• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других / под науч. ред. И. Д. Фрумина. М.: ГУ-ВШЭ, 2010

В книге представлены результаты углубленного анализа данных международного сравнительного исследования качества чтения и понимания текста PIRLS-2006.

Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других [Текст] / под науч. ред. И. Д. Фрумина. — М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010. — 284, [4] с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-7598-0846-6 (в обл.)

Данная публикация подготовлена в рамках проекта «Углубленный анализ результатов PIRLS-2006», реализуемого Институтом развития образования Государственного университета — Высшей школы экономики совместно с Центром международного сотрудничества по развитию образования Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации при поддержке Всемирного Банка.

В основу положены результаты исследований: «Факторы успеха России в PIRLS-2006», выполненного в 2008 г. по Тематическому плану фундаментальных исследований Высшей школы экономики, «Углубленный анализ результатов PIRLS-2006 и PISA-2006: причины разных результатов», выполненного в 2009 г. при поддержке Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.

Авторский коллектив:

  • И.Д. Фрумин — руководитель коллектива (глава 1.1), Г.С. Ковалева (глава 1.2),
  • М.И. Кузнецова (глава 1.2, часть 4), О.Л. Обухова (главы 3.1–3.3),
  • М.А. Пинская (раздел 2.5.2, части 3 и 5), Т.В. Тимкова (раздел 2.5.2, часть 3, составление),
  • Ю.А. Тюменева (часть 2), Г.А. Цукерман (часть 6)

Расчеты в главах 2.3–2.4 произведены при участии Е.С. Павленко, студентки магистратуры факультета социологии Государственного университета — Высшей школы экономики.

Таблицы и диаграммы в части 5 подготовила Д.В. Чернышова, выпускница магистратуры факультета психологии Государственного университета — Высшей школы экономики.

В книге представлены результаты углубленного анализа данных международного сравнительного исследования качества чтения и понимания текста PIRLS-2006. Анализ был проведен по следующим направлениям: анализ контекстных данных PIRLS-2006, определивший факторы, влияющие на достижения российских четвероклассников в чтении; качественное исследование отдельных школ, выявившее образовательные стратегии школы и преподавательские умения учителей, обеспечивающие эффективность обучения чтению; анализ тестовых заданий PIRLS-2006, в результате которого определены наиболее сложные для российских школьников задачи; анализ российских учебников для начальной школы с точки зрения формирования читательских компетенций, проверяемых в PIRLS-2006; эмпирическое исследование динамики читательской грамотности учащихся четвертых-шестых классов.

Книга может быть полезна учителям, школьным администраторам, родителям, руководителям органов управления образованием, преподавателям ИПК, исследовательским и проектным группам, а также специалистам центров мониторинга и оценки качества образования.

Полный текст

Оглавление

Обращение к читателям

Благодарности

Краткое содержание

Часть 1. Контекст проведения исследования

  • 1.1. От ликвидации безграмотности — к победе в PIRLS
    • 1.1.1. Книгу в массы!
    • 1.1.2. От букваря до космоса и дальше
  • 1.2. PIRLS — изучение качества чтения и понимания текста

Часть 2. Углубленный статистический анализ российских результатов PIRLS-2006

  • 2.1. Школа: характеристики и атмосфера
    • 2.1.1. Демографические характеристики школы
    • 2.1.2. Школьный контекст
    • 2.1.3. Библиотечные ресурсы школ и как они используются
    • 2.1.4. Взаимодействие школы с семьями учащихся
    • Основные выводы по главе 2.1
  • 2.2. Обучение чтению на уроке
    • 2.2.1. Основные характеристики учителей — преподавателей родного языка и литературы в начальной школе
    • 2.2.2. Методы и подходы учителя при обучении чтению
    • Основные выводы по главе 2.2
  • 2.3. Семья и детское чтение
    • 2.3.1. Семейные ресурсы для обучения чтению
    • 2.3.2. Установки родителей по отношению к чтению
    • 2.3.3. Дошкольное чтение
    • Основные выводы по главе 2.3
  • 2.4. Чтение и деятельность ребенка вне школы
    • 2.4.1. Отношение ребенка к чтению. Индексы установок к чтению и самооценки в чтении
    • 2.4.2. Чтение после школы
    • Основные выводы по главе 2.4
  • Общие выводы по главам 2.1–2.4
  • 2.5. Комплексный анализ связи характеристик образовательной среды учащегося и его достижений в PIRLS-2006
    • 2.5.1. Идентификация переменных
    • 2.5.2. Результаты регрессионного анализа идентифицированных переменных и их обсуждение
    • Основные выводы по главе 2.5

Часть 3. Качественное исследование в школах: вносит ли школа вклад в достижения своих учеников

  • 3.1. Об исследовании «10 школ»
  • 3.2. Вклад школы в формирование грамотности чтения школьников. Школьный климат
    • 3.2.1. Взаимные ожидания школы и родителей и включенность семьи в обучение ребенка
    • 3.2.2. Поддержка учебной мотивации и читательской активности учащихся
    • 3.2.3. Качество предметной учебной среды
    • 3.2.4. Кадровый состав учителей начальной школы
    • Общие выводы по главе 3.2
  • 3.3. Вклад учителя в формирование грамотности чтения школьников
    • 3.3.1. Преподавательские умения учителя
    • 3.3.2. Стратегии формирования читательских умений
  • 3.4. На что стоит обратить внимание при разработке стратегий обучения младших школьников чтению
    • 3.4.1. Неиспользованные возможности
    • 3.4.2. Ориентация на раннее обучение чтению
  • Основные выводы по части 3

Часть 4. Особенности читательской деятельности выпускников российской начальной школы: углубленный анализ выполнения заданий PIRLS-2006

  • 4.1. Общая характеристика выполнения заданий, проверяющих состояние процесса чтения с целью приобретения читательского литературного опыта
  • 4.2. Общая характеристика выполнения заданий, проверяющих уровень чтения с целью освоения и использования информации
  • 4.3. Качественная характеристика выполнения заданий российскими школьниками
    • 4.3.1. Распределение заданий на группы в зависимости от успешности выполнения
    • 4.3.2. Какие тексты лучше читают российские школьники
    • 4.3.3. Как российские школьники владеют основными читательскими умениями
    • 4.3.4. Как российские школьники выполняют задания разного уровня трудности
    • 4.3.5. Как российские школьники выполняют задания разного вида
  • 4.4. По каким заданиям показатели российских школьников являются максимальными для всей международной выборки
  • 4.5. По каким заданиям показатели российских школьников значительно отличаются от максимальных международных
  • показателей
  • Основные выводы по части 4
  • Приложения к части 4
    • Приложение 4.1
    • Приложение 4.2

Часть 5. Анализ учебных пособий для начальной школы с точки зрения формирования умений, проверяемых в PIRLS

  • 5.1. Критерии оценки учебных пособий
  • 5.2. Художественные тексты
    • 5.2.1. Наиболее распространенные программы и учебные пособия по литературному чтению
    • 5.2.2. Другие пособия
  • 5.3. Информационные тексты — пособия «Окружающий мир»
  • 5.4. Диагностические материалы
  • Основные выводы по части 5

Часть 6. За границами PIRLS: что происходит с читателем между четвертым и шестым классом

  • 6.1. PIRLS: границы применения теста
  • 6.2. «ПЧЕЛЫ»: Тест, измеряющий три области компетентности читателя информационных текстов
  • 6.3. Тест «ПЧЕЛЫ»: диагностика четвероклассников и шестиклассников
  • Приложения к части 6
    • Приложение 6.1
    • Приложение 6.2

Источники

Авторский коллектив

Вам также может быть интересно:

Проект НИУ ВШЭ, группы ВЭБ.РФ и правительства Якутии позволил улучшить образовательные результаты школьников более чем на 10%

Результаты первого в России проекта социального воздействия признали успешными, опыт его реализации можно использовать в других удаленных регионах России. Целью проекта стало повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).

Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно

Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.

Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет

27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.

Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие

На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.

НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов

Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе

У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.

Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников

Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.

Институт образования будет сотрудничать с глобальной школьной лабораторией

Институт образования НИУ ВШЭ заключил договор о сотрудничестве с онлайн-платформой ГлобалЛаб — сообществом учителей и учеников, выполняющих совместные исследовательские проекты в Интернете.

Дизайнерам и педагогам предстоит найти общий язык

В правильно организованном пространстве школы дети не только комфортно себя чувствуют, но и лучше учатся. О том, как этого добиться, шла речь на исследовательском семинаре «Дизайн образовательных пространств школы», который Центр развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ провел 12–13 июля.