• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Азиатские тигры в образовании: постконфуцианская модель

2 апреля на XIV Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества» состоялся почетный доклад профессора Саймона Марджинсона (Simon Marginson, University of Melbourne) на тему «Research, STEM and the global arms race in innovation: The rise and rise of East Asia and Singapore».

Свое выступление в НИУ ВШЭ профессор Центра исследований высшего образования Университета Мельбурна Саймон Марджинсон посвятил образовательным системам стран Юго-Восточной Азии и их перспективам в мировой науке и экономике.

 

Догнать и перегнать Запад

На сегодняшний день несколько стран Юго-Восточной Азии — Китай, Гонконг, Сингапур, Тайвань, Япония и Южная Корея — являются самыми быстрорастущими экономиками. Системы школьного и университетского образования в этих странах, имеющие глубокие культурные традиции, также развиваются стремительно. Докладчик называет эти страны постконфуцианскими, подразумевая свойственный их государственности сплав классической старины (конфуцианства, даосизма, буддизма, традиций семьи и законопорядка) и динамичной культуры современности.

Постконфуцианская модель науки и образования характеризуется целым рядом достижений: быстрым ростом численности населения с высшим образованием, высокими образовательными результатами учащихся, национальными успехами в науке, технологиях, инжиниринге и математике (STEM), быстрым количественным и качественным ростом научных исследований, а также созданием слоя университетов мирового класса.

В первую пятерку стран международной программы оценки школьного образования PISA по чтению входят китайский Шанхай, Южная Корея, Гонконг и Сингапур. В математике лидируют они же.

В первую пятерку стран международной программы оценки школьного образования PISA по чтению входят китайский Шанхай, Южная Корея, Гонконг и Сингапур. В математике лидируют они же, а также Тайвань и Япония. Лидерство страны в PISA означает, что большинство 15-летних учащихся имеют высокий и очень высокий уровень образовательных достижений, а плохо успевающих ребят мало.

Выпускники школ этих стран охотно выбирают технические профессии. И правительства стараются поддерживать высокий уровень качества технического образования, в том числе высшего.

При этом все более острая глобальная конкуренция подстегивает восточноазиатские страны выходить «на тропу войны» с развитыми странами Запада в сфере науки, технологий, инноваций и активно финансировать НИОКР. Треть всех глобальных инвестиций в НИОКР приходится именно на постконфуцианские страны.

Кроме того, за последние 14 лет, с 1995 по 2009 год, по меньшей мере в четыре раза увеличилось количество публикаций в цитируемых журналах авторов из стран Юго-Восточной Азии. В одном только Китае количество публикаций растет на 70% в год.

 

Секреты успеха

По словам докладчика, ни одна страна в мире не добивалась таких стремительных успехов, как постконфуцианские страны. Но и они не достигли бы этого, если бы следовали европейским традициям.

В чем же секрет постконфуцианской модели? По мнению профессора Марджинсона, драйверов образовательных систем этих стран несколько. Прежде всего, это сильное государство, правительство «с моральным авторитетом», которое поддерживает стабильность и гармонизирует общество. Преемственность в бюрократической системе — не слабость, а сила в азиатских странах. Лучшие выпускники идут в госструктуры — в отличие от Европы или США, где лучшие из лучших выбирают бизнес.

Основа модели — это конфуцианские практики в семье. Уважение к образованию восходит к временам Конфуция и глубоко укоренено в азиатских семьях: образование ребенка — это часть родительского долга. Так, в Китае и Корее высшее образование на 60% оплачивается частным сектором, а не государством. Государство выступает гарантом качества и инвестором в исследования и инфраструктуру.

Основа модели — это конфуцианские практики в семье. Уважение к образованию восходит к временам Конфуция и глубоко укоренено в азиатских семьях: образование ребенка — это часть родительского долга.

Наконец, не менее важными являются общий экономический рост и рост среднего класса, наряду с императивами модернизации (вывести образование на мировой уровень, обогнать Запад) и интернационализаций технологий.

Завершая выступление, Саймон Марджинсон отметил, что России стоит ориентироваться не только на Европу и США, — в постконфуцианской модели образования тоже можно найти немало полезного.

В ходе обсуждения доклада ведущий научный сотрудник департамента исследований и разработок Института образования ВШЭ Анна Смоленцева спросила, в какой мере высшее образование в Азии является общественным благом. По словам докладчика, образование является общественным благом при разумном компромиссе государственной политики, государственного финансирования НИОКР и частных инвестиций в образование.

Несколько вопросов касались публикаций исследований и баз научного цитирования. Саймон Марджинсон считает, что публикации в международных журналах и ссылки на отечественных авторов в «Scopus» и «Web of Science» чрезвычайно важны. Но эти показатели не отражают все богатство научной жизни в стране. Нужно больше работ о своей стране, больше публикаций на национальных языках. Исследователи должны привносить в мировую науку частичку своей самобытности. И неважно, откуда эти исследователи, из США, России или Китая.

 

Алина Иванова, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Апрельская конференция пройдет в распределенном формате

11 марта Ученый совет НИУ ВШЭ принял решение обеспечить участникам Апрельской конференции возможность представить свои доклады на распределенных заседаниях секций или в дистанционном режиме. О том, почему такое решение было принято, и что подразумевается под «распределенным форматом», рассказывает заместитель руководителя Программного комитета конференции Лев Якобсон.

«В условиях цифровой среды роль живого учителя только возрастает»

Как цифровые технологии влияют на поведение и здоровье школьников? Какие возможности «цифра» дает учителям и администраторам школ? Эти и другие вопросы обсуждали участники пленарного заседания «Благополучие детей в цифровую эпоху» в рамках XX Апрельской международной научной конференции ВШЭ.

«Статистика должна быть доступна и понятна всем»

Внедрение аналитической цифровой платформы, возможности Big Data и другие перспективы развития российской статистики обсудили на очередном пленарном заседании участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

НКО и волонтерам нужно активнее участвовать в реализации нацпроектов

К такому выводу пришли участники заключительного пленарного заседания в рамках XX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ. При этом государству следует поддерживать инициативы волонтеров и благотворителей и внедрять передовые технологии НКО, а не навязывать им свои бюрократические решения.

«Достижение национальных целей требует участия в нацпроектах широкого круга университетов»

Роль региональных и отраслевых вузов в достижении целей национального развития должна возрасти, и ведущие вузы им помогут. К такому выводу пришли участники пленарного заседания, посвященного проблемам российского высшего образования, состоявшегося в рамках ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

Как увеличить российский экспорт продовольствия

На XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ состоялось пленарное заседание «Стратегия присутствия России на мировых продовольственных рынках». Ее участники обсудили перспективы российского сельскохозяйственного экспорта в азиатские страны и использование нестандартных инвестиционных моделей, в частности, инструментов исламского финансового права.

«В фокусе внимания президента повышение рождаемости и снижение уровня бедности в два раза»

Национальные задачи социального развития, а также существующие риски и возможности на пути реализации этих задач обсудили участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ на очередном пленарном заседании.

«Цель “регуляторной гильотины” не убить контроль и надзор, а создать новую систему»

Очередное пленарное заседание в рамках XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ было посвящено реформе контрольно-надзорной деятельности. Его участники обсудили, как избежать дублирования контрольных функций, сделать их более эффективными для общества и менее затратными для бизнеса.

«Изоляционизм — путь к технологической деградации»

XX Апрельская Международная научная конференция ВШЭ продолжилась обсуждением цифровизации экономики и государственного управления. О цифровых бизнес-моделях, государственном управлении, цифровизации промышленности, науки и влиянии цифровых технологий на рынок труда рассказал Максим Акимов, заместитель председателя Правительства РФ, куратор национальной программы «Цифровая экономика».

Личные легковые. От чего зависит количество автомобилей в городе

Центр экономики транспорта НИУ ВШЭ впервые провел эконометрический анализ факторов, влияющих на уровень автомобилизации в крупных городах России. О результатах расскажут на XX Апрельской международной научной конференции. Основные выводы исследования — в материале IQ.HSE.