• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Изучение жизненных траекторий

12 октября в Институте образования ВШЭ состоялся международный научный семинар «Изучение жизненных траекторий: идеи, методы, исследовательские ресурсы».
 

Семинар проходил в рамках двухдневного воркшопа, цели которого включали создание площадки для междисциплинарной коммуникации между специалистами из различных сфер изучения жизненных траекторий и лонгитюдных исследований в сфере образования. Еще одной важной задачей мероприятия была международная экспертиза лонгитюдного исследования образовательных и трудовых траекторий выпускников российских школ и вузов, реализуемого НИУ ВШЭ уже в течение трех лет.

Идея организовать воркшоп с привлечением зарубежных экспертов, применяющих культурно-ориентированные подходы к изучению жизненных траекторий, принадлежала Дмитрию Куракину, руководителю лонгитюда образовательных и трудовых траекторий НИУ ВШЭ, а также исследовательской группе по культурсоциологии в Центре фундаментальной социологии Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева (ИГИТИ) ВШЭ. Основной проблемой, из которой возник круг вопросов, обсуждавшихся во время воркшопа, стала характерная для многих лонгитюдных исследований диспропорция между количеством собранных данных и теоретическими ресурсами их анализа. Поэтому основной повесткой воркшопа стал поиск оптимальных идей и подходов из областей культурной психологии, культурсоциологии, продуктивных с точки зрения содержательного анализа и интерпретации данных.

12 октября мероприятие было открытым, все желающие могли послушать доклады приглашенных иностранных экспертов, среди которых была Катрин Кулласепп, ассоциированный профессор в университете Таллинна (Эстония), Анна Лунд, содиректор Центра культурсоциологии Университета Линнея, старший преподаватель социологии в Университете Линнея (Швеция) и ассоциированный сотрудник Центра культурсоциологии Йельского университета (США), а также Таня Зиттун, профессор Института психологии и педагогики Гуманитарного факультета в Университете Невшталя (Швейцария). Цель второго дня — мозговой штурм, направленный на разработку и обсуждение конкретных исследовательских идей для лонгитюдного проекта ВШЭ.

Первой свой доклад представила Катрин Кулласепп. Ее презентация была посвящена исследованию становления профессиональной идентичности студентов факультета психологии, за которыми она наблюдала на протяжении всего периода их обучения в университете и после выпуска. Для сбора данных она использовала различные методы, в том числе личные интервью, анкетный опрос, методики, основанные на классических заданиях «окончить предложение», написание эссе. Лонгитюдный дизайн исследования позволял прослеживать динамику становления профессиональной идентичности. Одной из ключевых теоретических идей, с которой работает Катрин Кулласепп, является модель диалогического «Я». Согласно этой модели, «Я» человека состоит из множества Я-позиций, которые появляются с течением времени. Каждая новая Я-позиция становится потенциальным источником формирования новых направлений жизненной траектории. С этой точки зрения, процесс профессионального становления рассматривается как приобретение новой Я-позиции «Я как психолог» в ее соотношении с позицией «Я как я сам(а) по себе». То, каким образом студенты соотносят эти Я-позиции на протяжении обучения в университете, послужило основой для выделения нескольких групп, характеризующих типы становления профессиональной идентичности.

Далее выступала Анна Лунд, в настоящее время вместе с коллегами работающая над проектом, ключевыми темами которого являются проблема школьных достижений и мультикультурной инкорпорации в современной Швеции. В докладе рассматривался вопрос идентичности как потенциала на примере истории девушки Аиши, уроженки Швеции, имеющей палестинские корни. С Аишей произошел так называемый «культурный сбой», в результате которого ее прошлое представление о себе, поддерживаемое другими (негативное восприятие «иммигрантов», «мусульман» как людей, не способных хорошо учиться и реализоваться профессионально), резко изменилось. Анна Лунд и коллеги на основе рассказа Айши выделили несколько составляющих символической структуры школьных достижений: ожидания от обучения, внимание учителя, дидактическая кооперация, компетенции и ответственность, признание индивидуальности, командный дух и круг друзей.

Доклад Тани Зиттун был посвящен роли символических ресурсов в конструирования жизненного пути. Она начала с краткого описания культурно-психологического подхода к изучению жизненного пути, согласно которому акцент делается на том, как человек интерпретирует свою траекторию, как (и с помощью каких символических средств) придает ей смысл. Символические ресурсы (язык, литература, другие культурные символы) Таня рассматривает в качестве посредников между человеком и окружающим миром. С их помощью человек осмысливает свою жизнь и делится опытом с другими людьми. Другое важное понятие, с которым работает Таня Зиттун, это «сфера опыта». «Сфера опыта» апеллирует к социальным условиям, в которых находится индивид, с точки зрения их осмысления и интерпретации. Теоретический аппарат, созданный Таней Зитун, направлен на интерпретацию «переходов» (transitions), с которыми так или иначе сталкивается каждый индивид в течение жизненного пути, и которые необходимо понять как значимый этап построения этого пути.

Это так называемые точки бифуркации, в которых происходят значимые изменения. Вопрос, который формулирует Таня Зиттун, касается символических ресурсов, привлекаемых человеком для облегчения процесса перехода и адаптации к новой роли или новой сфере опыта.

Для пояснения своих идей Таня Зиттун привела в пример историю Марка, молодого человека, страдавшего дислексией, что делало его обучение, скорее, негативным опытом. Но в тот момент, когда новый учитель французского сумел организовать процесс обучения и чтения текстов так, что у Марка стало получаться, ситуация стала меняться. Он стал замечать, что ситуации, описанные в рекомендованном романе, похожи на те, с которыми он сталкивается в собственной жизни. Таким образом, роман превратился в символический ресурс, который Марк смог использовать в некоторых сферах своего опыта.

Семинар стал продуктивной дискуссионной площадкой для обмена идеями между специалистами из смежных областей знания, занимающимися жизненными траекториями. Его формат позволил достаточно подробно обсудить как теоретические идеи, так и методологические решения по отношению к изучению траекторий.

Одним из важнейших результатов семинара и воркшопа стало укрепление междисциплинарных связей между социологами и психологами, объединенными применением культурного подхода к анализу и интерпретации жизненных траекторий.

Диана Янбарисова, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

58%

учащихся 11-х классов для сдачи ЕГЭ ходят на подготовительные занятия.

1444

публикации, авторы которых используют данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE), вышло с 1995 года.

Слушатели летней школы изучили возможности лонгитюдных исследований

В Подмосковье завершила работу Международная летняя школа «Анализ панельных данных в образовании», организованная Международной лабораторией анализа образовательной политики Института образования ВШЭ. Под руководством профессоров из Университета Техаса (Остин) слушатели школы осваивали методы работы с лонгитюдными данными.

RLMS-HSE: увидеть жизнь в динамике

17-18 мая в Высшей школе экономики состоялась первая международная конференция пользователей Russia longitudinal monitoring survey (RLMS-HSE).

Профессия школьного учителя держится на стабильности занятости

Невысокая заработная плата учителей характерна для многих стран мира. Но, несмотря на это, многие выбирают именно данную професси. Обзор исследования «Эволюция учительских зарплат в Латинской Америке на пороге 21 века: насколько им недо-, пере- плачивают?»

Образовательное неравенство: как помочь слабым стать сильнее?

6 ноября состоялся очередной семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования ВШЭ. С докладом «Программы сокращения образовательного неравенства: политика и практика» выступили сотрудники института Сергей Косарецкий, Ирина Груничева и Марина Пинская.

RLMS: история и перспективы

RLMS — единственное в России лонгитюдное (панельное) обследование, которое отслеживает свои «единицы наблюдения» — домохозяйства и их членов — во времени. О проекте рассказывают его руководители: директор Центра лонгитюдных обследований ВШЭ Полина Козырева и директор исследовательского центра «Демоскоп», профессор кафедры методов сбора и анализа социологической информации ВШЭ Михаил Косолапов.

Чем дольше, тем лучше

11 октября прошел совместный семинар Лаборатории исследования рынка труда и Центра трудовых исследований ВШЭ, на котором о лонгитюдных исследованиях в США рассказал профессор университета Огайо, директор Центра исследований человеческих ресурсов Рэндалл Олсен.