• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Госслужба в России не качественная, а количественная»

Что понимается под «открытостью» госслужащих? Заинтересовано ли само общество, а также бизнес в прозрачности процедур государственного управления? 3 апреля в рамках XIV Международной научной конференции ВШЭ прошел круглый стол «Государственные служащие: работа на принципах открытости».

Как подбирать кандидатов в чиновники и оценивать результаты их деятельности? Как оплачивать их труд? На эти и связанные с ними вопросы пытались ответить участники круглого стола, организованного проректором, директором Института государственного и муниципального управления ВШЭ Андреем Клименко.

 

Чиновники берут количеством

Небольшой доклад, представленный на круглом столе директором Центра развития государственной службы ВШЭ Николаем Клищом и ставший отправной точкой дискуссии, можно резюмировать его цитатой: «Госслужба в России не качественная, а количественная». Несмотря на многочисленные, повторяемые из года в года заявления и поручения руководства страны о сокращении армии чиновников, их численность не снижается. Некоторые успехи на федеральном уровне обнуляются приростом числа госслужащих в регионах.

Низкий уровень оплаты труда не привлекает на госслужбу молодых профессионалов, российские госслужащие стареют. Исследования, проводимые центром, свидетельствуют о «тенденции к росту доверия госслужащим», но ситуация неоднородна, и, например, представители правоохранительных органов уверенно занимают последние места в рейтингах доверия.

Низкий уровень оплаты труда не привлекает на госслужбу молодых профессионалов, российские госслужащие стареют.

На извечный вопрос «Что делать?» Николай Клищ с коллегами дают несколько ответов. Сейчас профессионалы, попавшие на госслужбу, практически лишены маневра для карьерного роста. Их продвижение по службе и рост зарплаты строго запрограммированы и далеко не всегда связаны с результативностью их работы. Высококлассный специалист, отлично справляющийся со своими функциями, обречен зарабатывать меньше, чем какой-нибудь замглавы департамента с нулевым КПД — так устроена карьерная лестница.

Так почему, для начала, не отказаться от текущего реестра должностей в пользу профессионально-функциональных групп — каждая из таких групп охватывала бы определенную область государственной службы, «сортируя» служащих по их функциональным обязанностям. Сопутствующая идея — «отвязать» классные чины от должностей. Классный чин должен стать показателем профессионализма служащего (своего рода трудовой разряд), а не отражением занимаемой им должности. Так можно обеспечить возможности «горизонтального роста» госслужащих.

 

Конкурсы для чиновников: а судьи кто?

«Открыть» систему госуправления можно, если ввести реальные конкурсы для кандидатов в госслужащие, полагает Николай Клищ. Вся процедура должна быть многоуровневой и начинаться со вступительного квалификационного экзамена — «ЕГЭ» для потенциальных чиновников. По его результатам кандидаты могут выходить на суд конкурсных комиссий. И не декоративных, как сейчас, когда работа члена комиссии оценивается в 80 рублей в час и решения зачастую штампуются, а настоящих. Другое предложение — создать оценочные центры, специализированные HR-агентства для подбора кандидатов на госслужбу. Для прошедших отбор — испытательный срок и комплексная система оценки, в том числе со стороны общества.

С этими предложениями не согласились глава управления государственной службы и кадров Правительства Москвы Александра Александрова и бывший министр по налогам и сборам, а также труда и социальной политики РФ Александр Починок. Высказанные идеи, на их взгляд, сами по себе неплохие, но они нереализуемы на практике.

Кто будет оценивать компетенции кандидата, скажем, в руководители департамента министерства? Или в региональные министры? Много ли в России экспертов, которые в состоянии оценить всю сложность работы и объемы задач, взваленных на чиновников такого уровня?

Кто будет оценивать компетенции кандидата, скажем, в руководители департамента министерства? Или в региональные министры? Много ли в России экспертов, которые в состоянии оценить всю сложность работы и объемы задач, взваленных на чиновников такого уровня? С другой стороны, как граждане могут выставить оценку тем работникам государственных органов, с которыми они сами никогда не сталкиваются лично? А оценку за общее качество обслуживания как затем «делить» на всех работников той или иной организации?

 

Низкий спрос на открытость

«Принцип открытости не самоцель», — уверен Александр Починок. Прежде чем делать госслужбу открытой, нужно ее «почистить»: убрать лишние процедуры и ликвидировать те государственные структуры и органы, чья деятельность «только всему мешает». Но это имеет смысл только при наличии общественного запроса, а вот есть ли он, пока не очевидно.

«Нужно граждан заставить работать в этой сфере, — продолжил Александр Починок. — Они себя гражданами не ощущают. Есть Навальный и еще пять-шесть блогеров, но этого мало. Нужно сказать: «Ребята, смотрите за своей властью!» А впрочем, некоторым и без того живется просто. Например, многие предприниматели так привыкли к нынешним закрытым и серым схемам взаимодействия с государством, что ломать их не очень-то и хотят.

Важнейший вопрос — уровень расходов на госслужащих и механизм формирования их зарплаты. Не так важно, сколько расходуется в среднем на одного чиновника, полагает Александр Починок. Интересоваться нужно скорее расходами в целом на министерство (департамент, службу и прочие структуры) и эффективностью его работы. Экс-министр согласен, что нужно уходить от нынешней строго иерархической зарплатной системы в госструктурах, когда чиновник более высокого ранга «по умолчанию» получает большее вознаграждение, чем формально нижестоящий специалист, независимо от соотношения их нагрузки и производительности.

Многие предприниматели так привыкли к нынешним закрытым и серым схемам взаимодействия с государством, что ломать их не очень-то и хотят.

А вот систему госгарантий для чиновников (с дешевыми квартирами и спецобслуживанием) Александр Починок предлагает вовсе ликвидировать. Именно на нее приходится львиная доля бюджетных расходов, ничем не обоснованных ни с экономической, ни с управленческой точки зрения. Пока же единственной «реформой» стало резкое увеличение зарплат в президентской администрации, силовых структурах и других «хлебных» местах, напомнил господин Починок.

 

И снова менталитет

Разговоры об открытости чиновников ведутся не один год, констатировал другой участник круглого стола — партнер «Делойт СНГ» Александр Брагин. Но есть и успешные практики на местах. В качестве примера «реального внедрения принципа открытости» он привел Москву. «Открытость должна восприниматься как корпоративная ценность», — добавил он.

«Мы говорим о ментальном сломе, — резюмировал дискуссию Андрей Клименко. — Открытость и закрытость — это два совершенно разных режима жизни. У закрытости есть свои преимущества, с которыми не все готовы расстаться. И к патернализму многие наши граждане привыкли».

 

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Апрельская конференция пройдет в распределенном формате

11 марта Ученый совет НИУ ВШЭ принял решение обеспечить участникам Апрельской конференции возможность представить свои доклады на распределенных заседаниях секций или в дистанционном режиме. О том, почему такое решение было принято, и что подразумевается под «распределенным форматом», рассказывает заместитель руководителя Программного комитета конференции Лев Якобсон.

Отличники и двоечники на мировой арене. Государства сравнили по умению вести политику

Политологи ВШЭ оценили государственную состоятельность (способность государства воплощать решения во внутренней и внешней политике) 142 стран. На основе собранных данных исследователи создали и протестировали индекс госсостоятельности, определили восемь ее моделей и построили общий международный рейтинг.

«В условиях цифровой среды роль живого учителя только возрастает»

Как цифровые технологии влияют на поведение и здоровье школьников? Какие возможности «цифра» дает учителям и администраторам школ? Эти и другие вопросы обсуждали участники пленарного заседания «Благополучие детей в цифровую эпоху» в рамках XX Апрельской международной научной конференции ВШЭ.

«Статистика должна быть доступна и понятна всем»

Внедрение аналитической цифровой платформы, возможности Big Data и другие перспективы развития российской статистики обсудили на очередном пленарном заседании участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

НКО и волонтерам нужно активнее участвовать в реализации нацпроектов

К такому выводу пришли участники заключительного пленарного заседания в рамках XX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ. При этом государству следует поддерживать инициативы волонтеров и благотворителей и внедрять передовые технологии НКО, а не навязывать им свои бюрократические решения.

«Достижение национальных целей требует участия в нацпроектах широкого круга университетов»

Роль региональных и отраслевых вузов в достижении целей национального развития должна возрасти, и ведущие вузы им помогут. К такому выводу пришли участники пленарного заседания, посвященного проблемам российского высшего образования, состоявшегося в рамках ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

Как увеличить российский экспорт продовольствия

На XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ состоялось пленарное заседание «Стратегия присутствия России на мировых продовольственных рынках». Ее участники обсудили перспективы российского сельскохозяйственного экспорта в азиатские страны и использование нестандартных инвестиционных моделей, в частности, инструментов исламского финансового права.

«В фокусе внимания президента повышение рождаемости и снижение уровня бедности в два раза»

Национальные задачи социального развития, а также существующие риски и возможности на пути реализации этих задач обсудили участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ на очередном пленарном заседании.

«Цель “регуляторной гильотины” не убить контроль и надзор, а создать новую систему»

Очередное пленарное заседание в рамках XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ было посвящено реформе контрольно-надзорной деятельности. Его участники обсудили, как избежать дублирования контрольных функций, сделать их более эффективными для общества и менее затратными для бизнеса.

«Изоляционизм — путь к технологической деградации»

XX Апрельская Международная научная конференция ВШЭ продолжилась обсуждением цифровизации экономики и государственного управления. О цифровых бизнес-моделях, государственном управлении, цифровизации промышленности, науки и влиянии цифровых технологий на рынок труда рассказал Максим Акимов, заместитель председателя Правительства РФ, куратор национальной программы «Цифровая экономика».