• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как мигранты влияют на экономику страны?

13 декабря в ВШЭ прошло 3-е заседание семинара для молодых ученых «Секреты академической кухни», организованного научным руководителем ВШЭ Евгением Ясиным. С докладом «Мигранты на российском рынке труда: портрет и заработная плата» выступила сотрудник Центра трудовых исследований ВШЭ Евгения Чернина.

Речь шла о том, кто такие мигранты, какое положение они занимают на рынке труда и как миграция в целом влияет на экономики отправляющей и принимающей стран.

Данные исследования получены с помощью непосредственного опроса домохозяйств Таджикистана — одной из основных для России стран-доноров. Уникальность работы заключается в том, что в ней впервые предпринята попытка проведения формального анализа трудовой миграции не с социологической, а с экономической точки зрения.

Рассказ о своей работе Евгения Чернина начала с цитирования двух кардинально противоположенных высказываний о проблеме миграции. Первая мысль принадлежит журналисту и писателю Юлии Латыниной: «Если бы не мигранты, зарплаты россиян были бы в два раза выше». В качестве ее оппонента «выступил» российский экономист Константин Сонин (включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента): «Если бы не мигранты, то, скорее всего, услуги и товары в России стоили бы гораздо дороже, еще неизвестно, пользу или вред приносят мигранты населению России». Какую бы точку зрения ни поддерживало общество, ясно одно — миграция крайне неисследованная в нашей стране область, в то время как в мире ее проблемам уделяется повышенное внимание.

Евгения Чернина рассказала о том, что миграционная политика в целом должна быть направлена на получение наибольшей экономической выгоды от присутствия мигрантов. Это достигается с помощью привлечения в страну рабочей силы, дополняющей квалификационный состав местного населения. Лучшие примеры проведения политики такого рода предполагают проверку местного рынка на наличие работников с необходимыми навыками до привлечения иностранцев, выдачу виз на основе балльной оценки профессионального потенциала, двусторонние соглашения между странами. В России же состав миграционных потоков определяется не столько целенаправленной политикой государства, сколько самоотбором жителей стран-доноров (в том числе и из-за безвизового режима въезда). Последние несколько лет наблюдается тенденция к снижению квалификации прибывающих в Россию работников, что говорит о негативном отборе в миграцию.

«Данные ФМС России показывают, что в 1999-2008 годы годовой поток трудовых мигрантов вырос в 11 раз. Официально зарегистрированные мигранты составили в 2009-2010 годы примерно 3,1 процент от общей численности занятых в России. В отдельных отраслях доля мигрантов была гораздо больше. Например, в строительстве — 16 процентов. С учетом экспертных оценок нелегальной миграции (3,2-5,2 миллиона человек) доля мигрантов может достигать 4,7-7,7 процентов от общей численности занятых, — отметила Евгения Чернина. — Основными странами-донорами рабочей силы для России к концу первого десятилетия XXI века стали страны Центральной Азии (Таджикистан, Узбекистан, Киргизия), Украина и Китай. При этом миграционный поток из Таджикистана в Россию составляет 16 процентов от всей трудовой миграции в РФ. Экономика этой страны в значительной степени зависит от денежных переводов мигрантов, которые, по данным Всемирного банка, в 2010 году составляли 31 процент ВВП. По этому показателю Таджикистан занимает первое место в мире. Основной поток мигрантов (около 60 процентов) едут в Москву, остальные распространенные направления — это Якутск (15 процентов), Санкт-Петербург (около 6 процентов), Екатеринбург (около 6 процентов), Тюмень (2-3 процента). В другие города попадает незначительная доля мигрантов. При этом их заработки в разных городах в большинстве случаев статистически не различаются».

Евгений Ясин и Владимир Гимпельсон
Евгений Ясин и Владимир Гимпельсон
Как сообщила Евгения Чернина, результаты исследования домохозяйств Таджикистана показали следующую картину. Значительная их доля вовлечена в миграцию, почти 20 процентов мужчин трудового возраста в Таджикистане имеют опыт трудовой миграции, наиболее частая ситуация, когда в ней участвует один член семьи. Более крупные домохозяйства чаще участвуют в миграции, однако, отбор в миграцию с точки зрения благосостояния домохозяйств не наблюдается. Типичный мигрант из Таджикистана — мужчина в возрасте около 30 лет, проживающий в сельской местности (81 процент), как правило, состоящий в браке и имеющий семью. Интересно, что 85 процентов опрошенных говорят, что владеют русским языком. Что касается уровня образования мигрантов, то в Таджикистане во всех возрастных когортах преобладают люди со средним образованием (они составляют около 50 процентов). Все остальные уровни образования — более высокие и более низкие — встречаются реже. Статистически значимые различия в образовании существуют в группе 25-35 лет (самой распространенной среди мигрантов). Доля мигрантов, имеющих разрешение на работу (в 2009 году) составила: зарегистрированных по месту жительства — 60 процентов и имеющих разрешение на работу — примерно 54 процента. Их занятость в основном сконцентрирована в сферах строительства и торговли.

«Заработок мигранта в 2009 году составлял около 350 долларов, причем 80 процентов мигрантов отправляют переводы домой, и для них это значительные суммы (60 процентов их дохода за границей). Средние заработки, на которые они могли бы рассчитывать в Таджикистане (для мужчин трудоспособного возраста), составляли около 90 долларов США (данные на 2009 год). Такая разница в доходах, безусловно, является основным фактором выбора миграции как предпочтительной трудовой стратегии, — сказала Евгения Чернина. — При сравнении доходов мигрантов и местного населения, мы видим, что в 2007 году различия между зарплатами мигрантов и россиян составляли 36-38 процентов, а в 2009 году уже 42-46 процентов. Проверка результатов показала, что на оценку разрыва более всего влияют два фактора: количество отработанных часов, учет которых мог бы значительно увеличить разрыв, и выбор более корректной группы для сопоставления, что дает значительно более низкие значения разрыва».

Евгения Чернина видит несколько причин, объясняющих существование такого большого разрыва в доходах мигрантов и местного населения. Во-первых, сложно проанализировать ненаблюдаемые факторы (например, человеческие способности). Если мигранты обладают более высокого уровня способностями, чем средний житель отправляющей страны, то говорят о положительном отборе в миграцию, в противном случае — об отрицательном. В России наблюдается отрицательный отбор, однако, с точки зрения образования возможен некий промежуточный вариант. Во-вторых, существует дискриминация на рынке труда. И наконец, сегментированность самого рынка труда. Мигранты «заперты» в узких сегментах, а их концентрация ведет к избыточному предложению труда и, соответственно, снижению заработных плат в этих отраслях.

Подводя итоги, Евгения Чернина отметила, что «приток мигрантов не оказывает большого влияния на зарплаты и занятость принимающей стороны. В целом миграционная политика должна учитывать природу разрыва в заработках мигрантов и местного населения, выбирая между устранением дискриминации мигрантов в принимающей стране путем усиления их переговорной позиции и инвестициями в человеческий капитал будущих мигрантов».

 

Анастасия Чумак, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Василия Бегаля

Вам также может быть интересно:

Женщины отдают мигрантам работу по дому

Доходы мигрантов, работающих в российских семьях нянями, сиделками, поварами, нередко превосходят зарплаты земляков, занятых в других сферах. Но более высокий доход не делает домашний труд более престижным. Наниматели считают его второсортным, перенося это отношение и на домашний персонал. Для мигрантов занятость в российских семьях ведет к социальной изоляции и большему бесправию, выяснили заместитель завкафедрой демографии НИУ ВШЭ Лилия Карачурина, директор Центра миграционных исследований Дмитрий Полетаев и старший научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ Юлия Флоринская.

16,2%

школьников, которые учатся в школах ближайшего Подмосковья, — это дети, для которых русский язык неродной.

Взаимопониманию москвичей и мигрантов мешают мифы

Взаимоотношения москвичей и трудовых мигрантов из стран СНГ складываются непросто во многом из-за мифов, циркулирующих в массовом сознании. Старший научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ Юлия Флоринская в своем исследовании опровергла растиражированные представления о том, что мигранты отбирают рабочие места у москвичей, всерьез усиливают нагрузку на здравоохранение и осознанно выбирают нелегальный статус.

31%

женщин, работающих в предприятиях общепита, магазинах или на рынках, имеют высшее или неоконченное высшее образование.

Принимающая страна влияет на ценности мигрантов

В научной литературе доминирует мнение, что базовые жизненные ценности остаются неизменными на протяжении всей жизни человека. Однако исследование старшего научного сотрудника лаборатории сравнительных исследований массового сознания НИУ ВШЭ Максима Руднева демонстрирует, что ценности мигрантов после переезда в новую страну изменяются.

Мобильные пенсии выведут трудовых мигрантов из тени

Трудовой мигрант на территории СНГ уязвим в пенсионных правах. Страна, где он работает, не заботится о его старости, а страна, где он живет, не учитывает трудовой стаж за границей. Решить проблемы пенсионного обеспечения мигрантов сможет мобильная пенсия, отметили сотрудники Лаборатории сравнительных социальных исследования НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург), принимавшие участие в исследовании «Мобильность пенсий в рамках Евразийского экономического союза и СНГ».

Иногородние выпускники вузов склонны к миграции

Треть выпускников региональных вузов планируют сменить место жительства. Большинство желает переехать в другой город России.  Покинуть страну намерены менее 10% выпускников, выяснили профессор кафедры управления человеческими ресурсами НИУ ВШЭ Елена Варшавская и директор Центра миграционной политики НИУ ВШЭ Ольга Чудиновских в исследовании «Миграционные планы выпускников региональных вузов России».

Чем ценно присутствие экспатов

Число квалифицированных иностранных специалистов, работающих в России, в последние годы снижается. Несмотря на то, что экспаты в любом случае не выступают локомотивом модернизации нашей экономики, их взгляд «со стороны» на культуру труда в стране поучителен, выяснилось в ходе исследования Лаборатории сравнительного анализа развития постсоциалистических обществ ВШЭ.

Ради заработка мигранты жертвуют своими правами

Мигранты из стран СНГ охотно трудятся в России в качестве нянь, сиделок и уборщиц: работа по дому оплачивается лучше, чем на предприятиях, и не нужно платить за еду и жилье. К тому же иностранцам проще договориться с одним работодателем, чем с целым коллективом. Ради этих бонусов мигранты готовы работать без юридических гарантий, почти без отдыха и не вспоминать о своих правах, отметила Юлия Флоринская в исследовании, представленном на XV Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества» в НИУ ВШЭ.

В идеале новый закон позволит привлекать в страну людей активных, адаптированных к нашей действительности, владеющих языком

Федеральная миграционная служба и Минэкономразвития разработали законопроект, упрощающий порядок получения российского гражданства. Эффективность новых мер оценил доцент кафедры демографии ВШЭ Никита Мкртчян.