• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нужны ли менеджерам фундаментальные знания?

Средняя зарплата выпускников факультета менеджмента ГУ-ВШЭ за последние восемь лет — 95–99 тыс. рублей. Важнейший фактор, влияющий на их трудоустройство, — диплом этого факультета. Эти и другие интересные выводы были получены в ходе исследования "Карьера выпускников-менеджеров: вызовы российскому образованию", выполненного под руководством декана Азера Эфендиева.

21 ноября на конференции "Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования" декан факультета менеджмента ГУ-ВШЭ Азер Эфендиев представил результаты исследования "Карьера выпускников-менеджеров: вызовы российскому образованию".  

Это исследование — второй этап проекта, в рамках которого анализируется деятельность факультета менеджмента на рынке образовательных услуг и на рынке труда. На этот раз речь идет о рынке труда. В ходе исследования было опрошено 280 выпускников специалитета и магистратуры факультета менеджмента с 1999 до 2007 года, то есть почти 25% всех выпускников этих лет. В выборке есть представители всех профилей подготовки, которые можно получить на факультете: "общий и стратегический менеджмент", "управление человеческими ресурсами", "маркетинг", "логистика", а также "ИТ-управление" (по этому профилю обучали до появления факультета бизнес-информатики).

Респондентам через Интернет рассылались анкеты по электронной почте, и они самостоятельно их заполняли. Исследование продолжалось три месяца и было завершено в феврале 2008 года.

Были охвачены выпускники, работающие в различных компаниях: 22,3% — в мелких компаниях (численность персонала до 50 человек), 29,3% — в средних (более 50 и до 500 человек), 48,5% — в крупных организациях (более 500 человек). Выборка не столь большая, да и 8 выпусков — тоже немного. Впрочем, этого оказалось вполне достаточно для того, чтобы сделать выводы, насколько успешно выпускники трудоустроились, каков размер их зарплаты, а также более масштабные заключения — о менеджерском образовании в России в целом и, в частности, на факультете менеджмента ГУ-ВШЭ.

Каковы же наиболее интересные результаты исследования?

Почти половина выпускников факультета менеджмента имеет опыт работы в консалтинге, и это, по мнению Азера Эфендиева, специфика выпускника факультета менеджмента университетского типа. Сегодня больше всего выпускников работает в банках, в консалтинге, в торговле (логисты). 58% выпускников работает в отечественных компаниях, 32% — в иностранных, 10% — в компаниях смешанного типа. При устройстве на работу 46% выпускников использовали формализованные способы, то есть получив информацию из СМИ, через Интернет, через службы подбора кадров и проч. Из тех, кто выбрал специализацию в области управления человеческими ресурсами, формализованные способы использовали более 50%, и это, как считает декан, повод для гордости. 9% выпускников использовали полуформализованные способы — от преподавателей ГУ-ВШЭ, по объявлению в университете, на днях карьеры и проч. У "эйчаровцев" этот показатель опять же выше среднего — 15%. У них же показатель неформальных родственно-приятельских способов — всего 2% при среднем 17%, то есть на уровне статистической ошибки.

Работа полностью соответствует полученной специальности у 45% выпускников (в том числе у 67% "эйчаровцев"), отчасти соответствует — у 49% выпускников, не соответствует лишь у 5%, что выделяет Вышку из общей массы российских вузов (общая тенденция последних лет — работа не по специальности).

Профессиональный успех выпускников в исследовании определялся по трем показателям: социально-статусный показатель (какую должность занимает и в какой по численности компании), материальный показатель (уровень зарплаты, а также уровень жизни семьи, приобретения), нравственно-эмоциональный показатель (удовлетворенность своим положением). Последний показатель не столь характерен, поскольку 8 лет — это всего лишь начало пути. Тем не менее, удовлетворенность работой гораздо выше у тех, кто работает по профилю, выбранному во время обучения в университете.

19% выпускников факультета — руководители высшего уровня, и это в основном те, у кого большой стаж. Выпускники очень динамичны — часто меняют работу, но на последнем месте работы задерживаются: там их оценивают и выдвигают на руководящую работу. За 8 лет лишь 9 человек из числа ответивших стали руководителями крупных фирм, но много собственников компаний. Карьеру быстрее делают в мелких компаниях, в отечественных компаниях. В иностранных компаниях приходится проявлять себя гораздо дольше, поначалу там не очень высокая зарплата, но потом возможен резкий рост. В среднем зарплата выше у тех выпускников, кто работает в отечественных компаниях, но в иностранных компаниях зарплата выше у менеджеров, окончивших вуз 5—7 лет назад.

Сколько же получают молодые люди, окончившие факультет менеджмента в последние восемь лет?

Средняя зарплата — 95—99 тыс. рублей, наиболее распространенная — 91 тыс. рублей, медианное значение — 71 тыс. Из тех, кто окончил факультет в 1999—2001 годах (Азер Эфендиев называет их "старослужащими"), половина получает зарплату более 136 тыс. руб. Из них каждый четвертый получает более 182 тыс. руб.

На прямой вопрос, почему их взяли на работу, выпускники отвечают, что это произошло благодаря их профессиональным занятиям. Но в ходе анализа скрытых причин (факторного анализа) выясняется, что важнейший фактор — диплом факультета менеджмента: работодатели ценят "марку" факультета менеджмента Вышки.

На факультете менеджмента только одна треть студентов учится за бюджетные средства, то есть высока доля детей обеспеченных родителей (при том что на платное обучение очень высокий проходной балл). Именно такие студенты идут в предпринимательство (дети небогатых родителей предпочитают делать карьеру менеджера, и прежде всего, в иностранной фирме). Неудивительно, что огромным спросом в бакалавриате пользуется курс, посвященный предпринимательству, — из 200 человек его выбирают около 40. Исследование лишний раз продемонстрировало целесообразность открытия на факультете новой специализации в области предпринимательства.

Еще один вывод, который Азер Эфендиев считает в некотором смысле открытием, касается отношения выпускников к тому, чему их учили. Что важнее: прикладные знания или фундаментальные знания? Оказалось, что все, кто окончил факультет давно, кто обладает высоким статусом, считают особо необходимым для своей профессиональной деятельности фундаментальные знания, полученные за время обучения в Вышке, а те, кто окончил недавно, напротив, считают более важными прикладные предметы. Очевидно, что такой прикладной курс, как "Эффективные коммуникации" ("как понравиться своему партнеру"), всегда будет относительно несложным и хотя бы поэтому популярным у студентов, а такие фундаментальные курсы, как, скажем, "Теория организации", — совсем наоборот. Но по мере того, как выпускники взрослеют и набираются опыта, структура их предпочтений меняется; на первый план выдвигаются такие предметы, как "Экономическая теория", "Теория организации" и т.д.

Как заметил Азер Эфендиев, понятие "фундаментальные знания" в нашей стране стало ругательным: фундаментальность — "эдакое чучело, которые мы сами создали и сами боимся". Фундаментальным знаниям не уделяется должного внимания в стандартах высшего образования третьего поколения. Результаты проведенного опроса лишний раз доказывают, что необходимо восстановить имидж фундаментальных дисциплин — ведь их значимость выпускники поймут через несколько лет после окончания университета.

Борис Старцев, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Больше тысячи студентов питерской Вышки встретились с партнерами университета на HSE Career Day

В середине ноября в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург провели HSE Career Day. В мероприятии приняли участие более 1000 студентов и 26 компаний-партнеров, которые презентовали свои карьерные возможности и разыграли мерч. Встречу бизнеса и образования организовали студенты вместе с Центром развития карьеры.

Открытые новому и аккуратные сотрудники получают зарплату на 8% выше

Исследователи факультета экономических наук ВШЭ выяснили, что ответственные люди с меньшей вероятностью оказываются без работы, а если ответственность сочетается с открытостью и эмоциональной устойчивостью, то и вовсе могут рассчитывать на бóльшую зарплату. Исследование опубликовано в журнале Higher Education in Russia and Beyond.

Исследователи ВШЭ выявили профессиональные траектории 25-летних

Ученые из Института образования ВШЭ определили типичные образовательные и карьерные траектории высокообразованной молодежи. Они выявили и описали девять маршрутов 25-летних. Выяснилось, что 30% бакалавров и специалистов продолжают обучение в магистратуре сразу или через пару лет после окончания первой ступени образования, оставшиеся 70% просто выходят на рынок труда. Полная версия работы опубликована в серии докладов Института образования НИУ ВШЭ.

«ВШЭ дала возможность заняться теми исследованиями, которыми я хотел»

Закари Япл стал первым иностранным аспирантом департамента психологии, получившим степень PhD в Высшей школе экономики. В сентябре состоялась защита его диссертации, подготовленной в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Вышки и посвященной нейрофизиологическим аспектам принятия рискованных решений.

В Москве запущен профориентационный проект «Высшая школа карьеры»

30 января в парке «Зарядье» состоялся запуск проекта «Высшая школа карьеры», который направлен на помощь родителям и детям в вопросах профориентации. Среди спикеров – руководители образовательных организаций, специалисты медиасферы, представители ведущих компаний.

Выпускной–2018: как это было

Темой общевышкинского выпускного, прошедшего в «Известия Hall», в этом году стала «бондиана». Участников вечера ждали шпионские игры и конкурсы, британский юмор и, конечно, много музыки.

111

выпускников бакалавриата и магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ получили 30 июня дипломы (треть из них — красные). Это был первый выпуск Школы дизайна.

«Самое главное в Вышке — это ощущение бесконечной свободы»

В Вышке прошел общеуниверситетский выпускной, темой которого стала вселенная Гарри Поттера. В этом году организацию выпускного, начиная от выбора места и заканчивая развлечением гостей, взяли на себя студенты ВШЭ, а прийти на него могли не только выпускники, но и их друзья и родные.

Учебный год в Лицее НИУ ВШЭ закончился. Что в нем было особенного?

«Сегодня все мы пассажиры и отправляемся в полет — в полет на острова HSE», — такой была главная идея «Последнего звонка» в Лицее Высшей школы экономики, который прошел26-го мая. Мы тоже решили совершить своеобразное путешествие, но не на острова, а в лицейский 2016/2017 учебный год. Вспомним самые важные и интересные события из жизни лицея за этот период.

«Мечтайте и двигайтесь в своем направлении, а Вышка всегда будет рядом»

28 июня в Высшей школе экономики прошел очередной общеуниверситетский выпускной вечер. В этом году темой праздника выбрали будущее и непрерывный прогресс. Двигателями прогресса и станут выпускники университета.