• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Инклюзивное образование – это способ создания более гуманного общества»

«Инклюзивное образование – это способ создания более гуманного общества»

© iStock

Чем интеграция отличается от инклюзии? Какое отношение они имеют к социальной политике и образованию? Об этом рассказала заведующая Международной лабораторией исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ Елена Ярская-Смирнова на открытом семинаре по образованию, прошедшем недавно в Вышке.

Елена Ярская-Смирнова объяснила отличия между интеграцией и инклюзией в образовании. В первом случае ключевую роль играют права учащихся с особенностями, которые приобретут наибольшие преимущества. А в инклюзии учитываются права всех учащихся, и выгоду получают и меньшинство, и большинство, она предполагает качественное преподавание для всех школьников. Но для внедрения инклюзии приходится менять всю школу.

Елена Ярская-Смирнова
© Высшая школа экономики

Термин «интеграция» отражает соединение разрозненных фрагментов или явлений в одно целое, создающее новую картину. В социологию его ввел в XIX веке английский ученый Герберт Спенсер. Идеи интеграции развил американский социолог Толкотт Парсонс, согласно которому интеграция – это, прежде всего, целесообразное объединение и координация. Индивидуумы и отдельные группы  координируются, чтобы общество развивалось и не распадалось. Парсонс считал, что изменения в обществе происходят вследствие взаимодействия разных элементов, использования языков и кодов, правил поведения.  Он полагал, что при усложнении общества и появлении запросов групп частей  следует искать способы поиска новых лояльностей и возможностей взаимодействий между его разными элементами. Тогда в условиях сверхразнообразия в обществе можно достигать его стабильности.

Парсонс описывал не только интеграцию, но и инклюзию. Когда в обществе появляются новые подсистемы, профессии, виды услуг, получения информации, необходимо их включение в общество, без этого оно распалось бы. Интеграция – это фундаментальная функция социальной системы, а инклюзия, которая не только включает новую группу в общество, но и учитывает ее интересы, – это ее элемент, часть процесса общественного развития. При этом Парсонс был активным участником общественных движений: он был активным противником нацизма в 1930-е годы, в 1950-е протестовал против маккартизма, а в 1960-е поддерживал движение за гражданские права меньшинств.

В школе интеграция означает не просто нахождение детей в одном классе, а формирование целого из фрагментов

Школа – это система, где интегрируются новые знания, методы обучения и сами ученики. По мере появления новых методов и людей под их воздействием меняется и сама система. Инклюзия, включение различных меньшинств в общество без их дискриминации, – элемент развития общества как социальной системы. Парсонс обращал много внимания на отмену дискриминации, которая должна быть достигнута при помощи коллективных действий, которые стимулируют соответствующие решения правительства.

В 1960-е годы идеи Парсонса были реализованы в США, где под давлением общества активизировались процессы десегрегации: в этот период чернокожие американцы получили полные гражданские, социальные и юридические права.

Иногда такие изменения могут столкнуться с фундаменталистской реакцией большинства, которое будет им сопротивляться. Реформы достигнут успеха, если исключенные группы и часть большинства будут уверены в том, что включение «изгоев» необходимо и полезно всему обществу.

Вслед за политической интеграцией последовала и образовательная. Школы, бывшие пионерами инклюзии, в США стремились включить детей с физическими и ментальными особенностями в общее образование, участвуя в пилотных, а затем национальных проектах. Одной из первых мер в этой сфере стал «закон о скошенных бордюрах», создававший безбарьерную среда на дорогах для инвалидов. 

© iStock

Система обучения детей с ментальными отклонениями в интернатах была признана в США в 1968 году морально ущербной. Джейн Мерсер в исследовании отметила, что умственная отсталость, из-за которой детей помещают в интернаты, – во многом результат социального конструирования. Преимущественно в них попадали городские дети, а в сельской местности дети с особенностями интегрированы в повседневную жизнь и не считаются умственно отсталыми.

Вслед за этим появилось движение «нормализации», целью которого было включение (инклюзия) тех, кого ранее считали ненормальными, в обычную жизнь. Детей из бедных семей, отстававших в учебе стали реже отправлять в коррекционные классы. В Скандинавии было организовано движение институционализации, участники которого обучали учителей взаимодействию с детьми с особенностями развития.

Если обобщать, то нормализация и инклюзия – это признание за  людьми с особенностями права жить обычной жизнью

В реальности красивые схемы перемешаны, в повседневной жизни инклюзия и эксклюзия сочетаются, и это сочетание следует изучать. Профессор Мел Эйнскоу отмечал, что образование может приводить к противоположному эффекту:  закреплять низкий уровень и самооценку ученика. Для повышения эффективности инклюзивного образования Эйнскоу разработал методику оценки инклюзии.

В 1994 году ЮНЕСКО приняла Саламанкскую декларацию о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, и это означало серьезную реформу, благодаря которой появился слоган «Образование для всех». С этого момента, пояснила Елена Ярская-Смирнова, инклюзия не ограничивалась детьми с инвалидностью, она включала в обучение детей с культурными, лингвистическими и иными особенностями.

В Европе развитие инклюзии стимулировала работа Мишеля Фуко, который сравнил дискриминацию по ментальным, расовым и иным признакам с исключением прокаженных и ведьм в средние века. Социолог Реми Ленуар, автор работы о социальном исключении мигрантов и неполных семей, был назначен при президенте Валери Жискар д’Эстеном министром социального действия. Государства решили, что исключенным слоям следует помогать, чтобы не допустить распада общества. Позднее была принята европейская платформа солидарности и инклюзии.

В 2010-е годы выяснилось, что инклюзивное образование не всегда эффективно. Немецкий социолог Никлас Луман показал, что часть инклюзированных учеников слабо успевали из-за недостаточной уверенности в себе, возникавшей вследствие недостаточного социального взаимодействия с одноклассниками и учителями. Это показало важность межличностной и межгрупповой коммуникации в процессе инклюзии. Кроме того, в реальности человек может себя чувствовать вовлеченным в одной сфере и исключенным в другой, исключение способно также проявляться в комбинации разных неравенств.

В России, по мнению Елены Ярской-Смирновой, в школах, министерстве и гражданском обществе сегодня есть убеждение, что инклюзивное образование – важная миссия, касающаяся всех сфер нашей жизни. Одновременно расширяется понимание, что инклюзия касается не только инвалидов, но и мигрантов, пожилых людей и других групп, подвергающихся дискриминации.

Важно также развеять представления, что обычные дети могли бы развиваться быстрее, если бы они учились в однородном классе без одноклассников с особенностями

Эти проблемы, полагает эксперт Вышки, возникают вследствие отсутствия или слабости структур поддержки: нужны тьюторы, ассистенты учителя и одновременно индивидуализация подхода к детям.

Главный научный сотрудник Института образования ВШЭ Ирина Абанкина уточнила, есть ли последовательная государственная политика развития инклюзивного образования. По мнению докладчика, эта политика существует и постоянно развивается. В частности, Россия ратифицировала принятую в 2012 году конвенцию ООН о правах инвалидов и приняла законы, закрепляющие право ребенка с особенностями развития обучаться по месту жительства, а не в интернате, принят стандарт образования для них. Разработаны соответствующие методики, есть соответствующая литература на русском языке и школы, ставшие центрами инклюзивного образования.

При оценке работы школ с инклюзивным образованием оценивается не только число детей с особенностями, но и удовлетворенность детей и родителей качеством обучения. Его правильная организация – сложный вызов для учителей и директоров школ. Для повышения его  качества необходимо содержательное обсуждение возникающих проблем. «Инклюзивное образование – это способ создания более гуманного общества», – подытожила Елена Ярская-Смирнова.

Внимание, конкурс! 

Открыт конкурс трехлетних проектов на создание международных лабораторий НИУ ВШЭ (Москва). Конкурс проходит с  19 апреля 2021 года по 30 июля 2021 года. Узнать о том, кто может принять в нем участие, о приоритетных направлениях исследований, требованиях к проектам и подать заявку можно здесь.

Вам также может быть интересно:

«Мы хотели дать возможность межкампусным коллективам развивать научные исследования»

Подведены итоги Конкурса проектов на выполнение фундаментальных научных исследований распределенными межкампусными научными подразделениями НИУ ВШЭ, который проводился в университете впервые. Поддержано 10 научно-исследовательских групп по пяти научным тематикам. Четыре проекта-победителя будут выполняться новыми научными подразделениями, созданными в результате конкурса.

«Удалось собрать на одной площадке специалистов по ИИ, чистой математике и нейробиологии»

В начале сентября на факультете компьютерных наук Вышки прошла международная конференция Computer Methods of Cognitome Analysis. Событие, посвященное методам анализа когнитома, было организовано Международной лабораторией алгебраической топологии и ее приложений ФКН ВШЭ.

Ученые рассказали, как РНК влияют на развитие онкологии

Международная группа ученых и медиков с участием исследователей из НИУ ВШЭ изучила влияние микроРНК и длинных некодирующих РНК на развитие рака яичников у женщин. Ученые рассмотрели более сотни образцов опухолей и выяснили, что определенные микроРНК препятствуют мутации клеток, а длинные некодирующие РНК, связывающие их, наоборот, ее стимулируют. Полученные результаты могут помочь в разработке нового типа фармацевтических препаратов, регулирующих концентрации микроРНК у пациентов. Исследование опубликовано в International Journal of Molecular Sciences.

Ученые ВШЭ адаптировали на русский язык Шкалу эмоционального заражения

Ученые из Института когнитивных нейронаук ВШЭ перевели опросник эмоционального заражения на русский язык и проверили его действие на русскоязычных испытуемых. Это первое исследование того, как люди бессознательно подражают чужим эмоциям, проведенное на российской выборке. Результат опроса более 500 респондентов показал, что женщины больше склонны к заражению чужими чувствами, чем мужчины. Исследование опубликовано в журнале Frontiers in Psychology.

В пандемию преподаватели вузов стали еще больше работать

Рабочая неделя ученых стала еще длиннее в период пандемии. Этот эффект коснулся исследователей из разных стран вне зависимости от их пола и специализации, выяснила международная команда с участием ученых из НИУ ВШЭ. Продолжительность рабочего времени в пандемию составила около 51 часа в неделю против обычных 40. Увеличение количества рабочих часов в неделю, по-видимому, часть новой нормы академической среды. Результаты исследования опубликованы в журнале Plos One.

Ученые разработали новый метод анализа генетического перемешивания популяций

Исследователи Международной лаборатории статистической и вычислительной геномики НИУ ВШЭ совместно с иностранными коллегами предложили новый статистический метод анализа перемешивания популяций. Он позволяет точнее определять время и количество волн миграций. Так, в истории колумбийцев и мексиканцев (потомков коренных американцев, испанцев и африканцев) по два эпизода перемешивания, которые произошли около 350 и 200 лет назад для мексиканцев и 400 и 100 лет назад для колумбийцев. Результаты опубликованы в журнале Plos Genetics.

Российские ученые рассчитали, как лучше всего распределять награды в командных турнирах

Исследователи из Международной лаборатории экономики нематериальных активов ВШЭ вывели функцию расчета вознаграждений для победителей и призеров командных соревнований. В работе использовалась статистика турниров по киберспорту. Полученный принцип позволит выстроить оптимальную структуру призов в групповых турнирах в любой сфере, в том числе в бизнесе или битве патентов. Результаты исследования опубликованы в Journal of Economic Behavior & Organization.

Ученые предложили новый способ борьбы с раком

Коллаборация исследователей при участии специалистов Международной лаборатории биоинформатики факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ представила новый способ борьбы с трудноизлечимой меланомой. Ученые обнаружили, что одна из форм молекулы ДНК, попадая в раковые клетки, способна вызвать иммунный ответ, аналогичный реакции организма на вирус. В результате погибают клетки, поддерживающие рост опухоли, а пациент снова начинает реагировать на противораковую терапию. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Ученые из Москвы и Владивостока вместе изучают институты и предпочтения в экономическом поведении

До 20 мая продолжается прием заявок от подразделений НИУ ВШЭ на открытый конкурс проектов «Зеркальные лаборатории» 2022 года. Одна из зеркальных лабораторий, успешно работающих сегодня, была создана по итогам аналогичного конкурса в 2020 году учеными-экономистами из НИУ ВШЭ и Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) для изучения институтов и предпочтений в экономическом поведении. Как организовано сотрудничество коллег из Москвы и Владивостока, рассказывает заведующий Международной лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики НИУ ВШЭ Алексей Белянин.

Пандемия спровоцировала рост стрессовых расстройств среди врачей

Психологи из НИУ ВШЭ совместно с коллегами из Екатеринбурга провели исследование о влиянии пандемии на психологическое здоровье российских врачей: оказалось, что медицинские работники чаще стали страдать от стресса, тревоги и депрессии. Результаты работы опубликованы в журнале International Journal of Environmental Research and Public Health.