• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Промедление с реформами может иметь критические последствия»

Видеозапись

Интервью участника XII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества — первого проректора НИУ ВШЭ Леонида Гохберга.

— Особенность этой конференции заключается в том, что ряд секций по названиям практически совпадает с направлениями Стратегии-2020. Вы являетесь руководителем экспертной группы, связанной с развитием инновационной политики. Расскажите, пожалуйста, об итогах работы вашей экспертной группы и о том, почему направленность нынешней конференции именно такова?

— Пока еще рано подводить итоги, мы только в начале пути. Мы сейчас обсуждаем некоторые принципиальные моменты, у нас есть некий аутлайн, о котором мы договорились с участниками экспертной группы, это целый ряд ключевых проблем, которые мы планируем рассмотреть. Мы полагаем, что сегодня нет альтернативы переходу к инновационной экономике и к новой модели экономического роста, основанного на инновациях. Это может звучать не ново, но это факт, и мы намерены предложить руководству страны обоснования того, что далее медлить с этим уже нельзя.

Мы сформулировали несколько ключевых целей инновационной политики, которые, на наш взгляд, тоже звучат неоригинально, но мы здесь говорим не об оригинальности. А о неких экономических реалиях, которые действительно должны быть положены в основу новых подходов к инновационной политике. Тем более, что сейчас все глобальные конкуренты России (это реакция на кризис) во главу угла ставят обсуждение вопросов посткризисной инновационной политики. Это во многом меняет сейчас ландшафт глобальной конкурентоспособности. А с другой стороны, назревают и усиливаются серьезные внешние и внутренние вызовы, которые тоже выдвигают проблемы новых моделей инновационной политики в число императивов, очень часто инвариантных.

По нашему мнению, период, о котором идет речь, ближайшие 7-8 лет, — это действительно критический период для перестройки российской экономики и социальной сферы. И здесь промедление с реформами и продолжение развития многих институтов в их неэффективной форме, на наш взгляд, может иметь критические последствия. Есть несколько ключевых развилок, которые мы рассматриваем. Первая развилка — это рынки. На какие рынки будет нацелена экономическая и, в частности инновационная, политика России? На старые рынки, закрывающиеся во многом рынки хай-тека, где нет радикальных прорывов? Либо на возникающие рынки, рынки новой технологической волны, связанные с биотехнологиями, со сферой услуг, с индивидуализированным производством?

Скажем, сейчас назревает радикальный взрыв в фармацевтике — производство индивидуализированных лекарств. Это будет радикальная перестройка всей фармацевтической индустрии, и Россия к этому абсолютно не готова. Если говорить о каких-то примерах, сейчас обсуждается стратегия развития фармацевтической промышленности в России, туда ассигнуются значительные средства. Начинается новая федеральная программа, но эта программа, по сути, ставит задачи вчерашнего дня — производство новых лекарств на базе российских разработок. И люди совершенно не задумываются о том, что к тому моменту, когда эта программа будет завершена, уже вовсю разовьется новая технологическая волна, которая эти лекарства вытеснит на периферию рынка.

Вторая проблема — это продолжение тактики ручного управления, в применении к сфере инноваций она реализуется в виде поддержки конкретных проектов, предприятий, тех или иных секторов экономики. Здесь много разных рисков. Альтернативой является запуск массовых инновационных процессов во всех секторах, что является базой для перехода к новой модели экономического роста.

Следующая проблема с этим напрямую связана, это вопросы институтов, поскольку формирование массового потока инноваций требует новых институтов, иного подхода к их дизайну. Речь не может идти о точечном выстраивании отдельных институтов вне системы, вне устойчивой перспективы.

И еще одна серьезная тема — проблемы образования. Либо мы продолжаем двигаться по пути условно всеобщего высшего образования с утратой в значительной степени профессиональных ориентиров в этой системе. Либо, если мы планируем выходить на новые будущие технологические рынки, нам нужны новые компетенции, нужны профессиональные разработчики технологий, а не только люди, способные эксплуатировать технологии вчерашнего дня. Если мы говорим о массовых инновациях, тогда нам нужны инновационные предприниматели и массовая когорта инновационных менеджеров, которые должны распространиться по всей экономике.

И последняя тема развилок — проблемы сектора науки. Продолжится ли уже сложившаяся линия на консервацию существующих институтов? Надо заметить, что в сфере науки в течение почти 15 лет наблюдается интенсивный рост затрат государства, они примерно в 4 раза выросли. По затратам на науку Россия сегодня опережает Канаду, Италию, страны большой восьмерки. И при этом с каждым годом мы утрачиваем наши позиции по всем показателям результативности в научно-технологической сфере. Альтернатива такая. Либо мы продолжаем ту же линию с сохранением сложившихся институтов и проведением неких точечных реформ (вроде усиления научного потенциала вузов, принуждения к инновациям крупных государственных копаний), но оставляем весь основной ландшафт тем же самым. Либо это радикальная реформа сектора науки с переносом фокуса от финансирования ведомств и организаций на финансирование исследований, повышение уровня конкурсности, развитие системы научных фондов, поддержку академической мобильности и так далее. Вот ключевые вопросы дискуссии нашей экспертной группы.

— Какие меры необходимо и возможно принять уже сейчас?

 — Я считаю, что если говорить о сфере науки, то первый вопрос — объективная оценка деятельности научных организаций, принятие решения об их дальнейшей судьбе. Это изменение структуры бюджета науки в пользу конкурсного финансирования. Это изменение системы приоритетов в финансировании технологических и инновационных проектов. Повышение роли институтов развития и их эффективности в финансировании рисковых инновационных проектов. Это изменение системы планирования контрольных цифр в вузах, которые никак не связанны сегодня с компетенциями, со спросом на компетенции. И наконец, формирование системы необходимых комплексных институтов, обеспечивающих стимулирование инноваций. Во многих секторах надо уходить от прямого инвестирования государством к эффективным косвенным мерам стимулирования инновационной активности, как это происходит во многих развитых странах.

Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО

Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.

Вышка расширяет академическое сотрудничество с индийскими вузами

Высшая школа экономики будет развивать академическое сотрудничество с индийскими вузами. Об этом делегация Вышки во главе с директором НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Анной Тышецкой договорилась с целым рядом ведущих вузов Индии: Делийским университетом, а также с Индийским институтом технологий в Дели (IIT Delhi) и Национальным открытым университетом Индиры Ганди (IGNOU).

НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге

Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.

Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»

Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

НИУ ВШЭ и Московский планетарий подписали соглашение о сотрудничестве

Стороны будут заниматься популяризацией науки, просветительской и исследовательской деятельностью, в том числе в сфере астрономии, космонавтики и наук о Земле. Кроме того, предполагаются совместные программы практик и стажировок для студентов.

Российские исследователи назвали технологические мегатренды будущего

Наука и технологии — основные драйверы современного мирового развития. Специалисты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ Александр Соколов, Сергей Шашнов и Артем Шашков проанализировали наиболее актуальные форсайт-проекты крупных стран и аналитических центров, посвященные различным аспектам научно-технологического развития в средне- и долгосрочной перспективе. Исследование было выполнено в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» программы «Приоритет-2030».

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

Центры трансфера технологий при вузах будут интегрироваться с бизнесом и институтами развития

Высшая школа экономики развивает Центр трансфера технологий — в 2023 году эта программа университета была поддержана Минобрнауки. В конце августа представители Вышки приняли участие в Форуме трансфера технологий, который состоялся в Екатеринбурге в рамках X Международного форума технологического развития «ТЕХНОПРОМ-2023». На нем представители вузов, реализующих программу ЦТТ, обсудили перспективы интеграции с бизнес-заказчиками и институтами развития.

ВШЭ улучшила результаты в мировом рейтинге «Три миссии университета»

Высшая школа экономики поднялась на 17 позиций в списке лучших университетов мира и уверенно входит в топ-5 лучших российских университетов московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета» (MosIUR).

ВШЭ запустила научный кинолекторий вместе с Обществом «Знание», Ленинкой и Госфильмофондом

В столице начал работу Московский научный кинолекторий — совместный проект Высшей школы экономики, Московского отделения Российского общества «Знание», Российской государственной библиотеки и Госфильмофонда. Миссия кинолектория — познакомить зрителя с наукой через формат кинопоказов научно-популярных фильмов советского периода с сопровождающими лекциями ведущих ученых.