• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дело Pussy Riot ударило по морально растерянному социуму

История Pussy Riot для большинства россиян — не вопрос политики или религии. Скандал вокруг акции в центральном храме страны высветил нравственную растерянность российского общества. Доклад Л. Борусяк на XIV научной конференции ВШЭ.

Дискотека на площадке расшатанных ориентиров

Доцент Высшей школы экономики Любовь Борусяк представила на XIV Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества свой доклад «Социальный запрос на мораль: case Pussy Riot».

Современные россияне чувствуют растерянность в вопросах морали и нравственности. Им сложно разграничить добро и зло, допустимое и недопустимое. Автор обращает внимание на отсутствие авторитетных групп, которые бы задавали ценностные ориентиры. Постмодернистские литература и искусство не помогают справиться с ценностной неопределенностью, принципиально размывая смыслы и не давая нравственных оценок. А в классической литературе больше не ищут нравственных ориентиров из-за явных социально-бытовых отличий жизни героев классических произведений и современных жителей мегаполисов.

Люди, между тем, как отмечает автор, остро нуждаются в морально-нравственных «якорях» и испытывают серьезный диссонанс, не обнаруживая их.

У общества нет языка для понимания и описания морально-нравственных дилемм, за исключения самых простых, даже примитивных объяснений допустимого-недопустимого, и это представляется весьма острой социальной проблемой.

Скандал вокруг Pussy Riot резко активизировал социальный дискурс морального-аморального среди россиян, считает автор. Как она отмечает, для основной части жителей страны, которые следили за этими событиями, акция не была и не стала политической, ее оценивали с религиозных и морально-нравственных позиций. Причем, как оказалось, эти понятия для массового сознания практически идентичны.

 

Якоря массового сознания россиян: храм, война и мать

Эту идентичность можно увидеть на анализе комментариев тех, кто подписывался в поддержку группы летом 2012 года. Всего подписи в рамках специально организованной акции поставило 50025 человек. Среди людей, оставивших свои подписи, 70% составили мужчины; половина проживает в Москве, 20% в Петербурге, среди остальных большинство составили жители Подмосковья и областных центров, почти все имеют высшее образование. Почти ¼ составили представители творческих профессий, далее следуют инженеры, преподаватели вузов и научные работники, пенсионеры.

Автор отмечает, что в отличие от сбора подписей в защиту С. Бахминой, среди подписавшихся почти не было жителей ближнего и дальнего зарубежья.

В ходе исследования, описываемого в докладе Л. Борусяк, был проведен анализ 2 тысяч случайно выбранных комментариев, оставленных вместе с подписями.

Как показал анализ, большинство подписавшихся прежде всего были возмущены излишней суровостью наказания, в то время как прямую поддержку акции высказали лишь единицы.

Многие подписанты, несмотря на свое возмущение, обратили внимание на недопустимость проведения подобных акций в храме. «Осуждаю поступок пусей, но тюрьма — это за гранью…», «Это не уголовное преступление. Хотя и отвратительное действие», «Поступок девчонок не одобряю. Но действия власти не одобряю тысячекратно…».

Схожие настроения можно уловить и в результатах опроса Левада-центра (июль 2012 года), в котором менее 8% дали полностью позитивные оценки арт-акции.

Автор делает вывод, что для массового сознания храм — это сакральное место. И это то немногое, «вокруг чего есть общественный консенсус, что не проблематизируется в качестве морального или аморального, причем как верующими, так и атеистами», пишет Л. Борусяк. Она отмечает, что настолько же значимыми категориями в массовом сознания выступают аспекты, связанные с победой в войне.

Светское сакральное и религиозное сакральное— две точки определенности, между которыми полная или почти полная неопределенность, отмечает автор, добавляя, что, пожалуй, близка к сакрализации еще фигура матери, безграничной материнской любви.

 

Церковь — отдельно, Бог — отдельно

Автор обращает внимание на то, что в комментариях практически отсутствует тема политической цели акции. И это, несмотря на то, что по данным опроса Левада-центра, 19% респондентов полагали, что это была именно антипутинская акция. «Волнующая общество проблема, которую проблематизировал демарш в храме Христа Спасителя, лишь в слабой степени ассоциируется в конкретной персоной», — отмечает автор. В большей степени население волнует вопрос превращения РПЦ в часть государственной машины.

Если со стороны госсистемы, которая не пользуется массовым доверием, жестокость воспринимается, как негативная, но норма, то от церкви ждут другого. «Церковь, как верующие, так и многие неверующие хотят видеть институтом доброты и милосердия, высокой морали и нестяжательства. Именно от нее, как одного из немногих авторитетных для общества институтов, ждут ответа на массовый запрос на моральные нормы», — пишет Л. Борусяк. Если этого не происходит, возникаетболезненная реакция разочарования, объясняет автор. Как она замечает, проявление подобных чувств, как со стороны верующих, так и не верующих объясняется тем, что и те, и другие не видят светских источников образцов морали и нравственности. И те, и другие ссылаются на Библию, где сказано о необходимости прощать врагов.

Автор указывает, что как верующие, так и неверующие пытаются найти выход, разделяя церковное и «божеское», приходя к выводам о том, что есть вера, которая учит добру и умению отличать его от зла и есть церковь — просто организация, просто один из государственных институтов, и от нее ничего подобного ждать не надо.

 

Квазирелигиозное общество без языка

Анализ комментариев, оставленных в ходе акции в поддержку группы Pussy Riot, не характеризует наше общество как глубоко религиозное, делает вывод автор.Но в ситуации, когда нравственные нормы не задают светские институты, даже люди, позиционирующие себя как принципиальные атеисты, не способны давать оценок событиям, лежащим в морально-ценностной сфере, со светских позиций. Здесь в обществе практически полный вакуум, во многом способствующий росту если не религиозности, то квазирелигиозности населения, замечает Л. Борусяк.

Обсуждения скандала, которые во многом сосредоточились в морально-нравственной сфере, показали, что у общества нет языка для понимания и описания морально-нравственных дилемм, за исключения самых простых, даже примитивных объяснений допустимого-недопустимого, и это, по мнению автора, представляется весьма острой социальной проблемой.

На фоне истории вокруг PussyRiot , когда общество оказалось во многом разочаровано в РПЦ, как в безальтернативном источнике морально-нравственных ориентиров, можно говорить об усилении нравственной дезадаптированности российского социума, считает автор. По ее мнению, общество оказалось в такой ситуации, когда люди пытаются найти четкие нравственные ориентиры, но сами их не вырабатывают и не видят институтов, способных к этому.

Вам также может быть интересно:

Технологии искусственного интеллекта помогут реабилитации бездомных

Исследовательская группа Центра искусственного интеллекта ФКН НИУ ВШЭ под руководством Ивана Ямщикова разработала модель для прогнозирования успешности  реабилитации бездомных. Модель с вероятностью около 80% предсказывает эффективность  работы с клиентами организаций для бездомных. Проект представлен на конференции, посвященной деятельности социальных центров.

Российские ученые доказали, что профессиональные спортсмены эффективнее играют против бывших клубов

Исследователи из ВШЭ, РАНХиГС и РЭШ определили, что профессиональные спортсмены в среднем играют против своих бывших команд лучше, чем в других матчах. На их результативность больше влияют эмоции, чем знание тактики соперника. Результаты исследования, опубликованные в журнале Journal of Behavioral and Experimental Economics, пригодятся тренерам, спортивным менеджерам и букмекерам.

«Любой кризис и любой шок надо воспринимать как новые возможности»

10 декабря в Высшей школе бизнеса прошло масштабное мероприятие «Graduate School of Business Meetup: Добро пожаловать в ВШБ», объединившее преподавателей, студентов, выпускников бизнес-программ, представителей корпораций и всех интересующихся развитием бизнес-образования. На онлайн-сессиях GSB Meetup гости узнали, какие качества необходимы современному менеджеру, чем сегодня живет ВШБ Высшей школы экономики и что ждет ее в будущем.

Апрельская конференция пройдет в распределенном формате

11 марта Ученый совет НИУ ВШЭ принял решение обеспечить участникам Апрельской конференции возможность представить свои доклады на распределенных заседаниях секций или в дистанционном режиме. О том, почему такое решение было принято, и что подразумевается под «распределенным форматом», рассказывает заместитель руководителя Программного комитета конференции Лев Якобсон.

Через 20 лет развитые страны могут стать более религиозными

Ученые ВШЭ и РАНХиГС выяснили, что в развитых странах возраст оказывает более сильное  влияние на религиозность, чем поколенческий эффект. Они прогнозируют, что это может повлиять на устройство общества в будущем. Результаты исследования были опубликованы в Journal for the Scientific Study of Religion.

Демократия не для всех. Россияне принимают западные ценности, но видят их по-своему

Европа хочет жить при демократии. Больше всего желающих в северных странах, меньше — в бывших социалистических, особенно в России. Положительно к «народовластию» относятся практически все, но понимают его по-разному. Взаимосвязь отношения и понимания Алла Салмина изучила на данных 28 государств — участников European Social Survey (ESS). Результаты работы представил журнал «ПОЛИС. Политические исследования».

Альтруизм в наследство. Как семья поддерживает культуру волонтерства

В России главный канал передачи ценностей добровольчества — от родителей к детям, показали исследователи НИУ ВШЭ. Младшие поколения семьи с возрастом начинают помогать людям по примеру старших.

Жизненные цели россиян. Создать семью, заняться музыкой, построить дачу

Опрос показал, что 48% населения России живут повседневными делами и заботами, не ставя перед собой никаких задач на перспективу. В то время как другая часть общества трудится над реализацией своих краткосрочных и долгосрочных планов. Исследователи НИУ ВШЭ проанализировали основные цели и желания россиян и пришли к выводу, что в основном они отражают нерешенность социально-бытовых проблем страны.

Кавказский перелом. Как и почему меняется семейный уклад в регионе

Модели семейных отношений в Дагестане, Чечне, Ингушетии и других республиках Северного Кавказа модернизируются. Авторитет рода, старших родственников ослабевает. Патриархальные гендерные установки размываются. При этом в ряде сообществ, напротив, нарастает консерватизм. Эти перемены проанализированы в статье, опубликованной в Журнале исследований социальной политики НИУ ВШЭ.

Средний класс. Кто он и на что тратит деньги

Динамику российского среднего класса и его поведение в сфере платных услуг изучили в Центре анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ. Исследование на данных RLMS-HSE охватывает 2000-2017 годы. Результаты представили на XX Апрельской международной научной конференции.