• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Цифровая трансформация госсектора: как покончить с бюрократической рутиной

Цифровая трансформация госсектора: как покончить с бюрократической рутиной

© iStock

Правительство утвердило параметры оптимизации штатов федеральных органов власти. Изменения затронут 45 министерств и ведомств. Об этом говорится в постановлении кабмина, опубликованном 28 декабря. Ранее свои предложения по реформе госаппарата изложила Высшая школа экономики в докладе «Ответ на вызовы цифровизации: госуправление, основанное на данных, «штабная» модель управления и структурный маневр в численности госслужащих».

В результате оптимизации, которую проведет правительство, сократят 74 подразделения, выполняющие обеспечивающие функции. Планируется также сократить 37 заместителей руководителей федеральных органов. Освободившиеся средства при этом останутся в фондах оплаты труда.

«Система государственного управления должна стать современной и более функциональной. Без пересечений и с четко разграниченными сферами ответственности», – отметил заместитель председателя правительства – руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко (его слова приводятся в сообщении на официальном сайте кабинета министров). Будут исключены конструкции, которые увеличивают административные издержки, снижают оперативность и качество решений, а главное – размывают ответственность.

Реформу госаппарата Правительство анонсировало в ноябре 2020 года. Она нужна для того, чтобы повысить оперативность и качество принимаемых решений, сделать систему госуправления способной эффективно выполнять задачи по достижению национальных целей развития. НИУ ВШЭ в декабре опубликовал доклад, в котором проанализированы возможности и направления административной реформы. Эксперты Вышки полагают, что этот этап административной реформы должен проходить на основе цифровизации и «умной оптимизации» персонала, когда рутинные операции автоматизируются, в том числе с помощью искусственного интеллекта, и одновременно усиливаются компетенции ведомств, связанные с их основным профилем, а эффективность процесса подготовки и принятия решений повышается благодаря использованию больших данных. Аппарат правительства, центральные аппараты министерств и ведомств должны при этом стать мозговыми центрами, think tank.

«В феврале премьер дал поручение об оптимизации численности госслужащих. Этим занялся аппарат правительства, также свои оценки попросили дать Высшую школу экономики. Мы провели масштабный опрос всех 52 федеральных органов власти, которые подчиняются кабинету министров. Отвечали все структурные подразделения, всего – около 2 тысяч человек, нами было проанализировано порядка 26 тысяч функций. По сути, мы дали по каждому госоргану полную выкладку, какое направление перегружено, а какое недогружено», – рассказывает директор Центра развития государственной службы Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Николай Клищ.

В целом получилось, что много людей (до 40%) заняты обеспечивающей функцией, например, бюджетированием. А на профильные функции численности как раз не всегда хватает, говорит он. Кроме того, зачастую на работу набираются много специалистов среднего уровня, при этом все равно ощущается нехватка персонала младшего звена и зачастую переизбыток руководителей.

© iStock

Эксперты оценили, где есть резервы для сокращения и перераспределения численности госслужащих для проведения «умной оптимизации». С учетом вакансий авторы доклада считают возможным сократить 6,8 тысяч госслужащих в федеральных органах исполнительной власти.

«Нельзя сокращать бездумно, лишь бы сократить. Иначе может сложиться ситуация, когда единственные специалисты, которые тянут все на себе, попадут под сокращение, а все начальники – останутся. Может быть и не увольнение, а перераспределение функций между госслужащими. Это позволит им стать содержательнее, лучше и принимать решения», – отмечает Николай Клищ.

Цифровая трансформация, сокращение рутинных операций и переход на выработку решений на основе использования больших данных, – ключевые пункты предложений экспертов Вышки. «Главный вызов цифровой трансформации – смена управленческой парадигмы и переход к управлению, основанному на данных», – говорит старший научный сотрудник Центра анализа деятельности органов исполнительной власти Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Наталья Дмитриева.

Но новые амбициозные цели и серьезнейшие задачи по цифровой трансформации госсектора в России не могут быть реализованы с помощью инструментов и методов, применявшихся в госуправлении в конце 90-х годов прошлого века, кадрами, не обладающими ни знаниями, ни компетенциями для использования современных цифровых и управленческих технологий. Наталья Дмитриева подчеркивает, что сегодня внутри федеральных ведомств очень остро стоит задача усиления аналитической составляющей по большинству исполняемых функций госрегулирования и выработки государственной политики. Кроме того, необходим системный надведомственный механизм для проведения глубокой аналитики разрабатываемых федеральными ведомствами решений и с возможностью формировать независимое и компетентное мнение по содержательным вопросам по всему спектру повестки социально-экономического развития.

Рост располагаемых данных в распоряжении власти должен обеспечиваться развитием экспертно-аналитической, модельной и прогнозной составляющих в "штабах" государственного управления – прежде всего в Аппарате Правительства и центральных аппаратах федеральных министерств. «Во многих департаментах аппарата правительства в настоящий момент отсутствуют возможности для глубокой экспертизы решений из-за перегруженности "текучкой". В результате аппарат критически зависит от предложений ведомств. Необходимы дополнительные ресурсы и компетенции для подразделений Аппарата, особенно тех, где сосредоточено регулирование и координация нескольких отраслей», – поясняет директор по экспертно-аналитической работе НИУ ВШЭ Андрей Жулин.

При разработке предложений авторы доклада проанализировали опыт цифровой трансформации, который проводили крупные бизнес-структуры, а также практику реформ в других странах. «Реформирование государственной службы, госаппарата в существенной мере может основываться на том опыте по цифровой трансформации, который есть в российском бизнесе», – считает директор Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ Юрий Симачев.

Он отмечает, что опыт бизнеса показывает: успех трансформации принципиальным образом зависит от наличия лидера, наличия штаба, который руководит этими изменениями. К числу других вызовов относятся: необходимость внедрения новой цифровой культуры в госорганы, переход на гибкие формы управления коллективами, перестройка иерархии целей, реализации всех трансформационных проектов в пакете, поскольку отдельные меры не работают. 

«Нам нужно срочно повышать конкурентноспособность систем государственного управления, потому что как не посмотришь – очень часто проблема именно в неэффективном госуправлении. И оно неэффективно как раз от того, что сильно погрязло в рутинах и уже не может успевать за жизнью, за новыми данными, за новыми направлениями развития экономики», – резюмирует Юрий Симачев.