• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Форсайт компетенций: интеграторы, трансляторы и адаптаторы

19 февраля состоялся семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом образования ВШЭ. С докладом «Форсайт компетенции 2030» выступил Павел Лукша, директор корпоративных образовательных программ Московской школы управления «Сколково».

В мае прошлого года Московская школа управления «Сколково» запустила проект «Форсайт компетенции 2030», который входит в инициативу Агентства стратегических инноваций по созданию Национальной системы компетенций и квалификаций. Целью проекта было обозначено связывание образовательной системы, рынков труда и инновационной экономики. Интеграция этих систем является общемировым вызовом, поскольку в новую технологическую эпоху «рассинхронизция» рынков труда и систем подготовки профессионалов стала вопиющей.

 

Образование и технологии

Сегодня у нас, как во многих других странах, по-прежнему работает устаревшая модель подготовки кадров, которая способна обслуживать только типовой жизненный цикл технологий старых индустрий (например, металлургии), и совершенно не годится для новых и обновленных индустрий. Эта модель предполагает длинный промежуток времени от возникновения в экономике новой задачи, осознания потребности в новых специалистах, формирования новых учебных программ до подготовки и выпуска нужных профессионалов.

Жизненный цикл новых высокотехнологичных отраслей промышленности (например, биотехнологий) очень короток, друг друга сменяют не просто отдельные технологии, но целые семейства технологий. «Синхронизировать» образование и хай-тек можно двумя путями. Один из них предполагает реальную производственную практику студентов, начиная с первого курса. Другой подход строится на форсайт-исследованиях, он позволяет предугадывать будущие запросы хай-тека. Следуя общей логике развития отраслей, опираясь на новейшие разработки, предсказать потребность отрасли в специалистах с определенным набором компетенций вполне возможно.

Необходимость проведения форсайт-исследований в сфере образования докладчик обосновывает целым рядом причин. Во-первых, это технологические сдвиги, которые влекут за собой изменение способов управления в экономике. Во-вторых, инициативы государства по созданию современной экономики знаний. В-третьих, нарастающее давление глобальной конкуренции за рынки и квалифицированных специалистов. В-четвертых, все большее отставание отечественных систем высшего и среднего профессионального образования от общемировых стандартов. Все эти факторы требуют определенных изменений содержания и форматов подготовки специалистов.

Сейчас настало время перемен и серьезных дискуссий об образовании. Первые пятнадцать лет после распада Советского Союза связка между предприятиями и институтами подготовки в нашей стране перестала существовать. Фактически в 1990-е и начале 2000-х годов российская образовательная система готовила непонятно кого и занималась «обогревом космоса». «А как иначе назвать ситуацию, когда 50 процентов, а в некоторых вузах и 90 процентов выпускников работали не по специальности?» — заметил докладчик. Но в середине 2000-х ведущие вузы и предприятие начали двигаться на встречу друг другу, вузы стали слушать и пытаться ответить на запросы бизнеса, иными словами, образовательная система развивалась в рамках реактивной парадигмы. Но по изложенным выше причинам данная парадигма является слепком прошлого и должна уступить место новой, проактивной парадигме. Сегодня нужно стремиться к тому, чтобы вузы и предприятия совместно вырабатывали позицию о том, кого готовить и какие компетенции будут востребованы через пять или десять лет. Первый старт этой парадигме пытаются дать организаторы проекта «Форсайт компетенции 2030».

Структура проекта представлена двумя большими блоками: исследовательским и IT-решений. В свою очередь, исследовательский блок делится на три раздела: форсайт образа экономики страны до 2030 года, форсайт требуемых компетенций до 2030 года в приоритетных областях и форсайт образования до 2030 года. По словам докладчика, пока участники проекта решили сосредоточиться на проработке форсайт-компетенций и построении логики структурного развития экономики России.

 

Отраслевые запросы на кадры: дефицит интеграторов

Также авторы активно пытаются разработать некий IT-продукт, инструмент для «синхронизации» запросов предприятий с подготовкой специалистов образовательными учреждениями.

«Очень важно сделать отчуждаемую методологию, желательно как IT-инструмент, который будет передаваться в отрасли и даже конкретным пользователям. Подобные инструменты, неважно, в нашей, или еще чьей-то редакции, должны использоваться в стратегических, кадровых и других департаментах и отделах средних и крупных предприятиях различных отраслей», — отметил Павел Лукша и добавил: «С некоторыми крупными отраслевыми предприятиями уже ведутся консультации и сессии, чтобы показать, как наш инструмент используется для выработки конкретных кадровых решений. В частности, по итогам нашей совместной работы Объединенная строительная корпорация практически сформулировала запрос на новый кадровый пакет для своей отрасли».

В целом на сегодняшний день в рамках проекта было проведено три больших форсайт-сессии по 11 технологическим направлениям, а также около 20 глубинных интервью по форсайту новой отраслевой модели России. В сессиях приняли участие более 200 экспертов. В итоге исследователи определили тенденции и технологии, которые будут менять структуру рабочих задач внутри выделенных хай-тек направлений, а также выделили новые профессии, которые в связи с этим возникнут. Затем, обобщив полученные результаты, авторы сформулировали основные типы компетенций, необходимых для построения инновационной экономики, а также ключевые надпредметные компетенции специалиста будущего с учетом глобальной социально-технологической трансформации.

Для построения инновационной экономики исследователи выделили основные рабочие задачи на ближайшую (2012-2015 годы), среднюю (2015-2020) и дальнюю перспективу (2020-2030) и типы специалистов, необходимых для решения этих задач. Оказалось, что на сегодняшний день в России дефицит специалистов, которые в принципе способны организовать инновационное производство. Речь идет об «интеграторах», специалистах, которые управляют проектом от идеи до вывода на рынок, и «трансляторах», тех, кто организует перенос высоких технологий из одной отрасли (например, ядерной) в другую (например, медицинскую). Это поддерживающие специалисты модернизации. В среднесрочной перспективе встанут задачи по работе с рынком и улучшению инноваций.

На этом этапе экономике потребуются «адаптаторы», те, кто будет развивать и адаптировать новые продукты сообразно нуждам рынка, а также «стандартизаторы», специалисты по выработке межотраслевых стандартов и приведению своих стандартов в соответствие с международными. Наконец, в долгосрочной перспективе нужно будет создавать новые прорывные технологии и целые системы технологий для кросс-отраслевого применения. Проектировать и поддерживать такого рода инновации могут только люди, умеющие мыслить и работать системно, это системные архитекторы и технологи.

 

Портрет специалиста счастливого будущего

Обобщая сказанное, докладчик рисует портрет востребованного специалиста в будущем при условии, что мы будем поставлять на мировой рынок не сырье, а высокие технологии.

Итак, высокооплачиваемый работник вероятностной инновационной России должен иметь технические знания и навыки из нескольких областей, а также обладать экономической компетентностью, которая станет универсальным требованием. То есть простой инженер никому не будет нужен, а вот инженер-экономист безработным не останется. Также специалист будущего должен иметь компетенции для работы в международном контексте, владеть иностранными языками, понимать другие культуры и глобальные правила игры, уметь «партнериться», как выразился докладчик.

Кроме знаний и предметных компетенций, есть еще набор необходимых надпредметных компетенций и метакомпетенций, без которых будущее трудоспособного населения не будет светлым. Так, надпредметные компетенции включают умение коммуницировать, быть частью творческого коллектива и работать с большими объемами информации. А фундамент любого инновационного специалиста, его метакомпетенции — это системное и алгоритмическое мышление, быстрая обучаемость, навыки саморазвития и саморегуляции.

В завершение своего выступления Павел Лукша рассказал о том, что еще должны сделать участники данного проекта.

Прежде всего, планируется детализировать требования работодателей к учебным программам. Во-вторых, нужно провести количественную оценку по новым профессиям в ключевых отраслях и сказать, сколько нужно будет энергоаудиторов в энергетике и докторов-атомщиков в ядерной медицине. В-третьих, исследования не должны остаться на бумаге, результаты форсайта компетенций нужно использовать в конкретных областях и уже начать изменять программы подготовки в ключевых отраслевых вузах. В-четвертых, предстоит организовать тиражирование разработанной методологии на другие страны. Сейчас, например, в рамках сотрудничества с Международной организацией труда идет работа по тестированию и доработке методологии в трех странах СНГ и двух странах дальнего зарубежья. Наконец, разработчики рассчитывают, что созданный ими инструмент будет транслироваться в отрасли экономики России и уже отдельные предприятия смогут работать с упрощенным вариантом методологии и решать свои задачи самостоятельно.

Дискуссию открыл руководитель проектов по образованию Московского представительства Всемирного банка Кирилл Васильев. Он отметил «свежий взгляд» участников проекта на проблему компетенций будущего, в частности их отказ от терминологии руководитель-служащий-рабочий и введение новых профессиональных ролей: интеграторов, трансляторов, адаптаторов. В то же время авторы проекта пока еще недостаточно хорошо проработали и обосновали концепцию исследования, не до конца раскрыли, из чего выводятся и как связаны между собой все нововведенные слова и термины, не сделали «ярких» утверждений о том, что нового и необычного «вскрыло» их исследование.

 

Куда движется человечество?

Продолжил дискуссию Олег Подольский, научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ. По его словам, за кадром «Форсайта компетенций» осталось само содержание образования, формирование новых учебных программ и процесс подготовки кадров. Между тем, очень важно понять, что нужно делать с образованием, как поменять образовательные программы, чтобы нарисованный образ инновационной экономики можно было построить на базе сегодняшних реалий. Также докладчик много говорил о требованиях к специалисту будущего, в частности способности обрабатывать большие объемы информации, системном и алгоритмическом мышлении. Но такое описание больше подходит компьютеру, чем человеку…

По мнению третьего дискуссанта Александра Соколова, директора международного научного образовательного Форсайт-центра ВШЭ, современное общество как раз таки и движется к превращению человека в машину. Вероятно, уже через десяток лет человек сможет напрямую подключаться к интернету без всяких мобильных устройств. Наука развивается чудовищно быстро. И в этих условиях людей нужно учить совершенно иным вещам, не тому, чему учат сегодня.

Итоги семинара подвел научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов. Он отметил, что исследователи провели серьезный и интересный анализ по отраслям, но теперь им нужно разобраться с вузами. В современной российской системе образования есть бакалавриат и магистратура, а значит и изучаемые компетенции нужно выстроить в соответствующей иерархии. Более того, компетенции должны быть разнесены по уровням — какие-то достанутся среднему профессиональному образованию, другие высшему, а третьи дополнительному. «Высшее образование дает базовые компетенции, а дальше идет «тюнинг» специалиста под нужды предприятия. Для конкретного станка сегодня никто не готовит», — подчеркнул руководить семинара.

 

Алина Иванова, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Основной тренд в образовании — это цифровая революция»

В рамках Гайдаровского форума, организованного РАНХиГС, состоялся открытый диалог, участники которого обсудили главные тренды образования. О том, каким будет российское образование через 5-7 лет, как искусственный интеллект изменит школу и какие реформы необходимы уже сейчас, рассказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Образовательный потенциал России предстоит превратить в капитал

На специальной сессии «Развилки и перспективы развития российского образования» XVIII Апрельской конференции в Высшей школе экономики обсуждался раздел доклада Центра стратегических разработок о стратегии развития России, посвященный образованию. Инвестиции в образование дают эффект через 15-20 лет, так что участники сессии рассмотрели перспективу до 2035 года.

Идеи Эдуарда Днепрова важны для современной школы, пусть даже не все из них удается реализовать

6 февраля исполняется год со дня смерти Эдуарда Днепрова — ординарного профессора ВШЭ, первого министра образования постсоветской России. Участники традиционного семинара Института образования ВШЭ, приуроченного к этой дате и проведенного в аудитории, названной именем Эдуарда Днепрова, обсуждали, какие его идеи удалось воплотить в жизнь, какие уроки проведенной им школьной реформы актуальны сегодня.

Реформаторские идеи Эдуарда Днепрова стали частью повседневности

17 марта на семинаре Института образования ВШЭ обсуждалось интеллектуальное наследие Эдуарда Днепрова — первого министра образования постсоветской России, ординарного профессора ВШЭ, скончавшегося 40 дней назад. Среди участников семинара были эксперты и управленцы, вместе с ним начинавшие реформу образования в конце 1980-х — начале 1990-х годов.

Как развивается образование в России с 2000 года

Институт статистических исследований и экономики знаний ВШЭ подготовил статистический сборник «Образование в Российской Федерации: 2014». Он обобщает информацию о состоянии образования с 2000 по 2013 год.

Измеряйте, доказывайте и управляйте образованием

Во всем многообразии магистерских программ, предлагаемых Вышкой, есть и такие, которые — на первый взгляд — похожи друг на друга. Но именно на первый взгляд. Поможем абитуриенту разобраться и понять, какая из программ ему больше подойдет. Начнем с магистерских программ по образованию.

В образовании настало время аналитиков

В России проекты модернизации образования зачастую разрабатываются без должного обоснования. Одна из причин — нехватка квалифицированных специалистов. В интервью РИА Новости о магистерской программе Института образования ВШЭ «Доказательная образовательная политика» рассказал Александр Сидоркин, один из ее руководителей.

Тема образования останется приоритетной для нового состава Общественной палаты

Владимир Путин утвердил «президентскую» часть нового состава Общественной палаты РФ. В нее включен и ряд представителей сферы образования, в том числе ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

Исключение доли выпускников, не сдавших ЕГЭ, из показателей оценки губернаторов назрело давно

Как сообщили вчера «Известия» со ссылкой на председателя думского комитета по образованию Вячеслава Никонова, в ближайшее время будет изменен критерий эффективности работы губернаторов в сфере образования. Сейчас оценка губернатора зависит от того, какая доля детей в регионе получила двойки на ЕГЭ по русскому и математике, а будет зависеть от доли школ, работающих во вторую и третью смену. Чем новый показатель лучшего старого, разъясняет научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов.

Чтобы стать конкурентоспособными, ведущим вузам стоит объединять усилия

3 февраля в Высшей школе экономики состоялась встреча ректоров вузов-участников программы повышения международной конкурентоспособности «5/100». Обсуждались возможности преодоления финансовых, нормативных и прочих ограничений, а также перспективы сетевого взаимодействия.