• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пандемия как возможность: эксперты Вышки оценили перспективы внутреннего туризма

Красная Поляна, Сочи, Краснодарский край

Красная Поляна, Сочи, Краснодарский край
© iStock

Туристическая отрасль признана одной из самых пострадавших отраслей экономики из-за введения ограничительных мер по противодействию коронавирусной инфекции. Так, по прогнозам доходы отечественных отельеров упадут по итогам 2020 года в 2,7 раза. Но пандемия дает шанс для развития рынка внутреннего туризма, потенциал которого достигает 1,5 трлн руб. Об этом говорится в исследовании Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ.

Пандемия коронавируса и локдаун обрушили доходы мировой индустрии путешествий и туризма. В 2020 году отрасль заработает около $396,37 млрд, что примерно на 42% меньше чем в 2019 году. Пиком кризиса стал второй квартал прошлого года. В частности, количество въезжающих в Россию иностранных туристов и выезжающих за ее пределы туристов-россиян снизилось в среднем в 98 и 96 раз по отношению к аналогичным периодам 2017-2019 гг. По оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), около 108 млн чел. по всему миру и 1,1 млн чел. в России, занятых в сфере туризма, потеряли работу.

Расчеты НИУ ВШЭ, основанные на данных Росстата, показывают, что по итогам 2020 года доход гостиниц уменьшится в 2,7 раза. По данным Сбербанка (Сбериндекс), уже в период с середины марта по середину июля потребительские расходы на услуги турагентств, гостиниц сократились на 65-81% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г.

Но не все было плохо. Внутренний туризм оказался достаточно востребованным: авторы исследования, опираясь на данные проведенного с 21 ноября по 11 декабря методом поточной выборки опроса, отмечают, что в 2020 году 21,7 млн человек путешествовали по России. Средневзвешенные расходы на эти поездки в расчете на одного человека составили 36,4 тыс. руб. Большая часть останавливалась в гостиницах, отелях и хостелах, значительно меньше – в санаториях и пансионатах.

Во время пандемии самыми популярными у россиян были курорты Краснодарского края и Крым – 26% и 17% соответственно, Санкт-Петербург, Минеральные воды и Калининградская область – примерно по 5-7% туристов. Другие места посещали менее чем по 4%.

70% россиян предпочитали организовывать свой отдых самостоятельно, 33% путешествовали на личном автомобиле, 84% остались удовлетворены своим отдыхом

Правительство в минувшем году пыталось стимулировать внутренний туризм с помощью программы по возврату части потраченных на поездку средств. Для этого надо было провести оплату через платежную систему «Мир». Но как показал опрос, 95% туристов не участвовали в этой акции: кто-то не пользуется картой «Мир», кто-то вообще ничего не слышал о туристическом кешбэке.

Оценивая перспективы внутреннего туризма в 2021 году, эксперты Вышки полагают, что число граждан, путешествующих по России, может вырасти до 27,5 млн человек. Суммарные траты на турпоездки вырастут в этом случае с 790,5 до примерно 1 трлн руб. А верхняя граница потенциала рынка внутреннего туризма после пандемии составляет, по расчетам авторов исследования, 1,5 трлн руб.

Эксперты полагают, что необходим платформенный подход к  цифровой трансформации отрасли: жилье, транспорт, экскурсионные, информационные и все прочие услуги нуждаются в единой организационной системе. Такая модель, в частности, предполагает участие государственных и муниципальных организаций во всех сегментах экосистемы наравне с частными организациями и лицами, а также активное вовлечение самозанятых граждан в отрасль в качестве гидов, экскурсоводов, переводчиков, предоставления мест проживания, транспортных услуг и др.

Читать исследование