• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мировой кризис на Болгарии почти не отразился»

Интервью участника Международного симпозиума «20 лет: политическая и экономическая эволюция в посткоммунистической Европе» Красена Станчева, исполнительного директора Института рыночной экономики (Болгария).

Видеозапись полной версии интервью

— Расскажите, какие трансформационные процессы происходили в Болгарии за последние 20 лет? Или они начались раньше?

— Спонтанно — раньше, в частности — приватизация банков на средства налогоплательщиков. Что отличает Болгарию? Как и все страны новой Европы, она является членом ЕС, НАТО и тому подобное, считается функционирующей рыночной экономикой, что означает, что покупатель платит меньше, продавец получает больше. Что отличает Болгарию — это самый пространный и глубокий процесс реституции экспроприированной собственности, даже сейчас идут процессы по реституции собственности, наследники на которую появились из XIX века. Обычно это родственники какого-нибудь паши османской империи и тому подобное. Земля реституировалась в 1991-1996 годы, городская собственность и фабрики — до 1998 года, лес в 1997 году, активы — облигации, акции — в 2001 году.

— Как бы вы описали болгарскую экономику — более рыночная?

— Более рыночная, чем большинство рыночных экономик ЕС. Налоги ниже, вмешательство государства ниже, налоги плоские 10%, вмешательство государства меняется в зависимости от политической партии, некоторые партии больше вмешиваются, чем другие, но в Болгарии экономическая свобода на более высоком уровне, чем во многих странах ЕС.

— Процессы либерализации происходили спонтанно, или это долгий процесс?

— Не бывает процесса либерализации, который происходил бы запланировано. Было много спонтанного, много людей просто голосовали ногами, выносили средства за границу, все это было.

— Насколько сильно Болгария была затронута последним кризисом?

— Почти не затронута. Болгария в 2007-2008 годы поставила мировой рекорд по инвестициям. Иностранные прямые инвестиции составляли 38% ВВП в 2007-м, в 2008 году — 30% ВВП. Вместе с кризисом процесс притока иностранных инвестиций просто остановился. Что сказалось на росте индустриального производства, это было в 2009-м, ВВП сократился почти на 5%, был бюджетный дефицит. Но Болгария сейчас опять растет, дефицита нет. Болгария — одна из стран, которая с 1998 по 2008 годы не страдала бюджетным дефицитом, а был профицит.

—Насколько сильны сейчас связи между Болгарией и Россией?

— Я думаю, что русские компании контролируют 15%-20% ВВП, что является просто фактом, не хорошим и не плохим. Главным образом — из-за торговли энергоресурсами, из-за того, что есть российский интерес в Бургазе, это ЛУКОЙЛ, и еще в коммуникациях есть интерес. Торговля довольно ограничена, в импорте Россия будет 10%, из них почти 100% — ядерное горючее и поставки ЛУКОЙЛу. А в экспорте примерно 5%.

Вам также может быть интересно:

На конституционных полях Центральной и Восточной Европы

17-18 февраля в Высшей школе экономики прошла международная научная конференция «Конституционные и политические процессы в Центральной и Восточной Европе: 20 лет спустя», организованная ВШЭ совместно с Институтом права и публичной политики, фондом «Либеральная миссия» и Московской государственной юридической академией.

Международный симпозиум «20 лет: политическая и экономическая эволюция в посткоммунистической Европе» - 2011

25 мая завершился Международный симпозиум «20 лет: политическая и экономическая эволюция в посткоммунистической Европе». Все видеоматериалы, посвященные этому форуму, опубликованы на специальной странице портала.

«Нам кажется, что проблемы только у нас, но на самом деле — не только»

Интервью участника Международного симпозиума «20 лет: политическая и экономическая эволюция в посткоммунистической Европе» Евгения Ясина,  научного руководителя Высшей школы экономики.

«Важно, что правительства в странах Прибалтики пользуются доверием избирателей»

Интервью участника Международного симпозиума «20 лет: политическая и экономическая эволюция в посткоммунистической Европе» Пекки Сутелы, адъюнкт-профессора Школы экономики университета Аалто (Хельсинки).

«Это миф, будто реформы всегда приводят к отставке реформаторов»

Интервью участника Международного симпозиума «20 лет: политическая и экономическая эволюция в посткоммунистической Европе» Андрея Илларионова, президента Института экономического анализа.

«Олигархи предпочитают быть вне правил, и это негативно сказывается на экономике»

Интервью участника Международного симпозиума «20 лет: политическая и экономическая эволюция в посткоммунистической Европе» Вячеслава Домбровского, доцента Стокгольмской школы экономики в Риге.

«Мы находимся между постсоветским и посткоммунистическим пространством»

Интервью участника Международного симпозиума «20 лет: политическая и экономическая эволюция в посткоммунистической Европе» Алвидаса Медалинскаса, руководителя Центра международной политики в Вильнюсе.

«Европа становится империей нового типа»

Интервью участника Международного симпозиума «20 лет: политическая и экономическая эволюция в посткоммунистической Европе» Пала Тамаша, директора Центра социологических исследований Будапештского университета им. М. Корвина.

«В СНГ не был заложен эффективный механизм исполнения»

Интервью участника Международного симпозиума «20 лет: политическая и экономическая эволюция в посткоммунистической Европе» Марека Домбровского, председателя правления CASE — Центра социально-экономических исследований (Варшава), члена Ученого совета Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара (Москва).

«Москва сулит Януковичу золотые горы»

Интервью участника Международного симпозиума «20 лет: политическая и экономическая эволюция в посткоммунистической Европе» Алексея Гараня, научного директора Школы политической аналитики Национального университета «Киево-Могилянская академия».