• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Межкампусная мобильность, летний университет и другие итоги 2013/2014 учебного года

На заседании 28 ноября Ученого совета ВШЭ проректор Сергей Рощин представил доклад об итогах учебно-методической деятельности университета в 2013/14 году.

Что случилось в минувшем учебном году

Весной 2014 года НИУ ВШЭ успешно прошел плановую процедуру государственной аккредитации. Была разработана и внедрена новая образовательная модель бакалавриата. Все студенты второго курса начали сдавать внешний экзамен по английскому языку. Впервые ВШЭ провела Летний университет, на платформе Coursera появились курсы, подготовленные преподавателями Вышки, и начался проект межкампусной мобильности — теперь студенты могут изучить часть курсов в других кампусах ВШЭ.

Вышка в цифрах

По состоянию на октябрь 2014 года в Вышке учатся 25 тысяч студентов, с ними работают более 2900 преподавателей, которым помогают более 1200 учебных ассистентов. Все они задействованы в реализации более 200 образовательных программ — бакалавриата, специалитета и магистратуры. 10% всех дисциплин в рамках образовательных программ читается на английском языке, однако большинство из них — по выбору.

Как учатся студенты

Доля самостоятельной работы студентов устойчиво растет и составляет около 65 % в бакалавриате (в Москве этот показатель чуть ниже, чем в других кампусах) и около 77 % в магистратуре.

Средний балл успеваемости бакалавров во всех кампусах превышает 7 баллов (по 10-балльной шкале), успеваемость «олимпиадников», как правило, выше, чем тех студентов, которые поступили в университет по результатам ЕГЭ. Но учиться в Вышке нелегко — доля отчисленных из бакалавриата и магистратуры в 2013/14 учебном году составила 11%, причем в бакалавриате доля отчисляемых среди платных студентов намного выше, чем среди обучающихся на бюджетных местах.

За 2013/14 учебный год и первые два модуля текущего года в программе внутриуниверситетской мобильность приняли участие более 100 студентов. Наиболее активно возможностью отучиться в другом кампусе ВШЭ пользовались пермяки — почти 70 человек. Любопытно, что желающие на время сменить обстановку нашлись и в Москве, хоть их и было всего два человека.

В программах международной мобильности участвовали около 650 студентов Вышки, 96 из них обучались на программах двойных дипломов и еще почти 250 (в три раза больше, чем два года назад) — на программах включенного обучения, которые предполагают достаточно длительное пребывание в зарубежном университете.

Все второкурсники (почти 3300 человек) в прошедшем году должны были сдавать внешний экзамен по английскому языку (IELTS). Его результаты, что было в общем-то предсказуемо, разнятся по кампусам. В Москве и Санкт-Петербурге доля тех, кто получил оценки «отлично» и «хорошо» (по шкале ВШЭ) составила 71-72%, причем «отличников» в Москве оказалось в два раза больше, чем в Питере. А вот в Нижнем Новгороде и Перми «хороших» и «отличных» результатов — менее половины.

Результаты выпускников

«Коэффициент выживаемости» студентов магистратуры ВШЭ — 66%, а вот в бакалавриате он ниже — 58%. Под «выживаемостью» имеются в виду те случаи, когда студент успешно окончил именно ту программу, на которую он первоначально поступил. Значительная часть тех, кто не попал в эту когорту, перевелись в процессе обучения на другие факультеты и тоже стали выпускниками ВШЭ.

Всего летом 2014 года Вышку окончили более 2500 бакалавров, более 800 специалистов и более 1600 магистров. 15,5 процентов из них получили «красные» дипломы.

Преподаватели

Количество ставок профессорско-преподавательского состава, которое раньше, по мере расширения университета и открытия новых направлений подготовки в бакалавриате, росло, в последние два года стабилизировалось. Почти половину преподавателей (штатных и совместителей) составляют люди в возрасте до 40 лет, самая распространенная возрастная когорта — 30-39 лет, на нее приходится 28% всех преподавателей. Что касается педагогической нагрузки, то в среднем на одну преподавательскую ставку приходится 8 студентов, а на одного преподавателя в Москве — по одному учебному ассистенту (впрочем, по факультетам это соотношение очень сильно варьируется).

Задачи на будущее

Среди задач, которые предстоит решить уже в нынешнем учебном году, — подготовка новых образовательных стандартов бакалавриата, формирование во всех кампусах линейки «майноров» для бакалавров, включение в образовательные программы проектной работы, создание новой модели преподавания английского языка, расширение количества дисциплин и магистерских программ на английском языке, создание новых массовых онлайн-курсов.

Особое внимание следует уделить внешней оценке качества и международной аккредитации образовательных программ Вышки, а также привлечению иностранных студентов. Удачный эксперимент с Летним университетом ВШЭ позволяет перевести его в режим «третьего семестра» — слушатели Летнего университета, которые решат поступить в Вышку, смогут зачитывать в рамках своей программы изученные летом курсы.

Вам также может быть интересно:

Александр Шохин и Евгений Ясин переизбраны президентом и научным руководителем ВШЭ

Решение об избрании их на очередной пятилетний срок принято по итогам голосования членов ученого совета Вышки.

В Вышке появится кафедра географии и геоинформационных технологий

Кафедра создается во взаимодействии с Институтом географии РАН и будет заниматься проблемами геоинформатики, глобального изменения климата и социально-экономического развития территорий. Первая образовательная программа по географии в ВШЭ может появиться в 2020 году.

Вышка разрабатывает новую программу развития

15 июня на внеочередном заседании ученого совета, в работе которого приняли участие другие сотрудники Вышки и студенты, состоялось обсуждение ключевых направлений развития университета. Высказанные идеи, а также предложения от факультетов и кампусов лягут в основу новой программы развития ВШЭ, которая будет рассматриваться на осенней конференции работников университета.

Как зарабатывает и тратит университет

30 марта на заседании ученого совета подводились итоги выполнения финансового плана ВШЭ в 2017 году. Выделим главные цифры и факты.

ВШЭ запускает онлайн-курс о своих академических ценностях

Пройдя его, сотрудники Вышки смогут узнать больше об этических стандартах в исследованиях и преподавании, принятых в ВШЭ, а также познакомиться с лучшими практиками, которые помогут исключить ошибки в их работе и сделать ее более комфортной и эффективной.

Владимир Путин встретился с Ярославом Кузьминовым

9 января Президент РФ Владимир Путин встретился с ректором ВШЭ Ярославом Кузьминовым. Встреча состоялась в начале года, который будет для Вышки юбилейным — ей исполнится 25 лет.

Девять самых неожиданных научных открытий года

Иногда выводы ученых бывают довольно необычными. IQ.hse.ru публикует подборку самых неожиданных результатов исследований, проведенных сотрудниками НИУ ВШЭ или представленных на конференциях в университете в 2016 году.

Финансовый план ВШЭ–2017: развитие продолжается

Ученый совет НИУ ВШЭ одобрил план финансово-хозяйственной деятельности университета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.

5 лет МИЭМ НИУ ВШЭ: чего удалось добиться?

Переезд в новое здание, оснащенное современным научным оборудованием, рост проходного балла зачисленных абитуриентов, увеличение числа публикаций сотрудников в международных журналах — таковы лишь некоторые результаты работы МИЭМ НИУ ВШЭ за прошедшие пять лет. Всё это время им руководил Александр Тихонов, скончавшийся 9 декабря 2016 года.

«Прогресс, которого добилась ВШЭ, превзошел наши ожидания»

Завершилось ежегодное заседание Международного экспертного совета НИУ ВШЭ. Итоги состоявшихся встреч и обсуждений подводят председатель совета, лауреат Нобелевской премии по экономике Эрик Маскин и другие члены совета.