по сдерживанию распространения коронавируса. Даже там, где снятие ограничений уже происходит, требования социальной дистанции сохраняются, а это означает и меньшее количество пассажиров в общественном транспорте.

«В ожидании возможных будущих эпидемиологических угроз власти многих стран станут более лояльными к автомобилистам, — отмечает Блинкин. — Люди пересядут на автомобили, и в международном сообществе экспертов по транспорту именно это сейчас доминирующая идея».

Не для российского климата?

Между тем в России возможности для дальнейшего развития удаленной работы существенно ограничены, и не только доступностью и скоростью интернета. 

Для полноценного перемещения рабочих мест на дом необходимо, чтобы в среднем комнат на одного человека было больше одной. В странах G7 этот показатель на уровне 2, в странах Европы на уровне 1,5. В России в среднем ниже 1

Значит, нужно переезжать. Но необходимое условие для переселения людей из многоэтажек в пригороды — плотность дорожной сети за городом около 10 км на 1 кв. км площади. При этом даже в Московской области сегодня на 1 кв. км приходится только 1 км дорог, и даже в наиболее быстро строящихся Троицком и Новомосковском административных округах Москвы этот показатель достигнет 6 км лишь в 2035 году.

И третий — пожалуй, самый важный — ограничитель. Как отмечает Блинкин, чтобы автомобили в буквальном смысле ехали, на каждый из них должно приходиться порядка 200 кв. м асфальта общего пользования. В Москве этот показатель на уровне 20 кв. м, в других городах еще ниже. Спасает пока только то, что процент используемого одновременно автопарка невелик.

Читать материал полностью

Вам также может быть интересно:

«Выбор россиян — точно не четырехдневная рабочая неделя»

Пандемия коронавируса стала точкой невозврата, после которой цифровые технологии прочно укоренятся в нашей жизни. Цифра, удаленка и виртуальный мир останутся даже с теми, кто раньше не имел с ними никакого дела, а также перекроят рынок труда. Проблема в том, что люди перестают задумываться, делая выбор. Об этом говорил научный руководитель Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, выступая на форуме «Территория смыслов».

Отечественный автопром попал в пробку

Эксперты Вышки и автоотрасли обсудили влияние пандемии на производство и торговлю автомобилями. Они пришли к выводу, что российский автопром пережил прошлый год лучше, чем многие другие страны, но проблемы отрасли остаются нерешенными, а перспективы во многом зависят от качества госполитики.

Тотальный переход в онлайн стал для университетов временем испытаний и инноваций

Новый выпуск журнала HERB посвящен осмыслению опыта, приобретенного университетами в период пандемии. Авторы статей рассказали о рисках, с которыми столкнулись студенты и преподаватели, о внедрении новых форматов обучения, о реализованных в дистанционном формате проектах, а также поделились первой рефлексией на тему развития университетской среды в постпандемический период.

Пандемия сократила объемы трансграничной онлайн-торговли в России

Российский рынок трансграничной интернет-торговли серьезно пострадал от коронакризиса. На восстановление до уровня 2018-2019 гг. ему понадобится 7-8 лет. Кроме пандемии, негативную роль сыграли девальвация рубля и решение правительства снизить лимит беспошлинного ввоза товаров личного пользования. В то же время, внутренний онлайн-ритейл вырос более чем на 50% и составил 2,6 трлн рублей. К такому выводу пришли эксперты Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ.

Вирус перемен: как коронакризис поменял городскую среду

Пандемия привела к изменению облика мегаполисов и серьезно повлияла на жизненные установки горожан. О том, какие тенденции формируются из-за коронавирусного кризиса, говорили участники круглого стола «Город наизнанку: кастомизация города и новая средовая этика», который прошел в рамках XXII Апрельской международной научной конференции, организованной НИУ ВШЭ и Сбером.

Ярослав Кузьминов: «Мы от безусловного дохода перейдем к идее безусловного участия»

Ректор Вышки в интервью РБК отметил, что Россия лучше многих справилась с коронавирусным кризисом. Но для страны вызовом является падение реальных доходов населения, в том числе переход в категорию бедных части представителей среднего класса. Если не решить эту проблему, то темпы экономического роста останутся невысокими.

Российский IT-сектор: новые вызовы и возможности после пандемии

Алармистские прогнозы не сбылись, отечественная IT-индустрия понесла не столь большие потери из-за коронакризиса, как ожидалось. Но пандемия привела к резкому росту потребности в цифровых продуктах и заострила старые проблемы. Что нужно предпринять для ускорения развития отрасли? На этот вопрос постарались ответить участники семинара, проведенного НИУ ВШЭ.

Гадкие утята «черных лебедей»: как взять уроки из 2020 года

Пандемия коронавируса будет, наверное, упоминаться всякий раз, когда понадобится пояснить смысл выражения «черный лебедь». Впрочем, едва ли не каждому уже знаком этот предложенный Нассибом Талебом ярлык неожиданных событий, которые необратимо меняют привычной ход вещей. Итоги 2020 года в колонке для «Российской газеты» подводит вице-президент НИУ ВШЭ Лев Якобсон.

Участники юбилейной Форсайт-конференции НИУ ВШЭ обсудят сценарии будущего после COVID-19

9—13 ноября Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проводит Международную научную конференцию «Форсайт и научно-техническая и инновационная политика». Признанная ОЭСР одним из наиболее значимых мировых форумов исследователей будущего, конференция в десятый раз соберет российских и зарубежных экспертов, представляющих ведущие think tanks, научные центры и университеты, национальные министерства и ведомства, институты развития и высокотехнологичные компании из более 20 стран.

Образование – онлайн: «новая нормальность» и ловушки дистанта

Представители вузов и колледжей обсудили влияние эпидемии коронавируса на систему образования в первый день работы XI Международной российской конференции исследователей высшего образования, которая прошла в онлайн-формате.